ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-8721/12 от 04.03.2013 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«12» марта 2013 года Дело № А38-8721/2012 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   4 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен   12 марта  2013 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Фроловой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Хромихиной Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Автотехника» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику   федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл

о   признании решения незаконным

третье лицо   Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

с участием представителей:

от заявителя   –  ФИО1 по доверенности от 21.12.2012,

от ответчика   – ФИО2 по доверенности от 9.01.2013,

от третьего лица   – ФИО3 по доверенности от 31.01.2013

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Автотехника» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ООО «Автотехника», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и не соответствующим части 4 статьи 24 федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», орган, осуществляющий публичные полномочия, государственный орган) от 03.12.2012 № 12/2012-27844 об аннулировании и исключении из кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, расположенном по адресу: <...> разрешенное использование: для размещения торгового центра, складов с торговыми помещениями (1-2 очереди), площадью 9 307 кв.м.; а также об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, расположенном по адресу: <...> разрешенное использование: для размещения торгового центра, складов с торговыми помещениями (1-2 очереди), площадью 9 307 кв.м.

В заявлении изложены доводы о том, ответчик был своевременно извещен о наличии рассматриваемого в судебном порядке спора об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 9 307 кв.м., с кадастровым номером 12:05:0703002:97, что по смыслу письма Росреестра от 26.02.2010 № 14-1343-ВК «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер» препятствовало исключению из кадастра недвижимости сведений, носящих временный характер. Однако филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» 3.12.2012 аннулировал сведения в отношении спорного земельного участка. По мнению заявителя, оспариваемое решение является незаконным и препятствует приобретению заявителем права собственности на земельный участок по выкупной цене, установленной решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 7.12.2012 по делу № А38-7354/2011.

Заявителем предложено обязать ответчика восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке (л.д. 8-11).

В судебном заседании заявитель полностью поддержал свое требование и просил признать решение органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным.

Ответчик, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требования заявителя не признал и указал, что в силу статей 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер, они аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости в случае, если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него. Срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках может быть приостановлен, продлен или прекращен при поступлении в орган кадастрового учета вступившего в силу судебного акта, содержащего соответствующие указания. Обеспечительные меры в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:97 не принимались. В решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от 7.12.2012 по делу № А38-7354/2011 указание на продление срока сведений о земельном участке не содержится, по этой причине оно не могло стать основанием для продления срока действия временных сведений в кадастре недвижимости о земельном участке.

Ответчиком отмечено, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 17.11.2010. Поскольку в течение двух лет с указанной даты государственная регистрация права на него не произведена, 3.12.2012 принято решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном участке.

Ответчик также указал на невозможность восстановления в кадастре недвижимости сведений о данном участке, так как пункт 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 04.02.2010 № 42, не предусматривает возможность совершения указанных действий (л.д. 41-44).

Третье лицо, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в отзыве на заявление и в судебном заседании поддержало правовую позицию ответчика и указало, что действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках (л.д. 135-137).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения заявителя, ответчика и третьего лица, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Автотехника» на праве собственности принадлежат склады с торговыми помещениями (1-2 очереди) инвентарный номер – 88:401:001:010338150:0102, литер – А2, А3, А4, этажность – 3, назначение складское, общая площадь – 2 794, 6 кв.м, адрес объекта: РМЭ, <...>; торговый центр, назначение – нежилое, 1-3 –этажный, общая площадь 2 014, 3 кв.м, инв. № 88:401:001:010338150:0106, лит. А, А1, А5, А6, адрес объекта: РМЭ, <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 8.05.2007 серия 12 МР № 147023, от 27.07.2010 серия 12-МР № 472161 (л.д. 27, 28).

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, образованном в результате объединения трех земельных участков с кадастровыми номерами 12:05:0711001:0016, 12:05:0703002:74, 12:050711001:0045. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.11.2010, о чем свидетельствует имеющийся в деле кадастровый паспорт от 20.06.2012 N 12/5001/2012-37132 (л.д. 14-18).

20.10.2011 ООО «Автотехника» обратилось в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о представлении в собственность вышеуказанного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности. Однако между обществом и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возникли разногласия при заключении договора купли-продажи, касающиеся выкупной цены земельного участка.

7.12.2012 Арбитражным судом Республики Марий Эл принято решение по делу № А38-7354/2011, согласно которому муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязано заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: «2.1 Цена земельного участка устанавливается в соответствии с законодательством РФ и Республики Марий Эл и составляет 254 118 руб. 33 коп. (л.д. 19-26). Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» был привлечен к участию в данном деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.

Однако 3.12.2012 ответчиком принято решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке (л.д. 13).

Не согласившись с решением органа, осуществляющего публичные полномочия, ООО «Автотехника» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его решения незаконным.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли решение, а также устанавливает, нарушает ли решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на его совершение, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который его принял (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Оспариваемое решение об аннулировании сведений о земельном участке принято уполномоченным органом. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» (правопредшественников Кадастровой палаты) по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (пункт 1); федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года (пункт 2). В силу названного Плана-графика Учреждение наделялось соответствующими полномочиями не позднее 01.12.2010.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» является органом, осуществляющим публичные полномочия, который осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, в том числе, постановку земельных участков на кадастровый учёт, а также аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, носящих временный характер.

Позиция органа, осуществляющего публичные полномочия, о правомерности аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке признается арбитражным судом ошибочной и противоречащей нормам права.

Так, согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Частью 4 статьи 24 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В силу статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ аннулирование сведений влечет прекращение существования объекта недвижимости.

Между тем в отношении земельных участков, права на которые оспариваются в судебном порядке, установлена специальная процедура. Согласно письму Росреестра от 26.02.2010 № 14-1343-ВК «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер» орган кадастрового учета принимает решение об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках в случае, если в отношении этих земельных участков не зарегистрированы права или ограничения (обременения) прав и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» было известно о наличии судебного спора, касающегося условий договора купли-продажи спорного земельного участка.

Без договора купли-продажи невозможен переход права собственности на земельный участок и его государственная регистрация, и соответственно, невозможно предоставление сведений в государственный кадастр недвижимости о наличии зарегистрированных прав на земельный участок.

Указанные обстоятельства являлись юридическими препятствиями для принятия 3.12.2012 решения об аннулировании сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка.

Доводы ответчика о том, что обеспечительные меры в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:97 не принимались, а в решении Арбитражного суда Республики Марий Эл от 7.12.2012 по делу № А38-7354/2011 отсутствует указание на продление срока сведений о земельном участке, признаются арбитражным судом несостоятельными исходя из установленных обстоятельств информированности ответчика о наличии судебного акта об обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с первоначальным кадастровым номером и наличии на этом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности и, следовательно, наличии у собственника прав, предоставленных статьями 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации аннулирование кадастровой записи о земельном участке влечет прекращение его существования в качестве объекта права, при этом обращение с новым заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет не восстанавливает ранее существовавший объект права.

Тем самым подача обществом такого заявления не восстановит его права на земельный участок и не позволит исполнить решение Арбитражного суда от 7.12.2012 по делу № А38-7354/2011, поскольку предмет исполнения данного судебного акта – конкретный земельный участок с уникальными характеристиками и кадастровым номером.

На основании изложенного аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке лишает заявителя возможности оформить земельный участок в собственность, тем самым прямо нарушает права общества.

Довод ответчика о невозможности восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений об аннулированном земельном участке отклоняется арбитражным судом. Нарушенное право заявителя возможно восстановить путем восстановления записи о земельном участке в государственной кадастре недвижимости в силу статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с учетом разъяснений, содержащихся в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.02.2010 № 14-1343-ВК «Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временных характер».

Изложенные выводы позволяют арбитражному суду заключить, что у органа, осуществляющего публичные полномочия, не имелось законных оснований для принятия решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого решения незаконным.

Следовательно, арбитражный суд признает незаконным и не соответствующим части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл от 3.12.2012 № 12/2012-27844 об аннулировании и исключении из кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97,расположенном по адресу: <...>.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения государственного органа должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного по решению арбитражного суда на ответчика возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, для чего ему необходимо восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке и продлить срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, расположенном по адресу: <...> до осуществления государственной регистрации права.

Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании статей 102, 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме 2 000 рублей подлежат взысканию с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.

Резолютивная часть решения объявлена 4 марта 2013 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2013 года, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным и не соответствующим части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл от 3.12.2012 №12/2012-27844 об аннулировании и исключении из кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, расположенном по адресу: <...>.

2. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке и продлить срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 12:05:0703002:97, расположенном по адресу: <...> до осуществления государственной регистрации права.

Решение подлежит немедленному исполнению.

3. Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автотехника» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья Л.А. Фролова