АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«2» октября 2017 года Дело № А38-7702/2017 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 2 октября 2017 года
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Баженовой А.Н.
при ведении протоколаи аудиозаписи заседания секретарем Карабановой Е.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Государственного учреждения – Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о расторжении контракта, взыскании штрафа и понуждении передать акт
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «Софарм»
с участием представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности,
от ответчика - не явился, заявил о рассмотрении дела без участия,
от третьего лица – ФИО2 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Истец, государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед», о взыскании штрафа в размере 143 480 рублей, расторжении государственного контракта и понуждении предоставить акт сдачи-приемки товара.
В исковом заявлении и дополнениях к нему изложены доводы о ненадлежащем исполнении поставщиком условий государственного контракта №155 от 12.09.2016 об организации постоянно действующего пункта выдачи товара, предоставлении графика его работы и нарушении срока передачи заказчику акта сдачи-приемки товара по итогам исполнения обязательств.
Требования государственного заказчика обоснованы правовыми ссылками на статьи 309, 310, 330, 450, 452 ГК РФ (л.д. 4-7, 133-137).
В судебном заседании истец требования поддержал полностью и пояснил, что существенных нарушений условий контракта не допущено, что не позволяет заказчику отказаться от него в одностороннем порядке, поэтому просил расторгнуть контракт №155 от 12.09.2016 на основании пункта 11.7 контракта и в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения сторонами (протокол и аудиозапись заседания).
Ответчик в отзыве на иск возражал против заявленных требований полностью и пояснил, что заказчик со своей стороны неоднократно нарушал обязательства по предоставлению реестра получателей, в связи с чем поставщик понес убытки в размере 104 315 рулей. По утверждению общества, истец обязан списать сумму штрафа в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 №190 (л.д. 92-94).
В судебное заседание ответчик не явился, письменно известил арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. На основании части 2 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия по имеющимся доказательствам.
Третье лицо отзыв на иск не представило, в судебном заседании сообщило, что пункт выдачи товара работал постоянно в соответствии с графиком работы аптеки по тому же адресу, заказчик с претензиями не обращался. График работы пункта был передан заказчику директором общества. Представленный истцом акт проверки от 21.11.2016 считает ненадлежащим доказательством, поскольку пунктом 4.3.3 контракта предусмотрено оформление протокола по результатам проверки, который подписывают представители заказчика, поставщика и получателя; также в акте отсутствует указание на время проверки. По мнению участника спора, заказчиком не доказано нарушение поставщиком условий государственного контракта (протокол и аудиозапись заседания).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства и выслушав объяснения истца и третьего лица, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить иск в части взыскания штрафа и понуждении передать акт по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам электронного аукциона 12 сентября 2016 года истцом, государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (заказчиком), и ответчиком, обществом с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» (поставщиком), подписан в электронной форме государственный контракт № 155, в соответствии с условиями которого поставщик обязался в течение срока его действия поставлять для получателя (инвалида-гражданина) товар (подгузники – технические средства реабилитации), предусмотренный техническим заданием, а заказчик обязался оплатить установленную контрактом цену (л.д. 10-17).
При заключении контракта сторонами достигнуто соглашение по всем условиям, названным в Гражданском Кодексе РФ в качестве существенных и необходимых для договора поставки (статьи 432, 506 ГК РФ). Техническим заданием (приложением №1 к контракту) определены наименование товара (подгузники для взрослых, размер L, товарный знак Meed, производитель РФ), количество (80000 штук) и требования к нему, условия доставки. Контрактом установлена твердая цена товара в размере 1 434 800 рублей.
Соглашение оформлено путем составления одного документа с приложениями, от имени сторон подписано уполномоченными лицами, поэтому контракт как консенсуальная сделка вступил в силу и стал обязательным для его участников (статьи 425, 433 ГК РФ). Заключенное сторонами соглашение по существенным условиям является государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд.
Согласно части 1 статьи 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 523 ГК РФ. В соответствии со статьей 506 ГК РФ поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.
Правоотношения участников сделки регулируются гражданско-правовыми нормами о поставке, содержащимися в статьях 506 - 524 ГК РФ, общими правилами о купле-продаже (пункт 5 статьи 454 ГК РФ), а также соответствующими нормами Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Условиями контракта (пунктами 4.1.6, 4.1.8) предусмотрены обязанности поставщика организовать постоянно действующий пункт выдачи товара в городе Йошкар-Ола, обеспечивать получателей товаром по месту их жительства и в постоянно действующем пункте выдачи при наличии направлений фонда, а также обязанность сообщить заказчику в письменном виде адрес и график работы этого пункта в течение 10 дней с даты заключения контракта (пункт 4.1.7). Пунктом 4.1.15 установлено, что по итогам исполнения предусмотренных контрактом обязательств поставщик обязан составить акт сдачи-приемки товара (приложение №6 контракта) и представить его заказчику не позднее 30.12.2016.
По утверждению истца, ответчиком нарушены установленные контрактом обязанности по организации постоянно действующего пункта выдачи товара, предоставлении графика его работы и акта сдачи-приемки товара, что является основанием для взыскания штрафа, установленного пунктом 6.5 контракта.
Ответчик напротив считает, что заказчиком нарушены встречные обязательства по контракту в части оплаты и предоставления реестров получателей. Пункт выдачи был организован обществом «Софарм» при заключении контрактов от 18.04.2016 и работал до исполнения всех контрактов.
Изучив по правилам статьи 71 АПК РФ доводы сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд признает позицию истца обоснованной.
Ответчик обязанности поставщика исполнил ненадлежащим образом. Им не представлены доказательства передачи заказчику графика работы постоянно действующего пункта выдачи товара в городе Йошкар-Ола в установленный пунктом 4.1.7 контракта срок, в нарушение пункта 4.1.15 не передан акт сдачи-приемки товара.
Кроме того, в связи с обращениями граждан- инвалидов и их представителей о нерегулярной работе пункта выдачи заказчиком проведена проверка с участием специалистов учреждения (фонда) и председателя МРО ОООИ «Всероссийское общество глухих» (л.д. 25). По результатам проверки 21.11.2016 установлено, что пункт выдачи, расположенный по адресу: <...>, не осуществляет выдачу средств реабилитации; на двери пункта вывешено объявление о том, что выдача товара будет осуществляться с 28.11.2016, причины прекращения выдачи памперсов поставщиком или обществом «Софарм» не названы.
Содержащиеся в акте проверки сведения не опровергнуты ни поставщиком, ни исполнителем. Третьим лицом документально не подтверждены доводы о регулярной работе пункта выдачи и соответствии графика его работы времени работы аптеки, расположенной по тому же адресу.
В силу пункта 6.7 контракта в случае нарушения поставщиком обязательств, предусмотренных п.п. 4.1.3 – 4.1.15 контракта поставщик уплачивает штраф в размере 143 480 рублей, что составлен 10% от цены контракта.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
Нарушенное право заказчика подлежит судебной защите с вынесением решения арбитражного суда о принудительном взыскании с поставщика договорной неустойкиза нарушение обязательства (статьи 11, 12 ГК РФ).
При этом у истца отсутствовали основания для списания суммы штрафа в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 №190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».
Так, согласно пункту 3 Постановления, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
В соответствии с Порядком списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 12.04.2016 №44н задолженность подлежит списанию, если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности (подпункт «б» пункта 2). Основанием для принятия решения о списании задолженности является исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приемки или иным документом (пункт 4).
Между тем поставщик не уплатил 50% от суммы штрафа в 2016 году и не предоставил итоговый акт сдачи-приемки товара, поэтому у государственного заказчика не возникла обязанность по списанию неуплаченного штрафа.
Требование истца обоснованно, с ответчика подлежит взысканию штраф, предусмотренный пунктом 6.7 контракта №155 от 12.09.2016, в размере 143 480 рублей.
По смыслу пункта 4.1.15 контракта исполнение обязательств поставщиком влечет обязанность передать заказчику акт сдачи-приемки товара, форма которого утверждена приложением №6 к контракту (л.д. 22). Срок предоставления акта установлен до 30.12.2016.
По утверждению истца, истребуемый у ответчика документ необходим учреждению для предоставления Федеральному казначейству; достаточным сроком для исполнения такого требования является один месяц.
Таким образом, обязанность поставщика по предоставлению документа, связанного с исполнением контракта, установлена условиями договора, поэтому арбитражный суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о понуждении общества «Гигиена-Сервис Мед» передать акт сдачи-приемки товара по форме приложения №6 к контракту №155 от 12.09.2016.
Кроме того, истцом заявлено требование о расторжении государственного контракта в связи с невозможностью его исполнения.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В соответствии с пунктом 11.7 контракта его растяжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Однако судом не усматривается существенных нарушений условий контракта со стороны поставщика. Истец в судебном заседании также подтвердил отсутствие таких нарушений и сообщил о невозможности его дальнейшего исполнения в связи с истечением срока поставки товара.
Так, пунктами 8.1, 8.2 установлено, что контракт действует по 31.12.2016, срок обеспечения получателей до 20.12.2016. Переданный поставщиком товар полностью оплачен заказчиком, доказательств обратного ответчиком не предоставлено. Тем самым, срок действия договора истек, обязательство поставщика восполнить недопоставку товара прекращено невозможностью исполнения после установленного срока, поэтому суд считает контракт №155 от 12.09.2016 прекращенным.
Таким образом, предъявление заказчиком иска о расторжении государственного контракта в судебном порядке безосновательно и подлежит отклонению.
Согласно статье 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по иску о взыскании 143 480 рублей составляет 5304 рубля, по неимущественному требованию – 6000 рублей. На основании статей 102, 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в первой инстанции подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Государственного учреждения – Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (ИНН <***>, ОГРН <***>) штраф в размере 143 480 рублей.
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» передать Государственному учреждению – Региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл подписанный и заполненный акт сдачи-приемки товара по форме приложения №6 к государственному контракту №155 от 12.09.2016 в течение месяца после приятия решения суда. В остальной части иска отказать.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гигиена-Сервис Мед» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в сумме 11 304 рубля в доход бюджета РФ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья А.Н. Баженова