ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-4484/12 от 03.10.2012 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«09» октября 2012г. Дело № А38-4484/2012 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   03 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен   09 октября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания   секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчикам   Управлению ФНС России по Республике Марий Эл, Межрайонной  инспекции ФНС России № 4 по Республике Марий Эл

о   признании незаконным решения налогового органа и обязании возвратить излишне уплаченный налог

с участием представителей:

от заявителя –   ФИО1 по доверенности от 16.01.2012, ФИО2 по доверенности от 21.06.2012,

от ответчика   МИФНС России № 4 по РМЭ – ФИО3 по доверенности от 10.01.2012,

от ответчика   УФНС России по РМЭ – ФИО4 по доверенности от 10.01.2012

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ОАО «МЦБК», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Управлению ФНС России по Республике Марий Эл о признании незаконным решения № 125 от 30.12.2012, выраженного в отказе возвратить сумму излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 24 574 руб. 69 коп. (т.1, л.д. 10-16, т.2, л.д. 19-24).

Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2012 заявление ОАО «МЦБК» о признании незаконным решения УФНС России по РМЭ принято к производству (т.1, л.д. 1,2).

07.08.2012 ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Республике Марий Эл (далее – инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 24 574 руб. 69 коп. (т.3, л.д. 5-10, т.5, л.д. 68-70).

Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 заявление ОАО «МЦБК» о возврате излишне уплаченного налога принято к производству (т.3, л.д. 1,2).

Определением арбитражного суда от 20.08.2012 заявления ОАО «МЦБК» к ответчикам, Управлению ФНС России по РМЭ, МИФНС России № 4 по РМЭ объединены в одно производство для их совместного рассмотрения (т.2, л.д. 129,130).

Обосновывая свои требования, заявитель указал, что по итогам 2009 года у него возникла переплата по ЕСН, подтвержденная актом сверки расчетов № 1562 от 15.07.2011. ОАО «МЦБК» представило в налоговый орган заявление о возврате переплаты. В связи с отказом инспекции в зачете (возврате) суммы 24 574 руб. 69 коп., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее возврате в судебном порядке. Заявитель считает, что о наличии указанной переплаты он узнал с момента составления акта сверки расчетов от 15.07.2011, поэтому, срок исковой давности по требованию о возврате излишне уплаченного налога не истек. Отказ в возврате переплаты, выраженный решением УФНС России по РМЭ не соответствует требованиям налогового законодательства.

Требования ОАО «МЦБК» обоснованы правовыми ссылками на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 21, подпунктов 9,10 пункта 1 статьи 32, пунктов 3, 5, 7 статьи 78, пункта 3 статьи 243 НК РФ, определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О.

В судебном заседании представители организации заявленные требования поддержали полностью.

Ответчик, МИФНС России № 4 по Республике Марий Эл в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление пояснил, что 30.09.2005 по лицевому счету налогоплательщика из сальдо переплаты по виду платежа «Налог» сумма 25 883 руб. 69 коп. перенесена в вид платежа «АктНалог». 08.06.2007 переплата в размере 25 883 руб. 69 коп. частична зачтена в счет погашения недоимки в размере 1 309 руб., начисленной по решению инспекции от 24.05.2007 № 21. Оставшаяся переплата в сумме 24 574 руб. 69 коп. отражена в составе общего сальдо переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в актах сверки расчетов от 31.01.2008, от 01.04.2008, от 05.08.2008, от 11.02.2009, от 18.05.2009, от 13.07.2009, от 07.10.2009, от 11.01.2010, от 01.04.2010, от 01.07.2010., подписанных инспекцией и обществом. В связи с изложенным, на дату обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога (07.08.2012), срок исковой давности ОАО «МЦБК» пропущен; основания для судебного возврата переплаты отсутствуют. Принятое Управлением ФНС России по РМЭ решение № 125 от 30.12.2012 по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика не нарушает его прав, не уменьшает объем прав и не устанавливает новых обязанностей; поэтому в части оспаривания указанного решения требования заявителя не подлежат удовлетворению (т.2, л.д. 32-35, т.3, л.д. 83-86, т.4, л.д. 25-27, 61,62, т.6, л.д. 1-3).

Ответчик, Управление ФНС России по Республике Марий Эл в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на пропуск срока исковой давности в отношении возврата излишне уплаченного единого социального налога в сумме 24 574 руб. 69 коп.; на отсутствие нарушения прав общества решением вышестоящего налогового органа об отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика (т.2, л.д. 45-48, т.3, л.д. 137-140, т.4, л.д. 64-71)

Рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления ОАО «МЦБК» по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ОАО «МЦБК» зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.10.2002, по месту нахождения состоит на налоговом учете в МИФНС России № 4 по РМЭ (т.1, л.д. 19-28).

Инспекцией и ОАО «МЦБК» проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2010 по 30.09.2010, в ходе которой выявлена переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 46 034 руб. 10 коп. Результаты сверки расчетов отражены в акте № 2222 от 01.10.2010 (т.4, л.д.53-56). Названная переплата отражена также в акте сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 1562 по состоянию на 01.07.2011 (т.1, л.д. 41-45).

18.11.2011 ОАО «МЦБК» обратилось в МИФНС России № 4 по РМЭ с заявлением о возврате излишне уплаченного единого социального налога в сумме 46 034 руб. 10 коп. (т.1, л.д. 89, т.2, л.д. 38).

22.11.2011 налоговым органом принято решение № 15103 о возврате ОАО «МЦБК» переплаты по единому социальному налогу в сумме 21 459 руб. 41 коп. (т.2, л.д. 39), о чем налогоплательщику направлено извещение № 41257 от 22.11.2011 (т.1, л.д. 88, т.2, л.д. 27, 40).

22.11.2011 налоговым органом принято решение № 3818 об отказе ОАО «МЦБК» в возврате (зачете) переплаты по единому социальному налогу в сумме 24 574 руб. 69 коп. (т.1, л.д. 95, т.2, л.д. 41).

ОАО «МЦБК» обжаловало решение МИФНС России № 4 по РМЭ от 22.11.2011 № 3818 в Управление ФНС России по Республике Марий Эл (т.1, л.д. 97, т.2, л.д. 52,53).

По результатам рассмотрения жалобы руководителем Управления ФНС России по Республике Марий Эл вынесено решение № 125 от 30.12.2011 об оставлении жалобы без удовлетворения (т.1, л.д. 103-105, т.2, л.д. 42-44).

Посчитав, что имеются предусмотренные законом основания для возврата излишне уплаченного единого социального налога, ОАО «МЦБК» обратилось в арбитражный суд с заявлениями об обязании МИФНС России № 4 по Республике Марий Эл возвратить из федерального бюджета переплату в сумме 24 574 руб. 69 коп.; признании незаконным решения Управления ФНС России по Республике Марий Эл от 30.12.2012 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Ответчики возражали против удовлетворения требований общества, ссылаясь на пропуск срока исковой давности обращения в арбитражный суд с иском о возврате переплаты по налогу; законность решения вышестоящего налогового органа, принятого по жалобе налогоплательщика, и отсутствие нарушения этим решением прав и законных интересов заявителя.

Правомерность заявленных требований и обоснованность возражений проверены арбитражным судом первой инстанции по правилам глав 22,24 АПК РФ.

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия об основаниях и порядке возврата из бюджета излишне уплаченного заявителем в федеральный бюджет единого социального налога.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов установлен в статье 78 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Указанная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.11.2006 № 6219/06, от 25.02.2009 № 12882/08.

Конституционный Суд РФ в определении от 21.06.2001 № 173-О также разъяснил, что пункт 8 статьи 78 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. Указанная позиция нашла отражение в судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009 № 12882/08).

Материалами дела подтверждается, что в решении МИФНС России № 4 по РМЭ от 23.06.2003 № 19, принятом по результатам выездной налоговой проверки ОАО «МЦБК», отражено наличие у общества излишне исчисленного единого социального налога в Пенсионный фонд РФ в сумме 25 883 руб. 69 коп. (т.1, л.д. 110-112, т.3, л.д. 61-63, т.4, л.д. 72-74).

На основании решения МИФНС России № 4 по РМЭ от 11.01.2005 № 1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обществу начислена и предложена к уплате недоимка по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 407 099 руб. 65 коп. (т.1, л.д. 113-115, т.3, л.д. 64-66).

01.02.2005 инспекцией произведен зачет переплаты в сумме 25 883 руб. 69 коп. в счет частичного погашения недоимки по единому социальному налогу в сумме 407 099 руб. 65 коп. 19.05.2005 оставшаяся сумма недоимки в размере 381 215 руб. 96 коп. (407 099,65 – 25 883,69) погашена путем зачета переплаты по единому социальному налогу, имевшейся у налогоплательщика. Сведения о произведенных зачетах отражены по лицевому счету ОАО «МЦБК» (т.4, л.д. 86-97).

По состоянию на 30.09.2005 по лицевому счету общества числилось сальдо переплаты по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 2 882 901 руб. 25 коп. Вследствие технической ошибки инспекцией по лицевому счету выполнена проводка о переносе части указанной переплаты в сумме 25 883 руб. 69 коп. из вида платежа «Налог» в вид платежа «АктНалог»; на 01.10.2005 отражено сальдо переплаты «Налог» - 2 857 017 руб. 56 коп. (2 882 901,25 – 25 883,69), сальдо переплаты «АктНалог» - 25 883 руб. 69 коп. (т.4, л.д. 98-101).

По состоянию на 01.02.2006, 01.04.2006, 01.01.2007 по лицевому счету ОАО «МЦБК» по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, числилось сальдо переплаты «Налог» соответственно в суммах 2 780 906 руб. 85 коп., 2 898 422 руб. 85 коп., 3 716 112 руб. 76 коп.; сальдо переплаты «АктНалог» в сумме 25 883 руб. 69 коп. (т.4, л.д. 83-85).

На основании решения МИФНС России № 4 по РМЭ от 24.05.2007 № 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу начислена и предложена к уплате недоимка по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 1 309 руб. (т.2, л.д. 58-81, т.3, л.д. 118-132, т.4, л.д. 1-24).

08.06.2007 инспекцией проведен зачет переплаты в сумме 25 883 руб. 69 коп. в счет погашения недоимки по единому социальному налогу в сумме 1 309 руб.; остаток сальдо переплаты «АктНалог» составил 24 574 руб. 69 коп. (25 883,69 – 1 309) (т.4, л.д. 117-120).

31.01.2008 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2007 по 30.12.2007. В акте сверки от 31.08.2008 № 121, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2007 имеется переплата в размере 3 741 996 руб. 45 коп.; за 2007 начислено 22 781 087 руб., уплачено 23 769 685 руб.; по состоянию на 30.12.2007 имеется переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп. (т.1, л.д. 55-58, т.3, л.д. 44-47, т.4, л.д. 121-124).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2007, на 31.12.2007, переплата в размере 3 741 996 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 3 716 112 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 25 883 руб. 69 коп.; переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 4 706 019 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп. (т.3, л.д. 114,115, т.4, л.д. 125-128).

01.04.2008 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 31.03.2008. В акте сверки от 01.04.2008 № 108, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 31.03.2008 имеется переплата в размере 5 093 545 руб. 45 коп. (т.2, л.д. 84-87, т.3, л.д. 98-100, т.4, л.д. 132-136).

Согласно данных лицевого счета и справки налогового органа о состоянии расчетов на 01.04.2008, переплата в размере 5 093 545 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 068 970 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп. (т.3, л.д. 115, 116, т.4, л.д. 125-128).

05.08.2008 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 30.06.2008. В акте сверки от 05.08.2008 № 216, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2008 имеется переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп.; за полугодие 2008 начислено 14 268 223 руб., уплачено 15 129 585 руб.; по состоянию на 30.06.2008 имеется переплата в размере 5 591 956 руб. 45 коп. (т.1, л.д. 67,68, т.3, л.д. 48,49, т.4, л.д. 36-40, 139,140).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 31.12.2007, на 30.06.2008, переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 4 706 019 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 5 591 956 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 567 381 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 115,116, т.4, л.д. 127,128, 141,142).

11.02.2009 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 30.12.2008. В акте сверки от 11.02.2009 № 404, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2008 имеется переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп.; за 2008 начислено 29 218 413 руб., уплачено 29 803 187 руб., возвращено налога 1 282 руб.; по состоянию на 30.12.2008 имеется переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. (т.4, л.д. 146-148).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 31.12.2007, на 30.12.2008, переплата в размере 4 730 594 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 4 706 019 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 289 511 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 115,116, т.4, л.д. 127,128, 149,150, т.5, л.д. 1,2).

18.05.2009 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 31.03.2009. В акте сверки от 18.05.2009 № 621, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2009 имеется переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп.; за 1 квартал 2009 начислено 6 207 081 руб., уплачено 3 821 587 руб.; по состоянию на 31.03.2009 имеется переплата в размере 2 928 592 руб. 45 коп. (т.5, л.д. 3-6).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2009, на 31.03.2009, переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 289 511 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 2 928 592 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 2 904 017 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 7-10).

13.07.2009 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 29.06.2009. В акте сверки от 13.07.2009 № 859, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2009 имеется переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп.; за полугодие 2009 начислено 10 208 777 руб., уплачено 9 121 567 руб. 65 коп.; по состоянию на 29.06.2009 имеется переплата в размере 4 226 877 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 11-14).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2009, на 29.06.2009, переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 289 511 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 4 226 877 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 4 202 302 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 7,8, 15,16).

07.10.2009 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 29.09.2009. В акте сверки от 07.10.2009 № 1111, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2009 имеется переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп.; за 9 месяцев 2009 начислено 15 845 213 руб., уплачено 15 302 088 руб. 65 коп.; по состоянию на 29.09.2009 имеется переплата в размере 4 770 962 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 17-20).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2009, на 29.09.2009, переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 289 511 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 4 770 962 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 4 746 387 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 7,8, 21,22).

11.01.2010 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 29.12.2009. В акте сверки от 11.01.2010 № 1357, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2009 имеется переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп.; за 2009 начислено 22 060 054 руб., уплачено 22 483 615 руб. 65 коп.; по состоянию на 29.12.2009 имеется переплата в размере 5 737 648 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 23-26).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2009, на 29.12.2009, переплата в размере 5 314 086 руб. 45 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 289 511 руб. 76 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 5 737 648 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 713 073 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 7,8, 27,28).

01.04.2010 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2010 по 31.03.2010. В акте сверки от 01.04.2010 № 895, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 31.03.2010 имеется переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 34-36).

Согласно данных лицевого счета и справки налогового органа о состоянии расчетов на 01.04.2010, переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 21 459 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп. (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 37,38).

01.07.2010 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2010 по 30.06.2010. В акте сверки от 01.07.2010 № 2081, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 01.01.2010 имеется переплата в размере 5 737 648 руб. 10 коп.; за полугодие 2010 начислено 7 556 494 руб., уплачено 1 864 880 руб.; по состоянию на 30.06.2010 имеется переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 39-42).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2010, на 30.06.2010, переплата в размере 5 737 648 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 5 713 073 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп.; переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 21 459 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 27,28, 43,44).

01.07.2011 ОАО «МЦБК» и инспекцией проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2011 по 30.06.2011. В акте сверки от 01.07.2011 № 1562, подписанном налогоплательщиком, в отношении ЕСН в федеральный бюджет определено, что по состоянию на 30.06.2011 имеется переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 48-50).

Согласно данных лицевого счета и справок налогового органа о состоянии расчетов на 01.01.2011, на 01.07.2011, переплата в размере 46 034 руб. 10 коп. включает в себя сальдо переплаты «Налог» - 21 459 руб. 41 коп., сальдо переплаты «АктНалог» - 24 574 руб. 69 коп. (т.3, л.д. 116,117, т.5, л.д. 46,47, 51,52).

Арбитражный суд, оценив по правилам части 1 статьи 65, статей 71, 162 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, а также каждое в отдельности, установил, что в период с 2005 по 2011 у ОАО «МЦБК» постоянно имелся переходящий на последующие налоговые периоды остаток переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; информация о размере имевшейся переплаты доводились до сведения налогоплательщика путем составления совместных с инспекцией актов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 31.08.2008 № 121, от 01.04.2008 № 108, от 05.08.2008 № 216, от 11.02.2009 № 404, от 18.05.2009 № 621, от 13.07.2009 № 859; в составе сальдо переплат, указанных в названных актах сверки расчетов, числилась учтенная по лицевому счету в 2005 году по виду платежа «АктНалог» переплата в размере 24 574 руб. 69 коп.

В арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в размере 24 574 руб. 69 коп. ОАО «МЦБК» обратился 07.08.2012, то есть, по истечение трехлетнего срока с даты составления и получения налогоплательщиком совместных актов сверки расчетов от 31.08.2008 № 121, от 01.04.2008 № 108, от 05.08.2008 № 216, от 11.02.2009 № 404, от 18.05.2009 № 621, от 13.07.2009 № 859, суммы переплат, отраженные в которых, включали сумму, в отношении которой предъявлено требование о возврате.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.12.2010 № 3972/10, получение налогоплательщиком акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него сумм переплаты по налогу на прибыль, должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права. Поэтому, в отношении переплат, отраженных в актах сверки расчетов от 31.08.2008 № 121, от 01.04.2008 № 108, от 05.08.2008 № 216, от 11.02.2009 № 404, от 18.05.2009 № 621, от 13.07.2009 № 859, в том числе, входящей в их состав переплаты 24 574 руб. 69 коп., началом течения срока исковой давности предъявления иска о возврате излишне уплаченного налога судом признаются даты подписания и получения ОАО «МЦБК» этих актов.

Общество вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ не доказало, что не имело сведений о переплатах по единому социальному налогу в течение длительного времени с момента составления актов сверки расчетов от 31.08.2008 № 121, от 01.04.2008 № 108, от 05.08.2008 № 216, от 11.02.2009 № 404, от 18.05.2009 № 621, от 13.07.2009 № 859, учитывая, что излишняя уплата налога в размере 24 574 руб. 69 коп. имелась в 2005 году.

По утверждению ОАО «МЦБК», специфика расчетов по единому социальному налогу, предусмотренная статьей 243 НК РФ, предполагала постоянное наличие переплаты на лицевом счете налогоплательщика. С 01.01.2010 глава 24 НК РФ утратила силу, в связи с чем, последним налоговым периодом, по итогам которого образовалась переплата, был 2009, а датой ее обнаружения следует считать акт сверки расчетов от 01.07.2011 № 1562 (т.5, л.д. 68-70).

Между тем, довод общества об отнесении истребуемой переплаты к 2009 году не подтвержден материалами дела и убедительными доказательствами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Излишне уплаченной суммой налога признается зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сопоставления сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период с платежными документами, относящимися к тому же периоду. Поэтому для определения начала течения срока исковой давности необходимо установить, с какого момента налогоплательщику по каждому из налоговых периодов стало известно о наличии переплаты. При этом, непринятие налогоплательщиком мер по представлению заявления о зачете (возврате) переплаты по итогам налогового периода, о которой было ему известно, и переход сальдо этой переплаты на последующие налоговые периоды, не влечет изменения порядка исчисления срока давности возврата излишне уплаченного налога, установленного налоговым законодательством.

Данными лицевого счета, актами сверок расчетов подтверждается, что ОАО «МЦБК» производил уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в большем размере, чем подлежало уплате по итогам налоговых периодов, в результате чего у него имелась постоянная переплата, переходящая на последующие налоговые периоды, и составившая при упразднении обязанностей по исчислению и уплате ЕСН сумму 46 034 руб. 10 коп.

Материалами дела подтверждается, что часть указанной переплаты в размере 24 574 руб. 69 коп., в возврате которой отказано налоговым органом, представляет собой переходящий с 2005 года остаток переплаты, учитываемый по лицевому счету по виду платежа «АктНалог».

По состоянию на 01.01.2005 переплата ОАО «МЦБК» по ЕСН в ФБ составляла 5 685 836 руб. 37 коп. (Налог – 5 659 952 руб. 68 коп., АктНалог – 25 883 руб. 69 коп.). После зачета 01.02.2005 переплаты 25 883 руб. 69 коп., указанной в решении инспекции от 23.06.2003 № 19; переноса по лицевому счету 30.09.2005 части сальдо переплаты из вида платежа «Налог» в вид платежа «АктНалог», по состоянию на 01.01.2006 переплата ОАО «МЦБК» по ЕСН в ФБ составляла 2 806 790 руб. 54 коп. (Налог – 2 780 906 руб. 85 коп., АктНалог – 25 883 руб. 69 коп.) (т.4, л.д. 83).

Наличие у него сальдо переплаты на 01.01.2005 в сумме 5 685 836 руб. 37 коп., на 01.01.2006 в сумме 2 806 790 руб. 54 коп. подтверждено налогоплательщиком в расчете движения операций по расчету с бюджетом по ЕСН в ФБ за 2005 календарный год. При этом, в указанном расчете ОАО «МЦБК» пояснило, что непосредственно за 2005 начислено к уплате 20 835 176 руб. 37 коп., уплачено 17 956 130 руб. 54 коп., то есть сальдо переплаты на 01.01.2006 образовалось за счет переплаты, переходящей с 2004 года.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив по правилам части 1 статьи 65, статей 71, 162 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, а также каждое в отдельности, установил, что учитываемое с 30.09.2005 по лицевому счету сальдо переплаты «АктНалог» - 25 883 руб. 69 коп. (с 08.06.2007 – 24 574 руб. 69 коп.) является частью переходящего остатка переплаты, образовавшегося до 01.01.2005г.

В составленных совместно с налогоплательщиком актах сверки расчетов определены имевшиеся у общества на начало и конец налоговых периодов суммы переплат: на 01.01.2007 – 3 741 996 руб. 45 коп.; на 30.12.2007 (01.01.2008) – 4 730 594 руб. 45 коп.; на 31.03.2008 – 5 093 545 руб. 45 коп.; на 30.06.2008 – 5 591 956 руб. 45 коп.; на 30.12.2008 (01.01.2009) – 5 314 086 руб. 45 коп.; на 31.03.2009 – 2 928 592 руб. 45 коп.; на 29.06.2009 – 4 226 877 руб. 10 коп.; на 29.09.2009 – 4 770 962 руб. 10 коп.; на 29.12.2009 (01.01.2010) – 5 737 648 руб. 10 коп.; на 31.03.2010 (01.04.2010, 30.06.2010, 30.06.2011, 01.07.2011) – 46 034 руб. 10 коп. В состав всех указанных сумм переплат входит образовавшаяся до 01.01.2005 переплата по виду платежа «АктНалог» в сумме 25 883 руб. 69 коп. (с 08.06.2007 – 24 574 руб. 69 коп.), что подтверждается данными лицевого счета, справками инспекции о состоянии расчетов с бюджетом; доказательств, опровергающих данное обстоятельство налогоплательщиком не представлено.

Утверждение ОАО «МЦБК» о том, что переплата в размере 24 574 руб. 69 коп. образовалась в 2009 году не соответствует представленным налоговым органом документам, подтверждающим основания и причины образования переплаты (актам сверки расчетов, данным лицевого счета, справкам о состоянии расчетов с бюджетом), не подтверждено доказательствами.

Представленный налогоплательщиком расчет операций по начислению и уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2008-2009, содержащий сведения о механизме образования переплаты в сумме 46 034 руб. 10 коп. (т.5, л.д. 70), в части сведений о начисленных и уплаченных за 2008, 2009 суммах налога не соответствует данным актов сверки расчетов от 11.02.2009 № 404, 11.01.2010 № 1357, подписанным обществом и инспекцией. Будучи основанным на содержании уточненных налоговых деклараций по ЕСН за 2008, 2009, представленных в налоговый орган 01.06.2011, то есть позже составления актов сверки расчетов от 01.04.2010 № 895, от 01.07.2011 № 1562, в которых определена переплата 46 034 руб. 10 коп., данный расчет не соответствует этим актам в части механизма ее образования 46 034 руб. 10 коп. (5 737 648,1 – 7 556 494 + 1 864 880). Кроме того, в расчете налогоплательщика имеются сведения об образовавшейся до 01.01.2008 переходящей на 2008, 2009 годы переплате по ЕСН, в состав которой, как подтверждено материалами дела, входит сальдо переплаты 24 574 руб. 69 коп., в возврате которого отказано налогоплательщику.

Поэтому расчет операций по начислению и уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2008-2009 (т.5, л.д. 70) не признан арбитражным судом достоверным подтверждением образования спорной переплаты в 2009 году.

Арбитражным судом отклонен довод заявителя о том, что в силу неосведомленности о наличии в составе сальдо переплат, отраженных в актах сверки расчетов от 31.08.2008 № 121, от 01.04.2008 № 108, от 05.08.2008 № 216, от 11.02.2009 № 404, от 18.05.2009 № 621, от 13.07.2009 № 859, переплаты 24 574 руб. 69 коп., он был лишен возможности своевременно предъявить заявление о возврате.

В указанных актах, составленных и полученных налогоплательщиком за пределами трехлетнего срока исковой давности до обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате (07.08.2012), отражены размеры переплат, имевшиеся на 01.01.2007, 01.01.2008, 31.03.2006, 30.06.2008, 01.01.2009, 31.03.2009, 29.06.2009, и включающие сумму 24 574 руб. 69 коп. При этом, указание суммы 24 574 руб. 69 коп. по лицевому счету налогоплательщика не в составе сальдо переплаты «Налог», а по виду платежа «АктНалог» не имеет правового значения, поскольку лицевой счет, который ведет инспекция является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов; сальдо переплат по актам сверки расчетов, составленных и полученных ОАО «МЦБК», включали в себя все переплаты по налогу, в том числе спорную переплату, образовавшуюся до 01.01.2005г.

Ссылка налогоплательщика на неисполнение налоговым органом обязанности по своей инициативе своевременно зачесть или вернуть ему сумму переплаты отклонена арбитражным судом, поскольку в силу статьи 78 НК РФ, определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П данное полномочие является правом, но не обязанностью, налоговых органов и не освобождает налогоплательщика от осуществления правомочия по распоряжению переплатой в рамках установленного законом срока.

Таким образом, арбитражный суд, оценив по правилам статей 65, 71, 162 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, а также каждое в отдельности, пришел к итоговому выводу о том, что заявителем пропущен срок исковой давности в отношении возврата переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 24 574 руб. 69 коп. В связи с чем, исковое требование ОАО «МЦБК» об обязании МИФНС России № 4 по РМЭ возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 24 574 руб. 69 коп. не подлежит удовлетворению.

Требование ОАО «МЦБК» о признании незаконным решения Управления ФНС России по Республике Марий Эл от 30.12.2011 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения также не подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение либо отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу (пункт 2 статьи 140 НК РФ).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика само по себе не нарушает прав налогоплательщика, так как не уменьшает объем его прав и не устанавливает для него новые обязанности. В этом случае права налогоплательщика затронуты актом нижестоящего налогового органа, так как именно этот акт возлагает на налогоплательщика определенные обязанности.

Решение от 22.11.2011 № 3818 об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 24 574 руб. 69 коп. приняла инспекция (т.1, л.д. 95, т.2, л.д. 41).

ОАО «МЦБК» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что именно решение УФНС России по РМЭ от 30.12.2011 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения нарушает его права и законные интересы.

В соответствии с изложенным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Республике Марий Эл возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 24 574 руб. 69 коп.; о признании незаконным решения Управления ФНС России по Республике Марий Эл от 30.12.2011 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 4 000 руб., уплаченная по платежным поручениям № 2505 от 12.04.2012, № 5701 от 03.08.2012 (т.1, л.д. 18, т.3, л.д. 13), относится на открытое акционерное общество «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований.

Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2012. Полный текст решения изготовлен 09.10.2012, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 189 АПК РФ, Арбитражный суд РМЭ

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления открытого акционерного общества «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Республике Марий Эл возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 24 574 руб. 69 коп.

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Управления ФНС России по Республике Марий Эл от 30.12.2011 № 125 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья /Ю.А. Вопиловский/