ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-8172/16 от 27.01.2017 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«03» февраля 2017 г.           Дело № А38-8172/2016                       г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению  Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл

о признании недействительным представления органа федерального казначейства

третье лицо ООО "СК "ХТМ-СТРОЙ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.12.2016, ФИО2 по доверенности от 29.12.2016,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 28.04.2016,

от третьего лица - директор ФИО4

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития РМЭ, Министерство), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 16.08.2016 № 10 о нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (т.1, л.д. 4-9, т.2, л.д. 35-39, 134-136, 144-147).

В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы о необоснованности и недоказанности выводов органа федерального казначейства об излишнем предоставлении ООО "СК "ХТМ-Строй" субсидии в размере 50 036 руб. на оплату приобретения сервера. Обществом в Министерство представлен полный пакет документов, подтверждающих приобретение оборудования, материалов и комплектующих к нему: договоры поставки, товарные накладные, счета, платежные поручения, документ о сверке взаиморасчетов между ООО "СК "ХТМ-Строй" и ООО "Винтелеком". Приобретенный посредством подтвержденных указанными документами операций сервер принят к учету обществом на основании акта № 00000000001 от 27.10.2015 по первоначальной стоимости 2 992 817 руб. 87 коп. Недостоверность документов и отсутствие реального характера операций по приобретению оборудования ответчиком не доказаны. Ссылки на не соответствие реквизитов счетов, отраженных в назначении платежа платежных поручений, и реквизитов счетов, по которым составлялись товарные накладные, не свидетельствуют об отсутствии подтверждения расходов, поскольку сведения о том, какие оплаты производились, в счет каких поставок, отражены в акте сверки взаиморасчетов, необоснованно не принятом ответчиком. Утверждение органа казначейства о заведомом приобретении обществом сервера не для производства продукции (работ, услуг), а для сдачи в аренду без намерения использовать его самостоятельно, также является необоснованным. Поскольку ООО "СК "ХТМ-Строй" не завершено строительство сети широкополостного доступа к сети Интернет, оно в соответствии с пунктом 3.4 договора № 155-15 от 13.11.2015, заключенного между Министерством и обществом, для оптимизации затрат и получения дохода от использования сервера в январе 2016 года передало его в аренду ООО "Цифрател". ООО "СК "ХТМ-Строй" представило документы, требуемые условиями конкурсного отбора, приобрело оборудование, соответствующее условиям отбора, плана и экономического обоснования; в соответствии с указанными условиями осуществляет строительство оптоволоконной сети для оказания услуг населению, частью которой является приобретенный сервер. Данные обстоятельства ответчиком доказательно не опровергнуты.

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления органа казначейства от 16.08.2016 № 10. Пояснил, что сумма 148 728 руб. 82 коп., уплаченная ООО "СК "ХТМ-Строй" по платежным поручениям № 37 от 08.09.2015, № 43 от 16.09.2015, № 46, 47 от 21.09.2015, № 48 от 22.09.2015 в соответствии со счетами № 319 от 08.07.2015, № 418 от 19.08.2015, не подтверждает понесенных обществом затрат на приобретение сервера, по которому получена бюджетная субсидия. По товарным накладным приобретались материалы, а не основное средство. ООО "СК "ХТМ-Строй" не имеет лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг, в результате чего у него отсутствуют основания для использования сервера в своей деятельности по оказанию услуг связи населению (т.2, л.д. 44-52,  т.3, 1-6, 10-13).

Третье лицо, ООО "СК "ХТМ-Строй" в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, указало, что общество подтвердило приобретение у ООО "Винтелеком", ООО "ТД "Винтелеком" оборудования, составляющего сервер, договорами, первичными и платежными документами; поставило сервер на учет, включило его в состав основных средств, начисляет амортизацию, числит по бухгалтерскому балансу. Принимая участие в конкурсном отборе, общество представило обоснование осуществления им строительства сети широкополостного доступа к сети Интернет по технологии GePON2.5 Gb/s(в частном секторе г. Волжск) на базе мультисервисной сети "Cifratel". Для целей осуществления такого строительства обществом было получено свидетельство СРО АСО "Поддержки организаций строительной отрасли" о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; заключены договоры на использование опор линии электропередачи с ООО "Волжская сетевая компания". Монтаж линии связи осуществляется обществом собственными силами и с привлечением исполнителей по договорам подряда. По завершении строительства сети ООО "СК "ХТМ-Строй" намерено использовать ее для оказания услуг населению самостоятельно, но поскольку процесс строительства длителен для наиболее рационального временного использования сервера, который должен стать частью сети, предоставило его в аренду ООО "Цифрател", которое использует его для оказания услуг населению. Сведения о поставках и оплатах комплектующих сервера с указанием на первичные документы отражены в акте сверки взаиморасчетов, составленном между ООО "СК "ХТМ-Строй" и ООО "Винтелеком", то есть определенным образом согласованы сторонами договора. Реальность отраженных в акте сверки поставок и оплат ответчиком доказательно не опровергнута, равно как и реальное наличие и использование приобретенного изложенным образом основного средства (т.2, л.д. 114-116, т.3, л.д. 14,15).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 01.07.2016 № 149, пункта 1.5 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, пункта 3 Плана контрольной работы УФК по РМЭ на 2016 год, удостоверения № 10 от 01.07.2016 (т.2, л.д. 55-57) специалистами органа федерального казначейства проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2015 году. Проверкой установлено, что Министерством совершено следующее нарушение бюджетного законодательства:

- в нарушение абзаца 8 статьи 162 БК РФ, пункта 5.3.4 "Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 (далее - Условия), пункта 13 "Положения о порядке и условиях оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства"  Государственной программы Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)", утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2014 № 237 (далее - Положение № 237), субъекту малого предпринимательства ООО "СК "ХТМ-Строй" излишне предоставлена и перечислена субсидия из федерального бюджета в размере 50 036 руб., выделенная на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), по причине принятия комиссией Минэкономразвития Республики Марий Эл по отбору исполнителей по мероприятию к субсидированию расходов по оплате оборудования ООО "СК "ХТМ-Строй" без документального их подтверждения.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 22.07.2016 (т.1, л.д. 15-41).

По результатам проверки УФК по Республике Марий Эл в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, вынесено представление от 16.08.2016 № 10 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором орган казначейства предложил учреждению в срок 15 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следует проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения представления (т.1, л.д. 12).

Не согласившись с представлением органа казначейства, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Правомерность заявленных Минэкономразвития РМЭ требований и законность оспариваемого ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление органа казначейства принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки, неисполнение которого влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении заявителем нарушения бюджетного законодательства, отраженного в оспариваемом представлении органа казначейства.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе, финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ).

Государственной программой Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 № 326, предусмотрено осуществление мероприятий по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

В 2015 году в рамках указанной государственной программы в республиканском бюджете Республики Марий Эл Министерству предусмотрены бюджетные ассигнования, в том числе, на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) в сумме 30 600 тыс. руб., из них средства федерального бюджета в сумме 28 500 тыс. руб.

Согласно пунктов 7, 8 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316, субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации, которое также определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, порядок, перечень, формы и сроки представления отчетов об исполнении обязательств субъектов Российской Федерации, указанных в подпунктах "г", "е" и "ж" пункта 28 Правил.

В соответствии с пунктом 5.3.4 Условий, средства субсидий федерального бюджета направляются субъектом Российской Федерации на софинансирование затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, отобранным на конкурсе, проведенном субъектом Российской Федерации, при условии представления следующих документов: заключенные субъектом малого и среднего предпринимательства договоры (сделки) на приобретение в собственность оборудования, включая затраты на монтаж оборудования; документы, подтверждающие осуществление расходов субъектом малого предпринимательства на приобретение оборудования, в том числе, платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера на сумму в размере не менее 50 % произведенных затрат и бухгалтерские документы, подтверждающие постановку на баланс указанного оборудования; технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

В силу пунктов 10, 13 Положения № 237 по мероприятиям подпрограммы, указанным в позициях 3.1 и 3.3 раздела 3 подпрограммы, представляются: заявка по установленной форме; доверенность на право осуществления действий от имени участника отбора; заявление о соответствии вновь созданного юридического лица условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Законом № 209-ФЗ; копии договоров на приобретение в собственность оборудования; заверенные банком платежные поручения, подтверждающие фактическую оплату участником отбора понесенных затрат по соответствующему мероприятию подпрограммы; заверенные банком выписки с расчетного счета участника отбора на дату осуществления платежей по соответствующему мероприятию подпрограммы; копии бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс приобретенного оборудования; технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания, и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); уведомление от участника отбора о фактическом наличии оборудования во владении и пользовании на  момент подачи заявки.

Заявка и прилагаемые к ней документы рассматриваются и оцениваются комиссией по отбору исполнителей мероприятий подпрограммы, состав которой утверждается приказом Министерства, на предмет соответствия условиям оказания государственной поддержки, установленным настоящим Положением, и критериям отбора, установленным порядком отбора (пункт 19 Положения № 237).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в получении государственной поддержки определен пунктом 22 Положения № 237, предусматривающим в качестве одного из таких оснований, не представление документов, указанных в пунктах 7 - 12 настоящего Положения, по соответствующему мероприятию подпрограммы или предоставление недостоверных сведений и документов.

Материалами дела подтверждается, что для участия в отборе исполнителей мероприятия подпрограммы ООО "СК "ХТМ-Строй" в Комиссию по отбору Министерства, утвержденную его приказом от 06.10.2015 № 250 (т.1, л.д. 56-71), представлены заявка на участие в отборе для реализации мероприятия, составленная по установленной форме, и пакет документов, предусмотренный пунктами 10, 13 Положения № 237 (т.1, л.д. 72-153, т.2, л.д. 85-113).

Обществом, соответствующим требованиям статьи 4 Закона № 209-ФЗ, и не относящимся к числу субъектов, которым поддержка оказываться не может (пункт 3 статьи 14 Закона № 209-ФЗ), представлен полный пакет оформленных в требуемой форме документов, предусмотренных Положением № 237 по соответствующему мероприятию подпрограммы.

В соответствии с протоколом от 09.11.2015 № 7 рассмотрения заявок на участие в отборе и подведения итогов отбора исполнителей мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" Государственной программы РМЭ "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2020 годы)" в 2015 году рассмотрена заявка и признано победителем отбора по мероприятию Подпрограммы ООО "СК "ХТМ-Строй" (размер предоставляемой субсидии - 1 007 730 руб.) (т.2, л.д. 1-23).

13.11.2015 между Министерством и ООО "СК "ХТМ-Строй" заключен договор № 155-15, по условиям которого обществу в 2015 году Министерством за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия на сумму 1 007 730 руб. на реализацию мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)", указанного в позиции 2.8 подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" - сервера ядра сети с использованием выделенных маршрутизаторов SRVNSSL4000/1U4G3/CPU-E3-1220V3X1/8*MEM-D38GX1/SATA3.5-1000GB7.2Kх1/SSD2.5-120 в сборе с сервером обеспечения увеличенной полосы пропускания на уровне ядра, в соответствии с протоколом (т.2, л.д. 24-28).

16.11.2015 между Министерством и ООО "СК "ХТМ-Строй" подписан акт № 155-15 о том, что обществом на реализацию мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" израсходовано собственных средств на сумму 2 990 548 руб. 37 коп., что подтверждается документами, представленными организацией в составе заявки. В связи с чем, получателю на основании договора № 155-15 от 13.11.2015 подлежит перечислению бюджетная субсидия в размере 1 007 730 руб. (т.2, л.д. 29).

По заявке на кассовый расход от 14.12.2015 № 909 средства субсидии в размере 1 007 730 руб. перечислены Министерством на расчетный счет ООО "СК "ХТМ-Строй".

В ходе проверки органом федерального казначейства установлено, что по платежным поручениям от 08.09.2015 № 37, от 16.09.2015 № 43, от 21.09.2015 № 46 обществом поставщику ООО "Винтелеком" произведена оплата на общую сумму 837 894 руб. 14 коп. (без учета НДС) с отражением основания платежа "по счету от 08.07.2015 № 319". При этом, из содержания счетов № А 413 от 08.07.2015, № А 415 от 28.07.2015, № А 418 от 24.09.2015, расшифровывающих счет от 08.07.2015 № 319, товарных накладных от 15.07.2015 № 238, от 28.07.2015 № 264, от 24.09.2015 № 392 следует, что товаров (зажим натяжной, кабель волоконно-оптический, зажим анкерный) поставлено на сумму 706 114 руб. 47 коп. То есть, по мнению ответчика, оплата товарной партии по счету от 08.07.2015 № 319 произведена на сумму 131 779 руб. 67 коп. (837 894,14 - 706 114,47) больше, чем было поставлено товаров, в связи с чем, указанная сумма не может быть принята при расчете субсидии.

Аналогично, по платежным поручениям от 21.09.2015 № 47, от 22.09.2015 № 48 обществом поставщику ООО "Винтелеком" произведена оплата на общую сумму 182 654 руб. 24 коп. (без учета НДС) с отражением основания платежа "по счету от 19.08.2015 № 418 (от 24.09.2015 № А 417)". При этом, из содержания счета № А 417 от 24.09.2015, товарной накладной от 24.09.2015 № 391 следует, что товаров (кабель волоконно-оптический) поставлено на сумму 165 705 руб. 09 коп. То есть, по мнению ответчика, оплата товарной партии по счету от 24.09.2015 № А 417 произведена на сумму 16 949 руб. 15 коп. (182 654,24 - 165 705,09) больше, чем было поставлено товаров, в связи с чем, указанная сумма не может быть принята при расчете субсидии.

Исходя из вывода о не подтверждении документами о поставке сумм оплаты 148 728 руб. 82 коп. (131 779,67 + 16 949,15) органом федерального казначейства установлено излишнее предоставление ООО "СК "ХТМ-Строй" субсидии в размере 50 036 руб. Затраты на приобретение сервера на сумму 2 841 819 руб. 56 коп. (2 990 548,37 - 148 728,82) признаны ответчиком правомерными (стр. 22 акта проверки).

Оспаривая выводы ответчика об излишнем предоставлении субсидии, Министерство и третье лицо ссылались на то, что органом казначейства необоснованно не приняты первичные документы, подтверждающие все операции по поставкам и оплатам, связанные с приобретением обществом оборудования и комплектующих для спорного сервера. Платежи, квалифицированные ответчиком, как не подтвержденные документами о поставке, в  действительности были направлены в счет оплаты комплектующих к серверу, поставленных по другим счетам и товарным накладным.

Арбитражный суд, оценив по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства в совокупности и взаимной связи, пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя и третьего лица о документальном подтверждении поставок и оплаты, связанных с приобретением сервера на полную сумму 2 992 817 руб. 87 коп., по которой он принят ООО "СК "ХТМ-Строй" на учет в составе основных средств.

Материалами дела подтверждается, что между ООО "Винтелеком" (поставщик) и ООО "СК "ХТМ-Строй" (покупатель) заключен договор поставки № 46-0515 от 29.05.2015, по условиям которого поставщик обязался передать в собственность покупателя телекоммуникационное оборудование и иные товары. Количество, ассортимент и стоимость товара по каждой партии согласуются сторонами отдельно путем формирования заказа на каждую отдельную партию товара. Окончательное количество, ассортимент и стоимость товара по каждой поставляемой партии фиксируются сторонами в товарных накладных (т.1, л.д. 77-80).

По товарным накладным от 30.06.2015 № 215, от 15.07.2015 № 238, от 28.07.2015 № 264, от 24.09.2015 № 391, 392, 393 ООО "Винтелеком" поставило ООО "СК "ХТМ-Строй" товары (станционный терминал, модуль оптический, анкерный зажим Н3 для круглого кабеля, кабель волоконно-оптический, крюк для опор без отверстий, адаптер проходной (розетка), пиггейл, патчкорд, муфта, абонентские устройства, зажим натяжной, делители оптические (гильза)) на сумму 1 256 525 руб. 08 коп. (в том числе, НДС - 191 673 руб. 31 коп.) (т.1, л.д. 81-85, 93,94). По платежным поручениям № 37 от 08.09.2015, № 43 от 16.09.2015, № 46,47 от 21.09.2015, № 48, 50 от 22.09.2015 ООО "СК "ХТМ-Строй" перечислило на банковский счет ООО "Винтелеком" сумму 1 255 847 руб. 08 коп. (т.1, л.д. 113-118).

Между ООО "ТД "Винтелеком" (поставщик) и ООО "СК "ХТМ-Строй" (покупатель) заключен договор поставки № 17/2015-ТД от 22.09.2015, по условиям которого поставщик обязался передать в собственность покупателя телекоммуникационное оборудование и иные товары. Количество, ассортимент и стоимость товара по каждой партии согласуются сторонами отдельно путем формирования заказа на каждую отдельную партию товара. Окончательное количество, ассортимент и стоимость товара по каждой поставляемой партии фиксируются сторонами в товарных накладных (т.1, л.д. 88-91).

По товарным накладным от 20.10.2015 № 10/2015, от 21.10.2015 № 11/2015, от 23.10.2015 № 15/2015 ООО "ТД "Винтелеком" поставило ООО "СК "ХТМ-Строй" товары (коробки распределительные оптические для сетей проводного вещания в сборе, сервер абонентского узла СОРМ на базе BDCOM в сборе) на сумму 2 275 000 руб. (в том числе, НДС - 347 033 руб. 90 коп.) (т.1, л.д. 86,87, 92). По платежным поручениям № 62 от 20.10.2015, № 63 от 21.10.2015, № 68 от 23.10.2015 ООО "СК "ХТМ-Строй" перечислило на банковский счет ООО "ТД "Винтелеком" сумму 2 273 000 руб. (т.1, л.д. 119-121).

Всего, затраты ООО "СК "ХТМ-Строй" на приобретение комплектующих и оборудования у поставщиков ООО "Винтелеком", ООО "ТД "Винтелеком" составили по товарным накладным 2 992 817 руб. 87 коп. ((1 256 525,08 - 191 673,31) + (2 275 000 - 347 033,9)).

В соответствии с пунктами 6,8 "Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Исходя из приведенных правил, ООО "СК "ХТМ-Строй" принят к учету в составе основных средств комплекс конструктивно сочлененных предметов - сервер SRVNSSL4000/1U4G3/CPU-E3-1220V3X1/8*MEM-D38GX1/SATA3.5-1000GB7 по первоначальной стоимости 2 992 817 руб. 87 коп. с определением срока полезного использования 36 месяцев, линейного способа начисления амортизации, что подтверждено актом № 00000000001 от 27.10.2015, составленным по форме № ОС-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (т.2, л.д. 119-120, т.3, л.д. 16,17).  В отношении указанного объекта основных средств обществом заведена инвентарная карточка № 000000001 от 27.10.2015 (т.3, л.д. 18,19); производится начисление амортизационных отчислений (т.3, л.д. 20, 25); данный объект отражен по строке 1150 "Основные средства" бухгалтерского баланса ООО "СК "ХТМ-Строй" за 2015 год.

На основании изложенного, представленные обществом договоры, товарные накладные, счета, платежные поручения подтверждают фактические затраты ООО "СК "ХТМ-Строй" 2 992 817 руб. 87 коп. (без НДС) на приобретение комплектующих и оборудования, которые в комплексе образуют объект основных средств - сервер, отраженный в заявке общества на участие в отборе в качестве оборудования, приобретаемого в целях создания и (или) развитие либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Сумма затрат в заявке 2 990 548 руб. 38 коп. соответствует размеру оплаты, произведенной обществом в пользу ООО "Винтелеком", ООО "ТД "Винтелеком" (без учета НДС).

Доказательств, подтверждающих, что какие-либо из поставленных ООО "Винтелеком", ООО "ТД "Винтелеком" комплектующих и оборудования использованы обществом не для комплектования сервера, а на иные цели, либо, что в силу существенно отличающихся сроков полезного использования они подлежали отдельному учету, как материалы, ответчиком вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено. Фактическое наличие приобретенного изложенным образом сервера и его первоначальная стоимость 2 992 817 руб. 87 коп. доказательно не опровергнуты.

Определениями арбитражного суда от 02.12.2016, от 16.12.2016, от 13.01.2017 ответчику было предложено пояснить, какие именно материалы, учтенные в первоначальной стоимости сервера, неправомерно включены в его стоимость; по каким правилам бухгалтерского учета они должны учитываться не в составе стоимости основного средства, а отражаться отдельно как материалы; пояснить, имеются ли доказательства недостоверности операций по поставкам в адрес ООО "СК "ХТМ-Строй", отсутствия фактического получения третьим лицом товаров, отсутствия использования сервера в производственной деятельности (представить такие доказательства) (т.2, л.д. 131, 140, т.3, л.д. 45).

Такие доказательства, помимо ссылок на оплату обществом по счетам от 08.07.2015 № 319 (№ А 413 от 08.07.2015, № А 415 от 28.07.2015, № А 418 от 24.09.2015), от 19.08.2015 № 418 (№ А 417 от 24.09.2015) в сумме большей, чем отражено в этих счетах, ответчиком не представлено. При этом, ответчиком доказательно не опровергнуто осуществление ООО "СК "ХТМ-Строй" реальной оплаты посредством безналичного перечисления на счет ООО "Винтелеком" суммы 1 255 847 руб. 08 коп., на счет ООО "ТД "Винтелеком" суммы 2 273 000 руб. за комплектующие и оборудование, поставленные по товарным накладным. Органом федерального казначейства не доказано, что отраженные в товарных накладных комплектующие и оборудование по своему назначению и функциональным характеристикам не предназначены для комплектации сервера и фактически не использовались обществом для приобретения данного основного средства; соответствующая экспертиза ответчиком в ходе проверки не проводилась, ходатайств о ее проведении в судебном порядке он не заявлял.

При этом, органом казначейства необоснованно не учтено, что ООО "Винтелеком" и ООО "СК "ХТМ-Строй", между которыми производились расчетные операции по счетам ООО "Винтелеком" от 08.07.2015 № А 413, от 28.07.2015 № А 415, от 24.09.2015 № А 417, А 418 (т.1, л.д. 48, 49, 151, т.2, л.д. 96), составлен акт сверки взаиморасчетов за 2015 год, в котором стороны договора поставки определили в каких суммах, по каким платежным поручениям, в счет поставок каких товаров, по каким товарным накладным производились оплаты (т.1, л.д. 55). Из содержания указанного акта сверки следует, что оплата на сумму 1 255 847 руб. 08 коп. по платежным поручениям № 37 от 08.09.2015, № 43 от 16.09.2015, № 46,47 от 21.09.2015, № 48, 50 от 22.09.2015 произведена ООО "СК "ХТМ-Строй" в счет поставок ООО "Винтелеком" по товарным накладным от 30.06.2015 № 215, от 15.07.2015 № 238, от 28.07.2015 № 264, от 24.09.2015 № 391, 392, 393 на сумму 1 256 525 руб. 08 коп. (в том числе, НДС - 191 673 руб. 31 коп.).

Таким образом, утверждение ответчика о необоснованной излишней уплате ООО "СК "ХТМ-Строй" в пользу ООО "Винтелеком" суммы 148 728 руб. 82 коп. не соответствует акту сверки взаиморасчетов, составленному сторонами договора, первичным документам о поставках и оплатах. Оплата на полную сумму 2 990 548 руб. 18 коп. (без НДС) произведена обществом в пользу ООО "Винтелеком", ООО "ТД "Винтелеком" в счет приобретения комплектующих и оборудования для сервера. При этом, материалами дела подтверждается, что излишнего перечисления средств, образующего неосновательное обогащение поставщиков, не имело места. Напротив, ООО "СК "ХТМ-Строй" имеет небольшую кредиторскую задолженность перед поставщиками, в связи с чем, приняло для расчета субсидии не фактические затраты по товарным накладным, образующие первоначальную стоимость основного средства в сумме 2 992 817 руб. 87 коп., а сумму фактической оплаты по товарным накладным 2 990 548 руб. 37 коп.

Утверждение органа казначейства о том, что квалифицированная им в качестве излишней оплата на сумму 148 728 руб. 82 коп. произведена не в счет поставок ООО "Винтелеком", отраженных в акте сверки взаиморасчетов, а в счет иных поставок, не связанных с приобретением сервера, не подтверждено никакими доказательствами и основано на предположениях.

 В связи с изложенным, отраженный в оспариваемом представлении, акте проверки вывод о нарушении Министерством пункта 5.3.4 Условий, пункта 13 Положения № 237 в части излишнего предоставления ООО "СК "ХТМ-Строй" субсидии из федерального бюджета в размере 50 036 руб. без документального подтверждения затрат организации, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), не соответствует материалам дела, является необоснованным и бездоказательным. Подробные данные о затратах общества и подтверждающих их первичных документах, принятых Министерством при отборе исполнителя мероприятия государственной программы Республики Марий Эл, подлежащего субсидированию, изложены в составленной Министерством таблице, содержащей ссылки на конкретные товарные накладные, счета, платежные поручения (т.2, л.д. 129). Информация, изложенная в указанной таблице, подтверждена первичными документами; отражает общую сумму затрат 2 992 817 руб. 87 коп., сформировавших в учете общества первоначальную стоимость сервера, общую сумму оплаты 2 990 548 руб. 38 коп., принятой Министерством при расчете субсидии. Сведений об осуществлении между ООО "СК "ХТМ-Строй" и его контрагентами иных поставок и оплат либо операций на иные суммы, чем отражено в содержащихся в таблице первичных документах, органом федерального казначейства не представлено.

В дополнении к отзыву на заявление от 10.01.2017 УФК по РМЭ заявлен довод о необоснованности предоставления ООО "СК "ХТМ-Строй" субсидии на полную сумму 1 007 730 руб., поскольку общество приобретенный сервер самостоятельно не использует, а по договору аренды № 1 от 11.01.2016 передало во временное пользование ООО "Цифрател" (т.3, л.д. 10-13).

Однако, нарушение пункта 5.1 Условий в части оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G, K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S, T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), ни в акте проверки, ни в оспариваемом представлении органом федерального казначейства в качестве совершенного Министерством правонарушения не установлено и не описано. Обстоятельства фактического использования обществом приобретенного сервера ответчиком в акте и представлении никак не оценивались. Заключение ООО "СК "ХТМ-Строй" договора аренды № 1 от 11.01.2016, о котором Министерству стало известно только в ходе судебного разбирательства, имело место за пределами периода: с 01.01.2015 по 31.12.2015, охваченного проверкой органа федерального казначейства.

Согласно акту проверки и представлению Министерству вменяется нарушение абзаца 8 статьи 162 БК РФ, пункта 5.3.4 Условий, пункта 13 Положения № 237 в виде излишнего предоставления субсидии на сумму 50 036 руб. по причине установления ответчиком не подтвержденных документами расходов на сумму 148 728 руб. 82 коп. При этом, предоставление субсидии на сумму 957 693 руб. (1 007 730 - 50 036) в акте проверки признано обоснованным (стр. 22 акта проверки от 22.07.2016).

Поскольку нарушение Министерством или ООО "СК "ХТМ-Строй" пункта 5.1 Условий в виде предоставления субсидии в размере 1 007 730 руб. организации, не осуществляющей производственную деятельность, в акте и оспариваемом представлении не установлено и не описано, арбитражный суд не вправе, подменяя контролирующий орган, устанавливать его совершение своим решением.

Согласно пунктам 38, 39 Положения № 237, в случае нарушения условий, установленных договором о предоставлении субсидии (межбюджетной субсидии), а также в случаях выявления факта наличия остатков субсидии (межбюджетной субсидии), не использованных в отчетном финансовом году, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанного факта направляет исполнителю мероприятий подпрограммы уведомление о возврате субсидии (межбюджетной субсидии) в доход республиканского бюджета Республики Марий Эл. В случае отказа исполнителем мероприятий подпрограммы от возврата субсидии (межбюджетной субсидии) в добровольном порядке в срок, установленный абзацем вторым пункта 38 настоящего Положения, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке.

Изложенный порядок должен применяться Министерством независимо от истечения срока действия договора № 155-15 от 13.11.2015 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия и направления заявителю соответствующего представления органа федерального казначейства.

Вместе с тем, при применении указанных норм следует учитывать следующие обстоятельства.

Согласно плана и экономического обоснования от 01.10.2015, представленного ООО "СК "ХТМ-Строй" с заявкой на получение субсидии, приобретение сервера планируется в качестве абонентского узла GePON 2,5 Gb-ONT малой головной станции на базе BDCOM в сборе с приемопередающим модулем OLT. Данный узел, в свою очередь, является частью проекта строительства сети широкополостного доступа с использованием технологии CPON, для обеспечения 80 процентов населения сельской местности, административных зданий и муниципальных учреждений социальной сферы Республики Марий Эл высокоскоростным доступом (1 Гб/с) к услугам сети передачи данных, телефонной связью и другими информационными услугами. Строительство данной сети связи осуществляет ООО "СК "ХТМ-Строй" путем монтажа технологического оборудования, проведения пусконаладочных работ, а также строительством линейно-кабельных сооружений. Планируемая дата начала оказания услуг населению с использованием построенной сети широкополостного доступа - через 12 месяцев после получения лицензии услуг связи. В течение года ООО "СК "ХТМ-Строй" планирует разработать проектно-сметную документацию, провести ее экспертизу, завершить строительство сооружений связи. Срок ввода в действие средств связи определяется датой начала предоставления услуг. Состав средств связи, используемых для предоставления услуг представлен в Рабочем проекте строительства сети связи № 1821.00.001 (т.1, л.д. 125-133).

Таким образом, приобретение ООО "СК "ХТМ-Строй" сервера осуществлено в рамках реализации проекта по строительству сети широкополостного доступа к сети Интернет, которым занимается данное общество. Непосредственные услуги населению с использованием построенной сети общество согласно плану и экономическому обоснованию намерено оказывать после завершения ее строительства и ввода в эксплуатацию.

По подтвержденным материалами дела пояснениям общества, для выполнения указанных строительных работ им получено свидетельство от 26.08.2016 № 0998.01-2016-<***>-С-227 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; заключен договор подряда от 27.07.2015 № 15/2015 с исполнителем ООО "Волжская сетевая компания" (с учетом дополнительных соглашений от 01.09.2015, от 15.12.2015, от 30.11.2016) на размещение на объекте недвижимости исполнителя оптоволоконных линий связи общества и их эксплуатации (срок действия договора - по 31.12.2017); заключены и приняты от исполнителей работы по строительству магистрали по технологии GPON по договорам № 2 от 01.07.2015 с ФИО5 (акт о приемке от 30.09.2015), № 1 от 01.07.2015 с ФИО6 (акт о приемке от 30.09.2015), № 1 от 01.02.2016 с ФИО4 (акт о приемке от 30.03.2016), № 2 от 01.02.2016 с ФИО4 (акт о приемке от 30.03.2016), № 3 от 01.07.2016 с ФИО6 (акт о приемке от 31.08.2016), № 4 от 01.07.2016 с ФИО5 (акт о приемке от 31.08.2016).

По пояснениям ООО "СК "ХТМ-Строй", в связи с тем, что строительство сети широкополостного доступа к сети Интернет не завершено, осуществляется в течение продолжительного времени, приобретенный сервер в целях оптимизации расходов на содержание данного имущества передан в аренду ООО "Цифрател" по договору № 1 от 11.01.2016 (т.3, л.д. 21-24). По правилам пункта 3.4 договора № 155-15 от 13.11.2015 получатель не вправе передавать оборудование, приобретенное в рамках реализации мероприятия, третьим лицам до окончания срока действия договора (пункт 4.1 - до 31.12.2015) (т.2, л.д. 24-28). Договор аренды заключен после окончания срока действия договора № 155-15 от 13.11.2015, в связи с чем, временная передача сервера в аренду до завершения строительства сети, не противоречит условиям предоставления субсидии.

Изложенные пояснения общества доказательно не опровергнуты; в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие выполнения ООО "СК "ХТМ-Строй" своими силами и с использованием подрядчиков работ по строительству сети широкополостного доступа к сети Интернет, частью которой по проекту должен стать приобретенный сервер. Не доказано завершение строительства указанной сети, что согласно плану и экономическому обоснованию является условием для начала оказания с ее использованием услуг населению. Проверяющими не исследовалось, какие фактические виды деятельности осуществляло общество в проверяемом и последующих периодах, какой доход от них оно получало; создано или модернизировано ли в результате деятельности общества производство товаров (работ, услуг).

Отсутствие у ООО "СК "ХТМ-Строй" лицензии на осуществление услуг связи, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечней лицензионных условий", само по себе не свидетельствует об отсутствии осуществления организацией производственной деятельности; создания и модернизации ею нового производства товаров (работ, услуг) в результате запуска строящейся сети широкополостного доступа в Интернет. Кроме того, ни в акте, ни в представлении отсутствие указанной лицензии в качестве законного препятствия для получения обществом субсидии ответчиком не приведено.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства, которые убедительно и однозначно свидетельствуют о неосуществлении ООО "СК "ХТМ-Строй" производственной деятельности, необоснованном предоставлении ему субсидии на приобретение сервера в размере 1 007 730 руб. и необходимости возврата данной суммы обществом в бюджет.

В связи с изложенным, учитывая недоказанность ответчиком наличия предусмотренных пунктом 22 Положения № 237 оснований для отказа в получении государственной поддержки, арбитражный суд по правилам части 2 статьи 201 АПК РФ принимает решение об удовлетворении требований Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 16.08.2016 № 10 об установлении нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании не рассматривался.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 16.08.2016 № 10, как не соответствующее действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                         /Ю.А. Вопиловский/