АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«22» августа 2016 года Дело № А38-5786/2016 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Управлению Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в котором просит: постановление о назначении административного наказания № 0041/0416/0380 от 13.06.2016 отменить, дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ прекратить.
В заявлении изложены довод о том, что ИП ФИО1 не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Так уведомление о времени и месте составления протокола было получено после его составления. Кроме того, рассмотрение дела было назначено на 13.06.2016. между тем указанная дата являлась выходным днем, в связи с чем предприниматель не была допущена в здание административного органа. Тем не менее постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности было вынесено 13.06.2016 в отсутствие предпринимателя. Заявитель, ссылаясь на существенное нарушение его процессуальных прав, просит признать постановление незаконным и отменить его полностью.
Кроме того, по мнению заявителя, обязанность представлять сведения в ФГУП «Защита Инфо Транс» лежит на перевозчике, которым на 14.04.2016 предприниматель не являлась, поскольку транспортное средство было сдано в аренду (л.д. 5-8, 29).
Административный орган в отзыве на заявление требование не признал и сослался на законность и обоснованность принятого им постановления. По мнению ответчика, событие административного правонарушения и вина предпринимателя в его совершении доказаны.
Ответчик указал, что датой совершения административного правонарушения является дата получения ответа от ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» - 13.05.2016 (л.д. 36-38).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требование заявителя по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 является собственником автобуса Сетра S317HDH/3. 1985 ода выпуска, VIN <***>, государственный регистрационный знак <***>/RUS) (л.д. 31, 32).
В ходе проверки соблюдения предпринимателем порядка представления сведений о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в автоматизированные централизованные базы Управлением Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлено, что ИП ФИО1 в Реестре поставщиков информации в АЦБПДП не зарегистрирована, соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о передаче персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств ей не заключено (л.д. 52).
В связи с этим 30.05.2016 страшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора ФИО2 составлен протокол № 0041/0416/0380 об административном правонарушении, в котором бездействие предпринимателя квалифицировано по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ (л.д. 20-22).
Постановлением № 0041/0416/0380 от 13.06.2016 ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 рублей (л.д. 23-25).
Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и его отмене.
Правомерность заявленного требования и возражений проверены арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности , не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Исследовав и оценив материалы административного дела по правилам статей 71, 162 и 210 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления уполномоченным лицом допущены существенные процессуальные нарушения, исключающие признание оспариваемого акта законным.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Одним из таких условий является извещение указанного лица о гарантированной отдельными нормами КоАП РФ возможности участвовать в процессе рассмотрения возбужденного в отношении его административного дела.
Обжалуя правомерность административного акта, заявитель сослался на нарушение его прав на защиту при составлении протокола и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку административный орган составил протокол в отсутствие доказательств надлежащего извещения предпринимателя, а дело было рассмотрено в выходной день без допуска ИП ФИО1
Арбитражный суд, оценив по правилам статей 65, 71, части 4 статьи 210 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что ответчиком при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Так, административным органом не доказано надлежащее извещение лица, привлеченного к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и объяснения его законного представителя.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем в протоколе делается запись.
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ). В силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Тем самым содержание протокола должно отвечать требованиям КоАП РФ, гарантируя соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Привлечение лица к административной ответственности без составления соответствующего протокола допускается только в случаях, предусмотренных статьями 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в его отсутствие в том случае, если он извещен в установленном порядке.
По смыслу указанных правовых норм лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола и вправе участвовать при его составлении. При этом цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого составляется протокол, имело точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Протокол об административном правонарушении составлен 30.05.2016 в отсутствие ИП ФИО1 При этом в материалы дела представлен список внутренних почтовых оправлений, согласно которому в адрес предпринимателя 23.05.2016 было направлено извещение о составлении протокола об административном правонарушении от 16.05.2016 (л.д.18-19, 53-54). В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14001298224270 письмо вручено получателю 31.05.2016 (л.д. 56).
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении (30.05.2016) административный орган не располагал сведениями о вручении извещения ИП ФИО1
Доказательств уведомления заявителя ранее 31.05.2016 административным органом в материалы дела не представлено.
Тем самым отсутствие в деле бесспорных доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, при отрицании заявителем своей осведомленности о соответствующих процессуальных действиях свидетельствуют о существенном нарушении прав ответчика как участника производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для административных органов. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о незаконности привлечения к ответственности, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 было назначено управлением на 13.06.2016 (понедельник). Между тем указанная дата являлась согласно положениям статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации выходным днем вследствие того, что нерабочий праздничный день 12.06.2016 совпал с выходным днем.
Статьей 113 ТК РФ установлен запрет на работу в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии с частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Тем самым, назначая рассмотрение дела на нерабочий день, административный орган ограничивал право лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения.
Между тем из материалов дела следует, что ИП ФИО1 13.06.2016 прибыла в Управление в назначенное время, однако, не была допущена в связи с тем, что день являлся выходным и рассмотрение дел не проводилось, о чем свидетельствует отметка, сделанная ответственным дежурным ДСУ на копии протокола № 0041/0416/0380 от 30.05.2016 (л.д. 20).
Тем не менее, постановление о привлечении заявителя к ответственности было вынесено 13.06.2016 в ее отсутствие (л.д. 23-25).
Таким образом, в результате вышеуказанных действий административного органа предприниматель была лишена предоставленных ей КоАП РФ гарантий защиты.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказан факт извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установленные нарушения Управлением норм КоАП РФ признаются существенными, так как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было лишено установленных в статье 25.1 КоАП РФ прав: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также возможности реализовать в соответствии с КоАП РФ иные процессуальные права.
Лишение ИП ФИО1 названных прав свидетельствует о том, что дело в отношении нее было рассмотрено с нарушением принципов всесторонности, полноты и объективности.
Таким образом, арбитражный суд признает грубым нарушением процессуальных прав ИП ФИО1 составление протокола об административном правонарушении при отсутствии сведений о ее надлежащем извещении, а также вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в нерабочий день при условии недопуска предпринимателя к рассмотрению дела.
Грубое нарушение процедуры составления протокола и принятия оспариваемого постановления, вынесенного с ограничением права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, является основанием для признания незаконным и отмены полностью оспариваемого заявителем постановления административного органа. По этой причине отсутствует необходимость в исследовании и проверке содержания оспариваемого постановления из-за необоснованного нарушения процессуальных прав ИП ФИО1 при его вынесении.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, заявление ИП ФИО1 о признании незаконным и отмене полностью постановления от 13.06.2016 № 0041/0416/0380 о назначении административного наказания подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.06.2016 № 0041/0416/0380 о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) администратвиного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья И.М. Коновалов