АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«29» мая 2007 г. Дело № А-38-610-4/65-2007 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2007 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Толмачева А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Государственного (унитарного) предприятия учреждения ОШ – 25/6 ГУИН-Минюста России
к ответчику Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле
о признании недействительным бездействия налогового органа
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности,
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Государственное (унитарное) предприятие учреждения ОШ-25/6 ГУИН – Минюста России (далее – ГУП учреждения ОШ-25/6, Предприятие) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа налогового орган в списании задолженности по ЕНВД, НДФЛ и НДС и обязании налогового органа списать доначисленную задолженность в сумме 1786676 руб., а также пени и штрафы (согласно заявлению об уточнении требования).
По мнению заявителя, спорная сумма задолженности должна быть списана в соответствии с Правилами списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» (далее Правила), а также постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2005 г. № 313 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений , исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней».
В судебном заседании представитель ГУП учреждения ОШ-25/6 поддержал требования.
Инспекция ФНС России по г. Йошкар-Оле в отзыве и в судебном заседании требования заявителя не признала, полагает, что спорная задолженность образовалась после 2001 года, следовательно, не связана с отвлечением средств предприятия на нужды исправительных учреждений в 1993-2001 гг. Также полагает, что задолженность по НДФЛ не подлежит списанию с налогового агента, поскольку перечисление налога происходит за счет средств граждан, а не из собственных средств предприятия (л.д. 24-25).
В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании 18.05.2007г. объявлялся перерыв до 22.05.2007г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд признал заявление налогоплательщика подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решениями налогового органа от № 10-1 от 18.01.2006 г., № 10-2 от 18.01.2006 г., № 10-2/1 от 03.02.2006 г., № 10-3 от 03.02.2006 г., согласно акту сверки от 18.01.2006 г. № 3853 и справке УФСИН России по РМЭ от 22.12.2005 г. о средствах предприятий уголовно-исполнительной системы отвлеченных в 1993-2001 годах на нужды исправительных учреждений, была списана задолженность Предприятия по обязательным платежам в сумме 4025162,37 руб.
На основании решения заместителя руководителя налогового органа от 23.05.2006 г. № 229 была проведена выездная налоговая проверка ГУП учреждения ОШ-25/6 ГУИН Минюста России по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., по результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки, в соответствии с которым предприятию были доначислены налоги, пени, штрафы в общей сумме 3028324 руб. Указанная сумма не вошла в акт сверки от 18.01.2006 г. № 3853 и не была списана с ответчика.
11.10.2006 г. Предприятие обратилось в налоговый орган с заявлениями о списании доначисленной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней и штрафов всего- 3028324 руб. (л.д. 20,21).
Рассмотрев заявления ГУП учреждения ОШ-25/6 ГУИН Минюста России, заместитель руководителя налогового органа, письмом от 14.02.2007 г. № 10-19/4936 отказал Предприятию в удовлетворении заявления о списании задолженности и пеней от 11.10.2006 г. Отказ мотивирован тем, что заявленная к списанию задолженность доначислена по результатам выездной налоговой проверки за проверяемый период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г. и поэтому списанию не подлежит (л.д. 22).
Не согласившись с указанным письмом налогового органа Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа в списании спорной суммы обязательных платежей, пеней и санкций.
В соответствии с статьей 59 НК РФ, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Заявитель оспаривает отказ в списании задолженности по НДС в сумме 57941 руб., по ЕНВД в сумме 83331руб., по НДФЛ в сумме 1645404 руб., с учетом сумм соответствующих пеней и штрафов подлежащая списанию сумма составляет 2532157 руб.
Статьей 125 Федерального Закона Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 173 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» правительство РФ вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
На основании статьи 122 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», в 2006 году продолжено списание указанной задолженности.
Согласно постановлению Правительства РФ № 660 от 07.11.2005 г. «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пени», задолженность по обязательным платежам федеральных государственных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежит списанию (за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 01 января 2001 года, а также начисленных на нее пени). Кроме того, указанным постановлением утверждены правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пени федеральных государственных унитарных предприятий, исполняющих уголовные наказания, предприятий, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, задолженность которых по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленные на нее пени подлежит списанию.
Постановлением Правительства РМЭ от 30 декабря № 313 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» постановлено, что задолженность по обязательным платежам в республиканский бюджет Республики Марий Эл федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее предприятия уголовно-исполнительной системы), по перечню, образовавшаяся в связи с отвлечением 1993-2001 г. средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию.
Заявитель поименован в приложениях к указанному Постановлению.
Также Постановлением Мэра г. Йошкар-Олы от 20.01.2006 г. № 43 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней», постановлено, что задолженность по обязательным платежам в бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее предприятия уголовно-исполнительной системы), по перечню согласно приложению, образовавшаяся в связи с отвлечением 1993-2001 г. средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию.
Заявитель поименован в приложениях к указанному Постановлению.
В соответствии с указанными нормативными актами на налоговые органы возложена обязанность прекращения проведения всех действий, направленных на взыскание задолженности, а также пени и принятие решения о фактическом списании данной задолженности.
В целях исполнения указанных нормативных актов ГУП учреждения ОШ-25/6 ГУИН Минюста России были предоставлены все необходимые документы для списания задолженности – проведена сверка расчетов размера задолженности, налоговому органу было направлено заявление о списании задолженности по обязательным платежам от 11.10.2006 г.
В материалах дела имеется справка, подписанная начальником УФСИН России по Республике Марий Эл полковника внутренней службы ФИО3, согласно которой ГУП учреждения ОШ-25/6 ГУИН Минюста России в 1993-2001 г. отвлекало средства на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в размере 6621,4 тыс. руб. (л.д. 19).
С учетом ранее списанной с заявителя суммы (4025162,37 руб.) заявленная к списанию сумма обязательных платежей (2 532157 руб.) не превышает сумму средств, направленных Предприятием в 1993-2001 г.г. на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Довод налогового органа о том, что заявленная к списанию задолженность не подлежит списанию, поскольку образовалась в 2003-2005 гг., отклоняется арбитражным судом, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Правил списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на них пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее –Правила) размер задолженности, подлежащей списанию ограничен лишь суммой направленной предприятием на в 1993-2001 гг. на нужды исправительных учреждений. При соблюдении указанного условия пени и штрафы, начисленные на задолженность, на дату оформления решения о списании задолженности подлежат списанию.
Кроме того, Правила предусматривают возможность изменения размера задолженности, подлежащей списанию и после вынесения решения о списании задолженности.
Также отклоняется как несостоятельный довод налогового органа о том, что задолженность Предприятия по удержанному, но не перечисленному в бюджет НДФЛ не подлежит списанию, поскольку не является обязательным платежом в бюджет, в контексте Постановления № 660 от 07.11.2005 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 Правил, разъяснено, что подлежащая списанию задолженность включает в себя задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
По правилам пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
По правилам подпункта 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента.
Таким образом, после удержания налога из дохода налогоплательщика его обязанность по уплате налога в бюджет признается исполненной, в свою очередь обязанность по перечислению соответствующей суммы налога в бюджет возникает у налогового агента.
Следовательно, задолженность предприятия по НДФЛ, а также пени и штрафы соответствуют понятию «задолженность по обязательным платежам», в контексте Постановления Правительства РФ от 07.11.2005 г. № 660.
Также налоговый орган ошибочно полагает, что Постановление Правительства России № 660 от 07.11.2005 г. не регулирует порядок списания задолженности налоговых агентов, поскольку статья 59 НК РФ предусматривает возможность списания задолженности и с налоговых агентов.
При названных обстоятельствах, налоговый орган необоснованно отказал ГУП учреждение ОШ 25/6 ГУИН Минюста России в списании спорной задолженности в размере 1786676 руб., в связи с чем, названная задолженность подлежит списанию налоговым органом.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к итоговому выводу о незаконности бездействия налогового органа, выразившегося в отказе списать задолженность ГУП учреждение ОШ 25/6 ГУИН Минюста России по обязательным платежам, а именно несоответствующим положениям статьи 59 НК РФ, Постановлению Правительства РФ № 660 от 07.11.2005 г. «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пени», Постановлению Правительства РМЭ от 30 декабря № 313 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней», Постановлению Мэра г. Йошкар-Олы от 20.01.2006 г. № 43 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней», и нарушающим права и законные интересы заявителя необоснованно возлагая на него обязанность по уплате транспортного налога, пеней и налоговых санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного исходя из представленных сторонами доказательств арбитражный суд первой инстанции признает незаконным бездействие Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле, выразившееся в несписании задолженности по НДС в сумме 57941 руб., по ЕНВД в сумме 83331руб., по НДФЛ в сумме 1645404 руб., а также начисленных на нее пеней и штрафов в общей сумме 2532157 руб.
Таким образом, заявленное требование удовлетворяется арбитражным судом в полном объеме.
Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., поэтому понесенные им судебные расходы подлежат взысканию в полном размере с ответчика.
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2007 года. Согласно части 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления решения 29 мая 2007 г. в полном объеме считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Государственного (унитарного) предприятия учреждения ОШ – 25/6 ГУИН-Минюста России удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле, выразившееся в несписании задолженности по НДС в сумме 57941 руб., по ЕНВД в сумме 83331руб., по НДФЛ в сумме 1645404 руб., а также начисленных на нее пеней и штрафов в общей сумме 2532157 руб.
2. Обязать Инспекцию ФНС России по г. Йошкар-Оле списать задолженность Государственного (унитарного) предприятия учреждения ОШ – 25/6 ГУИН-Минюста России по НДС в сумме 57941 руб., по ЕНВД в сумме 83331руб., по НДФЛ в сумме 1645404 руб., а также начисленных на нее пеней и штрафов в общей сумме 2532157 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
3. Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Йошкар-Оле в пользу Государственного (унитарного) предприятия учреждения ОШ – 25/6 ГУИН-Минюста России расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.А.Толмачев