АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«5» марта 2015 года Дело № А38-7001/2014 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 5 марта 2015 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лабжания Л.Д.
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи
помощником судьи Скорняковой Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Мариэнергосбыт»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчикуИнспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле
обобязании налогового органа произвести возврат госпошлины
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – ФИО2 по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Мариэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле об обязании налогового органа произвести возврат ОАО «Мариэнергосбыт» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 19590руб.55коп. (л.д. 6-7, 60-61).
Мотивируя заявленные требования, общество указало, что у ИФНС России по г.Йошкар-Оле отсутствовали основания для отказа в возврате государственной пошлины, поскольку право на возврат госпошлины возникло на основании решения арбитражного суда, вступившего в законную силу. При этом, по мнению заявителя, подлежит применению общий порядок исчисления срока исковой давности, а именно три года с момента вступления в законную силу судебного акта, которым госпошлина была определена к возврату из бюджета.
В судебном заседании представитель ОАО «Мариэнергосбыт» поддержал заявленное требование.
Ответчик, ИФНС России по г. Йошкар-Оле, возражая против исковых требований, указал, что общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины по истечении трех лет с момента ее уплаты. Указанное обстоятельство, по мнению ответчика, в силу пункта 7 статьи 78 и статьи 333.40 НК РФ является безусловным основанием для отказа в возврате излишне уплаченной суммы. Кроме того, по мнению ответчика, ОАО «Мариэнергосбыт» в нарушение пункта 2 статьи 138 НК РФ не обжаловало оспариваемые действия инспекции в вышестоящий налоговый орган. В связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора ИФНС России по г.Йошкар-Оле просила арбитражный суд оставить заявление ОАО «Мариэнергосбыт» без рассмотрения (л.д. 51, 63-65).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требования истца по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО ««Мариэнергосбыт» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2005 с основным государственным регистрационным №<***>, состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Йошкар-Оле (л.д. 13-17).
01.10.2010 обществом платежным поручением № 33777 была перечислена в бюджет государственная пошлина в размере 104130руб.19коп. для рассмотрения дела по иску к МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» о взыскании основного долга по оплате электрической энергии, приобретенной в период с января по август 2010 года в целях компенсации потерь в электрических сетях в сумме 16226037руб.82коп. (дело №А38-3554/2010). В ходе судебного разбирательства исковые требования были уменьшены до 12307927руб.35коп.
17.06.2014 Арбитражным судом Республики Марий Эл по делу №А38-3554/2010 вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО ««Мариэнергосбыт». Данным решением суд установил, что излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 19590руб.55коп. подлежит возврату ОАО «Мариэнергосбыт» (л.д. 27-37). Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в силу 23.09.2014 со дня принятия постановления Первым арбитражным апелляционным судом. На основании указанного выше решения обществу была выдана справка от 14.10.2014 № 000306 о возврате из федерального бюджета государственной пошлины в размере 19590руб.55коп. (л.д. 45).
10.11.2014 общество обратилось в ИФНС России по г.Йошкар-Оле с заявлением на проведение возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины в размере 19590руб.55коп.
Решением от 12.11.2014 № 15359 налоговый орган отказал обществу в возврате указанной суммы на основании пункта 3 статьи 333.40 НК РФ, в связи с подачей заявления на возврат госпошлины по истечении трех лет с момента ее уплаты (л.д. 46).
Не согласившись с данным решением, ОАО «Мариэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. В заявлении налогоплательщик указал, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 21.06.2001г. №173-0 положения, содержащиеся в статье 78 НК РФ не препятствуют в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного производства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Заявитель сослался на статью 196 ГК РФ, согласно которой срок исковой давности равен трем годам.
Налогоплательщик полагает, что срок исковой давности в рассматриваемом случае начинает течь с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу №А38-3554/2010 и выдачи справки на возврат госпошлины от 14.10.2014, которыми установлено право ОАО «Мариэнергосбыт» на возврат из бюджета излишне уплаченной суммы.
Правомерность заявленных требований и обоснованность возражений проверены арбитражным судом первой инстанции по правилам главы 22 АПК РФ.
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия о порядке и сроках возврата из бюджета излишне уплаченного заявителем сбора.
В силу статьи 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 НК РФ, нормы которой регламентируют порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм (статьи 78 и 79 НК РФ).
Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 НК РФ). В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 78 НК РФ положения статьи 78 НК РФ в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ определено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины исчисляется с момента уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из материалов дела, государственная пошлина была уплачена ОАО «Мариэнергосбыт» 01.10.2010, заявление на проведение возврата было подано обществом в налоговый орган 10.11.2014, то есть по истечении трех лет с момента ее уплаты.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 №173-О указал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ (после 01.01.2007 - в пункте 7 статьи 78 НК РФ), направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, в пункте 33 которого разъяснено, что в силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. При этом требование заявителя будет иметь имущественный характер.
Пунктом 65 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением положений указанной части НК РФ разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, в том числе о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.
Следовательно, налогоплательщик вправе заявить в арбитражный суд имущественное требование без соблюдения обязательной досудебной процедуры урегулирования такого спора. Таким образом, довод ИФНС России по г.Йошкар-Оле о несоблюдении ОАО «Мариэнергосбыт» обязательного досудебного обжалования действий инспекции в вышестоящий налоговый орган признается арбитражным судом несостоятельным и подлежит отклонению.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, общество вправе в судебном порядке требовать от налогового органа возврата уплаченной госпошлины в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, сбора, штрафа законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Как следует из представленных документов, право заявителя на возврат госпошлины возникло на основании решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.06.2014 по делу №А38-3554/2010. Данный судебный акт вступил в законную силу 23.09.2014 с момента принятия постановления судом апелляционной инстанции, справка на возврат госпошлины выдана обществу 14.10.2014.
Таким образом, право и реальная возможность для обращения в налоговую инспекцию с заявлением о возврате спорной суммы государственной пошлины из федерального бюджета возникли у ОАО «Мариэнергосбыт» со дня вступления в законную силу итогового судебного акта по делу №А38-3554/2010 (23.09.2014 – постановление суда апелляционной инстанции). Именно с указанного момента обществу стало известно о наличии у него подтвержденного вступившим в законную силу судебным актом права на возврат госпошлины в сумме 19590руб.55коп., которая была излишне уплачена.
Следовательно, с момента вступления в законную силу судебного акта по делу №А38-3554/2010, то есть с 23.09.2014 следует исчислять срок исковой давности для обращения в суд с данным заявлением. Принимая во внимание, что ОАО «Мариэнергосбыт» обратилось в суд с заявлением 15.12.2014, арбитражный суд признает, что трехлетний срок исковой давности организацией не пропущен.
Поскольку факт излишней уплаты государственной пошлины в сумме 19590руб.55коп. материалами дела подтвержден, налоговым органом не оспаривается, задолженности по налогам у ОАО «Мариэнергосбыт» не имеется, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований заявителя и обязывает Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле возвратить ОАО «Мариэнергосбыт» за счет средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 19590руб.55коп.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000руб. (л.д.47). Понесенные им судебные расходы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию в полном размере с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.
Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2015. Полный текст решения изготовлен 05.03.2015, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.
Руководствуясь статьями 167-170, 171, 189 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Йошкар-Оле возвратить за счет средств федерального бюджета открытому акционерному обществу «Мариэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 424019, <...>) излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 19590руб.55коп.
2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (место нахождения: 424000, <...>) в пользу открытого акционерного общества «Мариэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 424019, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.
Судья Лабжания Л.Д.