ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-6670/20 от 30.03.2022 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«5» апреля 2022 года             Дело № А38-6670/2020                    г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 5 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания

секретарем Падусевой О.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Премьер-Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл

о признании незаконными действий налогового органа

с участием представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности

от ответчика: ФИО2 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Премьер-Авто», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления мер поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (т. 1, л.д. 3-8, т. 2, л.д. 1, 34, 39, т. 5, л.д. 108-113, т. 6, л.д. 25-28, 72-75).

Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.06.2021, в связи с реорганизацией ответчика, ИФНС России по г. Йошкар-Оле, в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, произведена замена первоначального ответчика его правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, с исключением последнего из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 6, л.д. 50).

Мотивируя заявленное требование, налогоплательщик указал, что отказ налогового органа в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 «Об утверждении Правил представления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление № 576, Правила), является незаконным. ООО «Премьер-Авто» осуществляет деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, следовательно, имеет право на получение льгот и преференций, установленных для субъектов хозяйственной деятельности указанным нормативным актом (т. 1, л.д. 3-8, т. 2, л.д. 1, 34, 39, т. 5, л.д. 108-113, т. 6, л.д. 25-28, 72-75).

В судебном заседании представители ООО «Премьер-Авто» полностью поддержали заявленные требования, просили признать неправомерными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии, как нарушающие права и законные интересы общества.

Ответчик, УФНС России по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требования заявителя не признал, указал на законность отказа в предоставлении субсидии. Ответчик пояснил, что ООО «Премьер-Авто» не отвечает условиям предоставления субсидии, установленным Постановлением №576. Основной вид деятельности налогоплательщика, внесенный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не включен в перечень отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции. Фактическое осуществление ООО «Премьер-Авто» деятельности, предполагающей возможность получения субсидии, не является основанием для получения такой субсидии в силу формальности установленных указанным нормативным актом правовых правил (т. 1, л.д. 163-167, т. 2, л.д. 16-19).

В судебном заседании ответчик просил отказать в удовлетворении требований ООО «Премьер-Авто».

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «Премьер-Авто» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.03.2010, основной государственный регистрационный № <***> (т. 1, л.д. 59-90).

31.05.2020 ООО «Премьер-Авто» направило по телекоммуникационным каналам связи в ИФНС России по г. Йошкар-Оле заявление № 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением №576 за апрель 2020 года на сумму субсидии 242600руб. (т. 1, л.д. 12).

Инспекцией 22.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии, так как по состоянию на 01.03.2020 отрасль, в которой велась деятельность получателя субсидии (по коду ОКВЭД-2 45.1), не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление № 434, Перечень) (т. 1, л.д. 10).

Не согласившись с отказом, ООО «Премьер-Авто» направило в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл жалобу от 30.06.2020 №08/3006 на действие (бездействие) должностных лиц инспекции, выразившееся в отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года, предусмотренной Постановлением № 576 (т. 1, л.д. 27-30).

Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл 28.07.2020 вынесено решение № 74 об оставлении жалобы без удовлетворения (т. 1, л.д. 32-35).

11.06.2020 ООО «Премьер-Авто» направило по телекоммуникационным каналам связи в инспекцию заявление № 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением № 576, за май 2020 года на сумму субсидии 242 600 руб. (т. 1, л.д. 18).

26.06.2020 инспекцией направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии. Отказ мотивирован тем, что отрасль, в которой ведется деятельность претендента на получение субсидии, не относится к отраслям, включенным в перечень, утвержденный Постановлением № 434 (т. 1, л.д. 15).

Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, ООО «Премьер-Авто» 02.07.2020 направило в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл жалобу от 30.06.2020 №09/3006  на действие (бездействие) должностных лиц инспекции, выразившееся в отказе в предоставлении субсидии за май 2020 года, предусмотренной Постановлением №576 (т. 1, л.д. 40-43).

Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл 28.07.2020 вынесено решение №75 об оставлении жалобы без удовлетворения (т. 1, л.д. 44-47).

Считая действия ИФНС России по г. Йошкар-Оле и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл неправомерными, ООО «Премьер-Авто» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением №576, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления мер поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявитель указал, что основной вид деятельностиООО «Премьер-Авто», зарегистрированный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 по коду ОКВЭД-2 45.1, в соответствии с иерархическим методом классификации включает в себя нижестоящие группы, подгруппы и виды, а именно 45.11.2, 45.11.3, указанные в Перечне наиболее пострадавших отраслей. По мнению налогоплательщика, если в перечне приведен полностью класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень отраслей, имеющих право на получение мер государственной поддержки. Заявитель в обоснование доводов ссылается на Письмо Министерства экономического развития РФ от 15.04.2020 № Д13и-11577, информационное письмо Банка России от 08.06.2020 № ИН-06-59/98.

Заявляя о незаконности  действий ответчика, налогоплательщик также указал на то, что фактически общество осуществляло розничную торговлю легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код деятельности по ОКВЭД-2 45.11.2), входящую в Перечень наиболее пострадавших отраслей. Выручка за 2019 год от данного вида деятельности составила 209424714руб., то есть 85% от всей выручки организации. Указанное обстоятельство, по мнению  ООО «Премьер-Авто», свидетельствует о том, что деятельность по коду ОКВЭД-2 45.11.2 является для ООО «Премьер-Авто» основной и предполагает возможность получения мер государственной поддержки.

Законность и обоснованность оспариваемых действий налогового органа проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия об обоснованности получения заявителем субсидии, предусмотренной Постановлением №576.

По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств. Исходя из правового смысла и содержания понятий, определенных статьей 78 БК РФ, субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.

Согласно пункту 1 Постановления №576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр) в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

На основании пункта 3 Постановления № 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица (личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2 (далее – заявление);

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии – организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года – с 1 июня до 1 июля 2020 года. Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 НК РФ.

Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).

Постановлением №434 утвержден Перечень, в котором законодателем указаны отрасли, признанные наиболее пострадавшимив условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. При этом Перечень пострадавших отраслей не предусматривает возможности расширительного толкования либо включения в него не поименованных видов деятельности.  

Судом установлено, и материалами дела подтверждено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности ООО «Премьер-Авто» являлась торговля автотранспортными средствами (код ОКВЭД-2 45.1).

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 №14-ст подкласс 45.1 «Торговля автотранспортными средствами» включает в себя группу 45.11 «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности». Эта группировка включает: оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами. К подгруппе 45.11.1 относится «Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами». К подгруппе 45.11.2 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах». К подгруппе 45.11.3 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая».

Между тем, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень относит сферу деятельности «Розничная торговля непродовольственными товарами» которая включает в себя вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» ОКВЭД 45.11.2, вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая» ОКВЭД 45.11.3.

Таким образом, в Перечне приведен не весь подкласс 45.1 «Торговля автотранспортными средствами», а лишь отдельные его подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.

Ссылку общества на то, что 19.06.2020 код ОКВЭД-2 45.11.2 «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» был включен в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельностиООО «Премьер-Авто», суд признает не относящейся к рассматриваемому спору. Для определения права на получение субсидии, в силу прямого указания Правил, учитывался вид деятельности общества отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.  Последующее его ретроспективное изменение не может служить основанием для получения права на субсидию в соответствии с указанными выше нормативными актами.

Из системного толкования Перечня и Правил усматривается, что данными нормативными актами установлено строгое и формально определенное основание для получения субсидии. Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, является исчерпывающим и, как было указано выше, не предполагает возможности правоприменительного усмотрения с учетом иерархического метода классификации.

В Перечне и Правилах отсутствуют нормы позволяющие определить право на получение субсидии в зависимости от фактически осуществляемой деятельности, если эта деятельность не указана в ЕГРЮЛ  в качестве основной по состоянию на 01.03.2020.  

Следовательно, не может служить подтверждением права ООО «Премьер-Авто» на получение мер государственной поддержки фактическое осуществления деятельности по коду 45.11.2, включенной в Перечень, а также то обстоятельство, что данный вид деятельности в качестве подгруппы входит в подкласс 45.1, заявленный обществом в ЕГРЮЛ как основной вид деятельности.

Таким образом, налоговый орган обоснованно пришел к выводу о несоответствии ООО «Премьер-Авто» условиям, определенным Постановлением № 576, для получения мер государственной поддержки.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к итоговому заключению о правомерности действий налогового органа, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением №576.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому требование ООО «Премьер-Авто» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением №576 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления мер поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции,  удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований заявителя расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя и компенсации в его пользу не подлежат.

Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2022. Полный текст решения изготовлен 05.04.2022, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Премьер-Авто» о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле, выразившихся в отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем предоставления мер поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции,отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                              Л.Д. Лабжания