ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-5318/16 от 27.07.2016 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«3» августа 2016 года               Дело № А38-5318/2016                г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля2016 года.

Полный текст решения изготовлен 3 августа2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лежнина В.В.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Рыбаковой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

(ИНН <***> ОГРН <***>)

к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл

(ИНН <***> ОГРН <***>)

о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности,

от ответчика – ФИО2 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Истец, муниципальное образование городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69, расположенный по адресу: <...>, площадью 616 кв.м., в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В исковом заявлении, в дополнении к нему и в судебном заседании изложены доводы о том, что Комитет обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701002:69. Однако учреждение отказало в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости со ссылкой на то, что земельный участок не подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку он не является преобразуемым и имеет статус «учтенный».

Дополнительно заявитель пояснил, что ранее на спорном участке был расположен жилой дом, однако он признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. На основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и муниципального контракта жилой дом, находившийся на спорном земельном участке, снесен. Между органом местного самоуправления и исполнителем подписан акт приема-сдачи выполненных работ по сносу жилого дома.

В настоящее время спорный земельный участок освобожден от объектов недвижимости, находится в законном владении муниципального образования «Город Йошкар-Ола», и на нем планируется строительство парка. Вместе с тем, на существующем земельном участке новый объект недвижимости не может быть построен, поскольку земельный участок мал по своим размерам. С этой целью Комитету поручено сформировать иной земельный участок большей площадью.

Однако по действующему законодательству при наличии поставленного на кадастровый учет спорного земельного участка формирование и постановка на учет нового земельного участка большей площади в целях его предоставления для строительства невозможны.

По мнению заявителя, невозможность снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета во внесудебном порядке препятствует реализации полномочий лица, осуществляющего полномочия собственника земельных участков на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении городского округа «Город Йошкар-Ола».

Требования истца обоснованы ссылками на статью 304 Гражданского кодекса РФ, пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», часть 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 № Д23-1342, согласно которому земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным законом, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета (л.д. 5-7, 44, 115).

Ответчик в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании просил удовлетворить иск, а также пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69 не является преобразуемым, сведения об объекте недвижимости не носят временный характер. Ответчик указывает, что действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета земельных участков, сведения о которых имеют статус «учтенный». Такие земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета только в судебном порядке на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета (л.д. 83-84, 115).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требование истца по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 08.12.2009 межведомственной комиссией, назначенной постановлением мэра города Йошкар-Олы от 05.05.2006 № 1196, произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <...>, о чем составлен акт обследования № 67 (л.д. 18-19). На основании данного акта составлено заключение № 67 от 08.12.2009 о признании несоответствия жилых помещений многоквартирного дома № 22б по ул. Красноармейская слобода г. Йошкар-Олы требованиям к жилому помещению, а многоквартирного жилого дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, поскольку общий физический износ здания составил 72 % (л.д. 20).

Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 31.12.2009 № 3973 утверждены акты обследования жилых помещений от 08.12.2009 межведомственных комиссий о признании аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу жилых домов, в том числе по ул. Красноармейская слобода, д. 22б.

31.12.2008 по заявлению Комитета от 25.12.2008 органом кадастрового учета земельный участок, расположенный под жилым домом по адресу: <...>, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 12:05:0701002:69 (л.д. 10-15, 87, 89).

Следовательно, многоквартирный жилой дом был расположен на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:69, местоположение: <...>, площадью 616  кв.м., вид разрешенного использования: размещение многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность. Правообладателем земельного участка значились собственники помещений многоквартирного жилого дома (л.д. 10-11).

На основании постановления №1094 от 30.04.2013 «О долгосрочной муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» 06.02.2014 администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» принято постановление № 233 «О сносе многоквартирного дома по ул. Красноармейская слобода, 22б» (л.д. 22). 31.03.2014 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», выступающим от имени муниципального образования «Город Йошкар-Ола», и ООО «Марстройтранскомплект» заключен муниципальный контракт № 18 на выполнение работ по сносу указанного жилого дома (л.д. 23-29). Работы выполнены, и сторонами 03.04.2014 подписан акт сдачи выполненных работ (л.д. 30).

Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69 освобожден от объектов недвижимости, находится в законном владении муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Вещные права и обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701002:69, жилого дома и квартир в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 9, 110, 111).

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.

Таким образом, вещные права на объект недвижимости, в связи с существованием которых был образован и постановлен на государственный кадастровый учет спорный земельный участок, прекращены ввиду сноса жилого дома.

В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701002:69 планируется строительство парка.

10.02.2016 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701002:69 (л.д. 105-106).

Решением от 19.05.2016 № 12/2016-8207 орган кадастрового учета отказал в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701002:69, как имеющего статус «учтенный». В решении указано, что такой земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (л.д. 8, 109).

Указанные обстоятельства явились причиной обращения Комитета с иском о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:0701002:69, площадью 616 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Таким органом в соответствии с Указом Президента РФ № 1847 от 25.12.2008 и положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая указанные функции передала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии с положением о филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл, утвержденным приказом от 25.10.2011 №128, целью деятельности филиала является осуществление на территории Республики Марий Эл полномочий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Согласно статье 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Так, сведения о земельном участке могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с отсутствием зарегистрированных прав на такой земельный участок в течение двух лет с момента постановки его на кадастровый учет.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 31.12.2008, поэтому он имеет статус «учтенный» (л.д. 10, 87).

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития Российской Федерации № Д23-1342 от 13.04.2010, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о кадастре, но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

Ответчик в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании сообщил, что единственным препятствием для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка является правовая неурегулированность вопроса о снятии с кадастрового учета учтенного земельного участка, устранить которую возможно только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Нахождение на государственном кадастровом учете земельного участка, права или обременения (ограничения) на который не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и на котором отсутствуют объекты недвижимости, нарушает правомочие муниципалитета по распоряжению земельным участком.

Судом установлен факт отсутствия нарушения прав иных лиц снятием спорного земельного участка с кадастрового учета.

С учетом изложенного, суд считает возможным в соответствии с частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ по аналогии закона применить к рассматриваемым правоотношениям положения части 2 статьи 25 Закона о кадастре, предусматривающей возможность снятия с кадастрового учета преобразуемого земельного участка, и удовлетворить исковые требования в полном объеме, обязав ответчика снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69.

Таким образом, арбитражный суд удовлетворяет исковые требования муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69, площадью 616 кв.м., расположенный по адресу: <...>, в течение 10 календарных дней с момента вступления настоящего решения Арбитражного суда Республики Марий Эл в законную силу.

Государственная пошлина по спору взысканию не подлежит, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл (ИНН <***> ОГРН <***>) снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 12:05:0701002:69, площадью 616 кв.м., расположенный по адресу: <...>, в течение 10 календарных дней с момента вступления настоящего решения Арбитражного суда Республики Марий Эл в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин