ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-767/15 от 20.05.2015 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«20» мая 2015 года                   Дело № А38-767/2015                    г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Лабжания Л.Д.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Авангард-сити» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Авангард-сити», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу № 04-14/457/1 от 23.01.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Мотивируя заявленное требование, общество признало событие административного правонарушения и свою вину в его совершении. Однако заявитель полагает, что при привлечении его к административной ответственности не в полной мере были учтены смягчающие ответственность обстоятельства. Ссылаясь на отсутствие причинения вреда, совершение правонарушения впервые и устранение допущенных нарушений до вынесения оспариваемого постановления, заявитель просит изменить наказание на предупреждение (т.1, 15-20, 22- 25, т.2, л.д. 73-75, 116-119).

Ответчик в письменном отзыве на заявление требование общества не признал, считает оспариваемый акт законным и обоснованным. Административный орган отметил, что общество в течение длительного периода не исполняло требования федерального закона и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к публично-правовым обязанностям. Кроме того, по мнению ответчика, наказание назначено с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и соразмерно совершенному правонарушению, в связи с чем административный орган просил оставить заявление ООО «Авангард-Сити» без удовлетворения (т.1 л.д. 85-94).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным сторонами доказательствам и иным документам, поступившим в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 23 по 24 октября 2014 года прокуратурой города Йошкар-Олы проведена проверка деятельности ООО «Авангард-Сити» по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки установлено, что обществом с 27.04.2012 по 24.10.2014 не исполнялись требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации и осуществления внутреннего контроля.

По факту выявленного нарушения 26.11.2014 и.о. прокурора города Йошкар-Олы вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (т.1, л.д. 111-116).

Материалы переданы для рассмотрения по подведомственности в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (т.1, л.д. 108).

Определением рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.12.2014 в 10 ч. 00 мин. (т.1, л.д. 139-140). Однако по ходатайству законного представителя ООО «Авангард-Сити» рассмотрение административного дела несколько раз откладывалось (18.12.2014, 24.12.2014, 20.01.2014 и 23.01.2014). О времени и месте рассмотрения дела общество каждый раз уведомлялось телеграммами (т.1, л.д. 141-155, т.2, л.д. 1-32, 38-49).

23.01.2014 и.о. руководителем МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-14/457/1 в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ (т.1, л.д. 51-55).

Не оспаривая событие правонарушения, общество просит изменить избранную административным органом меру наказания на предупреждение.

Правомерность заявления лица, привлеченного к административной ответственности, и возражений административного органа проверены арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.

Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен законом. Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ).

Основным видом деятельности ООО «Авангард-Сити» является деятельность по предоставлению посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (т.1, л.д. 27-35, т.2, л.д. 76-85). Тем самым заявитель является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в смысле Федерального закона № 115-ФЗ.

По результатам проведения проверки общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, выразившегося в отсутствии правил внутреннего контроля и должностного лица, ответственного за их соблюдение, в не постановке на учет в уполномоченном органе, в не принятии мер по получению информации о контрагентах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

До 07.05.2013 постановка на учет регулировалась Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28.

С 08.05.2013 по 05.02.2014 постановка на учет регламентировалась Постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».

С 06.02.2014 постановка на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

При этом постановка на учет организаций осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лицав порядке, предусмотренном законодательством РФ, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

В ходе проверки установлено, что ООО «Авангар-Сити» в течение длительного периода времени с 27.04.2012 по 24.10.2014 не предпринимались меры по постановке на учет в уполномоченном органе, что свидетельствует об отсутствии у общества организованной системы внутреннего контроля.

Кроме того, в обществе не разработаны и не осуществляются правила внутреннего контроля, а также не назначено специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию.

Между тем такая обязанность установлена пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях его осуществления; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667).

Отсутствие специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, свидетельствуют о невыполнении ООО «Авангард-Сити» постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а также Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203, которым утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, в силу пункта 2 указанного Положения, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В перечень таких сотрудников включается, в том числе специальное должностное лицо организации, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (специальное должностное лицо) (пункт 3 Положения от 03.08.2010 № 203).

Однако на момент проведения проверки в ООО «Авангард-Сити» правила внутреннего контроля не были разработаны, специальное должностное лицо не было назначено.

Отсутствие доказательств разработки обществом правил внутреннего контроля, их утверждения и направления на согласование в соответствующий орган, а также закрепления должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, свидетельствуют о том, что такой контроль в обществе не осуществлялся.

Кроме того, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предписана обязанность по представлению в уполномоченный орган информации по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с указанным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

18.01.2003 Постановлением Правительства РФ № 27 утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

С 1 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и информации об изготовлении комплекта АРМ «Организация» и подключении к серверу приема информации Росфинмониторинга осуществляется только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу https://portal.fedsfm.ru/.

Информационное письмо размещено на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет, а также в информационно-справочных системах.

Однако проверкой установлено, что ООО «Авангардд-Сити» с 01.02.2013 по 24.10.2014 к указанному Перечню через Портал не обращалось. Таким образом, общество на момент заключения сделок с контрагентами не сверялось с актуальной версией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и не могло представлять необходимую информацию по операциям в уполномоченный орган, что явилось следствием не осуществления внутреннего контроля.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано событие вмененного обществу административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Арбитражный суд, принимая во внимание положения части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, признает ООО «Авангард-Сити» виновным в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь лицом, обязанным в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ осуществлять внутренний контроль, оно должно было предвидеть возможность нарушения закона своими противоправными действиями.

Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению заявителем своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в арбитражный суд не представлены.

Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа представленных доказательств, арбитражный суд делает вывод о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

ООО «Авангард-Сити» не оспаривает событие правонарушения и свою вину в его совершении. Однако заявитель просит изменить назначенное наказание на предупреждение.

Арбитражный суд считает, что при назначении административного наказания административным органом не были учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в качестве меры ответственности для юридических лиц предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пунктам 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ должны учитываться при назначении административного наказания. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. При этом постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд признает тяжелое финансовое положение юридического лица, совершение подобного административного правонарушения впервые, а также принятие заявителем мер, направленных на устранение допущенного нарушения действующего законодательства обстоятельствами, смягчающими ответственность, и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, заявителю достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

В связи с этим арбитражный суд считает возможным отменить оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей и применить административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения в части либо об изменении решения.

Поэтому арбитражный суд признает постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу № 04-14/457/1 от 23.01.2015 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Сити» к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей незаконным и считает достаточным назначить заявителюадминистративное наказание в виде предупреждения.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу № 04-14/457/1 от 23.01.2015 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авангард-Сити» (ОГРН <***>, ИНН <***>)к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

2. Изменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу о назначении административного наказания № 04-14/457/1 от 23.01.2015 в части примененной меры административной ответственности и назначить обществу с ограниченной ответственностью «Авангард-Сити» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 424000, <...> Б)административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                          Л.Д. Лабжания