ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-5098/2021 от 22.04.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«29» апреля 2022 года               Дело № А38-5098/2021                 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Васильевой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлениюРоссийской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл

об оспаривании решений органа, осуществляющего публичные полномочия

третьи лица муниципальное образование «Медведевский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл, прокуратура Республики Марий Эл, открытое акционерное общество «Марбиофарм», научно-производственный кооператив «Эколог»

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности,

от ответчика – ФИО2 по доверенности,

от третьего лица прокураты Республики Марий Эл – ФИО3 по доверенности,

от иных третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл (далее - заявитель, управление) с заявлением о признании незаконным содержащегося в уведомлении № КУВД-001/2021-17372057 от 12 августа 2021 года решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее – ответчик, орган регистрации прав, Управление Росреестра по Республике Марий Эл) об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости – полигон промышленных отходов, с кадастровым номером 12:04:0000000:7945, общей площадью 95 000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, и об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на указанный объект.

В заявлении и в судебном заседании заявитель указал, что все необходимые документы для государственной регистрации права федеральной собственности на полигон органу регистрации прав предоставлены, поэтому правовых оснований для отказа в такой регистрации не было (л.д. 3-4).

Ответчик в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требование заявителя не признал и указал на законность и обоснованность оспариваемого решения. По мнению органа регистрации прав, управлением не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией. При этом в Управлении Росреестра по Республике Марий Эл имеются документы, свидетельствующие о противоречивости сведений, касающихся возможного правообладателя полигона промышленных отходов (л.д. 42-50).

Третье лицо, прокуратура Республики Марий Эл, в последнем отзыве на заявление указало на невозможность удовлетворения заявленного требования, так как вопрос о принадлежности полигона промышленных отходов Российской Федерации в резолютивной части судебных актов, представленных управлением в качестве документов – оснований для государственной регистрации права, не решен (л.д. 142-145).

Третье лицо, НПК «Эколог», в отзыве на заявление сообщило, что в настоящее время не имеет никакого отношения к полигону, деятельность по размещению отходов прекращена (л.д. 125).

Третьи лица, за исключением прокуратуры Республики Марий Эл, в арбитражный суд не явились, однако о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены. Поэтому на основании части 2 статьи 200 и части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия неявившихся третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон и третьего лица, арбитражный суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 28 апреля 2021 года Российская Федерация в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилась в Управление Росреестра по Республике Марий Эл с заявлением о государственной регистрации за Российской Федерацией права собственности на полигон промышленных отходов общей площадью 95 000 кв.м с кадастровым номером 12:04:0000000:7945, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества (л.д. 62-63).

К заявлению было приложено решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 16.10.2020 по делу № 2-735/2020, которым удовлетворено исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл и на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области возложена обязанность оформить в федеральную собственность указанный полигон, а также апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 16.02.2021, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения (л.д. 68-70, 71-74).

Орган регистрации прав направил заявителю уведомление № КУВД-001/2021-17372057 от 12 мая 2021 года о приостановлении государственной регистрации до 12 августа 2021 года, мотивированное непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности и соответствующих требованиям статей 14, 18 и 21 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», а также наличием противоречивых сведений в деле правоустанавливающих документов на полигон (л.д. 7-8).

В связи с неустранением заявителем в течение установленного срока причин, препятствующих государственной регистрации права федеральной собственности на полигон, Управление Росреестра по Республике Марий Эл приняло на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» решение, изложенное в уведомлении от 12.08.2021 № КУВД-001/2021-17372057, об отказе в соответствующей регистрации (л.д. 9-10).

Не согласившись с решением органа регистрации прав об отказе в государственной регистрации права, Российская Федерация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Предмет судебной проверки, как следует из положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, составляют соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также факты нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Условиями признания оспариваемого решения незаконным являются одновременно его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение им прав заявителя на день разрешения судебного спора.

Между тем такие процессуальные условия отсутствуют.

Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (пункты 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1.06.2009 № 457). При этом Управление Росреестра по Республике Марий Эл является территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

В качестве правового основания принятия решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на полигон, а в последующем и решения об отказе в такой регистрации управление указало положение пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому невозможна государственная регистрация прав, если не представлены документы, необходимые для регистрации.

В силу частей 1 и 2 статьи 14, части 4 статьи 18 указанного федерального закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права на объект недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода права, в частности, актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, устанавливающих наличие, возникновение, переход, прекращение права; договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступивших в законную силу судебных актов; актов (свидетельств) о правах на недвижимое имущество, выданных уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Также в качестве основания для осуществления государственной регистрации прав может рассматриваться наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Указанные документы должны содержать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, должны быть в установленных законодательством Российской Федерации случаях нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Заявитель в качестве документа, необходимого и достаточного для осуществления регистрации права федеральной собственности на полигон, считает вступившее в законную силу решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 16.10.2020 по делу № 2-735/2020.

Между тем не каждый судебный акт может рассматриваться в качестве основания для осуществления государственной регистрации права.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», основанием для внесения записи в ЕГРН может быть лишь такой судебный акт, в резолютивной части которого решен вопрос о наличии или отсутствии права, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.

Решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл полностью основано на содержащихся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 января 2017 года по делу № А38-8329/2016 выводах о том, что в соответствии с пунктом 2.1.18 государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением ВС РФ от 11.06.1992 № 2980-1, полигон промышленных отходов в Кучкинском лесничестве приватизации не подлежал и не вошел в состав приватизированного имущества акционерного общества «Марбиофарм», поэтому после завершения процедуры приватизации собственником полигона в силу закона стала Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл.

В то же время ни в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Марий Эл, ни в резолютивной части решения Медведевского районного суда Республики Марий Эл вопрос о праве собственности на полигон промышленных отходов не решен.

Следовательно, решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл обоснованно не принято органом регистрации прав в качестве документа, достаточного для государственной регистрации права собственности на полигон за Российской Федерацией.

При этом какие-либо дополнительные документы, касающиеся строительства полигона, введения его в эксплуатацию, описания его индивидуально-определенных характеристик, сведения о правообладателях полигона, доказательства его исключении из имущества, подлежащего приватизации, а также план приватизации имущества акционерного общества «Марбиофарм» в Управление Росреестра по Республике Марий Эл для осуществления государственной регистрации права заявителем не представлялись. Содержащееся в судебных актах правовое обоснование возникновения федеральной собственности на полигон как на объект для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов недостаточно для осуществления государственной регистрации.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признает законным и обоснованным принятие решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на полигон в отсутствие документов, подтверждающих фактическое возникновение такого права у публично-правового образования.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому арбитражный суд принимает решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому она взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, изложенного в уведомлении от 12.08.2021 № КУВД-001/2021-17372057, об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости – полигон промышленных отходов, с кадастровым номером 12:04:0000000:7945, общей площадью 95 000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в 28 квартале Кучкинского лесничества, и об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на указанный объект.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин