АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«14» ноября 2008 г. Дело №А38-4451/2008-19-208 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2008 г.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Камаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комлевой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Казанского отделения Горьковской железной дороги
к ответчику Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл
с участием представителей:
от заявителя – не явились, надлежаще извещены,
от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 28.01.2008,
от третьего лица – ФИО2, представитель по доверенности от 18.05.2008
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Казанского отделения Горьковской железной дороги обратилось в арбитражный суд с заявлением к ответчику, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее по тексту – Управление Росприроднадзора по РМЭ), о признании незаконным и об отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении от 05.09.2008 №87 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
Общество, оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, в заявлении указало на отсутствие вины в совершении правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Заявитель указал, что процесс заключения договора аренды земельного участка был затянут не по его вине (л.д. 4-5).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя (л.д. 37). При указанных обстоятельствах в соответствии с правилами ч. 2 ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл, в отзыве на заявление и в судебном заседании пояснил, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 05.09.2008 договор аренды земельного участка ОАО «Российские железные дороги» представлен не был, по этой причине оспариваемое постановление является законным и обоснованным, требования заявителя удовлетворению не подлежат (л.д. 40-41, протокол судебного заседания от 12-13 ноября 2008 г.).
Третье лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл (далее по тексту – ТУ ФАУФИ по РМЭ), в судебном заседании пояснило, что затягивание процесса заключения договора аренды произошло не по вине ОАО «Российские железные дороги», а было вызвано объективными причинами и связано с выполнением ТУ ФАУФИ по РМЭ возложенных на него обязанностей по оформлению федерального имущества (приложение № 1 к протоколу судебного заседания от 12-13 ноября 2008 г.).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление, признать оспариваемое постановление незаконным и отменить полностью по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в установленном законом порядке, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 38).
22-31 июля 2008 г. на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл государственными инспекторами ФИО3, ФИО4, ФИО5 проведена плановая комплексная проверка соблюдения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» и Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в ДОК «Яльчик» Казанского отделения Горьковской железной дороги ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 42-43).
По результатам проверки составлен акт от 31.07.2008 № 74, согласно которому заявитель осуществляет деятельность на земельном участке на территории Национального парка «Марий Чодра» без правоустанавливающих документов (л.д. 12-15).
05.09.2008 заместителем главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РМЭ в отношении ОАО «Российские железные дороги» составлен протокол по делу об административном правонарушении, выразившемся в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (л.д. 11).
Постановлением от 05.09.2008 № 87 ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 15 000 рублей за пользование земельным участком Национального парка «Марий Чодра» без оформленного надлежащим образом договора аренды (л.д. 9-10).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене (л.д. 4-5, 37).
Правомерность заявленных требований и возражений проверены арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 7 ст. 2, подп. "д" п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) предусмотрено, что территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков.
В ст. 17 Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что предоставление в аренду земельных участков возможно на основании договоров, заключаемых в соответствии с земельным законодательством.
Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 № 47.
В соответствии с п. 3, 7 указанных Правил подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством. Договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором в течение срока, установленного земельным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Арбитражный суд считает, что ответчик не доказал наличие вины ОАО «Российские железные дороги» в совершении вменяемого ему правонарушения, по следующим основаниям.
Договор на право пользования природными рекреационными объектами, заключенный 17.01.2007 между государственным учреждением «Национальный парк «Марий Чодра» и ОАО «Российские железные дороги», предоставляющий заявителю на праве аренды земельный участок общей площадью 17.4962 га, с кадастровым номером 12:15:8801005:0139, расположенный в Республике Марий Эл, Волжский район, озеро Яльчик, прекратил действие 31.12.2007.
С учетом положений п. 7 Правил подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 № 47, договор на последующую аренду указанного земельного участка заявитель должен был заключить с ТУ ФАУФИ по РМЭ.
Из пояснений представителя третьего лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл, следует, что в январе-феврале 2008 г. указанным государственным органом проводились кадастровые работы в отношении спорного земельного участка – уточнялись его границы, площадь и другие индивидуально-определенные характеристики (приложение № 1 к протоколу судебного заседания от 12-13 ноября 2008 г.).
15.02.2008 ОАО «Российские железные дороги» направило ТУ ФАУФИ по РМЭ письмо № 85 с просьбой заключить договор аренды земельного участка в границах Национального парка «Марий Чодра» площадью 17.4962 кв.м. с кадастровым номером 12:15:8801005:0139 (л.д. 19). Получив указанное письмо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществило мероприятия по оценке передаваемого в аренду имущества и экспертизе его стоимости (приложение № 1 к протоколу судебного заседания от 12-13 ноября 2008 г.).
13.05.2008 ТУ ФАУФИ по РМЭ направило в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на согласование проект договора аренды № 3-ФН земельного участка национального парка, который планировалось заключить с ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 82). Проанализировав представленные ТУ ФАУФИ по РМЭ документы, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования письмом от 04.06.2008 № ВК-04-32/4828 возвратила вышеуказанный проект договора и сообщила о необходимости направления на рассмотрение актов выбора земельных участков, а также согласованных с национальным парком «Марий Чодра» проектов договоров аренды земельных участков и актов приемки-передачи к ним (л.д. 83-84). 15.07.2008 ТУ ФАУФИ по РМЭ направило Федеральной службе по надзору в сфере природопользования доработанные проекты договоров аренды с приложением необходимых документов (л.д. 85).
21.08.2008 проект договора аренды земельного участка, расположенного на территории национального парка «Марий Чодра», который планировалось заключить с ОАО «Российские железные дороги», был согласован Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что подтверждается письмом от 21.08.2008 № ИК-10-32/7058 (л.д. 20).
03.09.2008 распоряжением заместителя руководителя ТУ ФАУФИ по РМЭ № 374 заявителю был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности, из земель особо охраняемых территорий, с кадастровым номером 12:15:8801005:0139, расположенный в Республике Марий ФИО6 район, озеро Яльчик, общей площадью 174962 кв.м. (л.д. 21).
Постановлением от 05.09.2008 заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 7.1. КоАП РФ за осуществление деятельности на земельном участке на территории Национального парка «Марий Чодра» без правоустанавливающих документов.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ОАО «Российские железные дороги» были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения законодательства. Материалами дела подтверждается наличие объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению заявителем обязанности по заключению договора аренды спорного земельного участка. Убедительных доказательств, подтверждающих наличие вины в действиях общества, административным органом вопреки требованиям статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд признает, что в действиях ОАО «Российские железные дороги» отсутствует состав предусмотренного в статье 7.1 КоАП РФ административного правонарушения в связи с недоказанностью вины. Следовательно, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности не соответствует закону.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Казанского отделения Горьковской железной дороги о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Резолютивная часть решения объявлена судом 13.11.2008. Полный мотивированный текст решения изготовлен 14.11.2008, что в соответствии с ч. 1 ст. 176 АПК РФ считается датой принятия решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл от 05.09.2008 №87 по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Камаева