ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-8865/16 от 23.11.2016 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«24» ноября 2016 года Дело № А38-8865/2016 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   «23» ноября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен   «24» ноября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Коновалова И.М.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Басовой М.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания 12 регион»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику   администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

об   оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия

с участием представителей:

от заявителя   – адвокат Ухова О.М. по доверенности,

от ответчика   – ФИО1 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Телекомпания 12 регион», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и не соответствующим статьям 6, 19, 20 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», пункту 16 Правил получения статуса приоритетного городского проекта на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.02.2016 № 278-VI, отказа администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта, выраженного в письме от 20.09.2016 № 016-34/1618.

В заявлении указано, что обществу неправомерно отказано в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» статуса приоритетного городского проекта.

По утверждению заявителя, заявка соответствовала всем предъявляемым требованиям, поэтому правовых оснований для принятия решения об отказе в присвоении инвестиционному проекту статуса приоритетного городского проекта у ответчика не имелось (л.д. 6-8, 80-81).

В судебном заседании заявитель требования поддержал и отметил, что дополнительные документы комиссией не запрашивались. Указанная в решении об отказе причина не известна законодательству (протокол судебного заседания от 23.11.2016).

Ответчик в отзыве на заявление и в судебном заседании отметил, что принятие решения о присвоении инвестиционному проекту статуса приоритетного относится к компетенции межведомственной комиссии по инвестициям при администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Поданная обществом заявка и приложенные к ней документы полностью соответствовали требованиям и критериям, предъявляемым к инвестиционным проектам. Однако комиссия приняла решение об отказе в получении инвестиционным проектом статуса приоритетного. Администрация указала, что причина отказа не основана на нормах права. Такое решение обусловлено «повышенным интересом представителей силовых структур к возможному получению статуса приоритетного городского проекта» проектом, представленным ООО «Телекомпания 12 регион». Инвестор не уведомлялся о необходимости представления дополнительных документов к поданной заявке (л.д. 87-88,  протокол судебного заседания от 23.11.2016).

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что 07.09.2016 ООО «Телекомпания 12 регион» обратилось в межведомственную комиссию по инвестициям при администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявкой на участие в получении статуса приоритетного городского проекта (л.д. 13-72).

Решением от 20.09.2016 № 016-34/1618 обществу отказано в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта (л.д. 11).

Не согласившись с решением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решение о предоставлении инвестиционному проекту статуса приоритетного городского проекта должно приниматься с учетом правовых и экономических основ инвестиционной деятельности, установленных Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Согласно пункту 1 статьи 19 указанного закона регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.

При этом органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов в порядке, утверждаемом представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в целях определения правовых и экономических основ муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» 24.02.2016 принято решение № 278–VI об утверждении Правил получения статуса приоритетного городского проекта на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Кроме того, сформирован постоянно действующий коллегиальный совещательный орган - Межведомственная комиссия по инвестициям при администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», к компетенции которой отнесено принятие решений по заявкам инвесторов.

Правила закрепили требования и критерии получения статуса приоритетного городского проекта. В соответствии с пунктом 19 Правил по результатам рассмотрения инвестиционных проектов Межведомственная комиссия открытым голосованием принимает решение о получении инвестиционным проектом статуса приоритетного городского проекта для предоставления муниципальной поддержки инвестору или об отказе в получении такого статуса.

Материалами дела доказано, что 07.09.2016 заявка ООО «Телекомпания 12 регион» и приложенные к ней документы приняты Межведомственной комиссией по инвестициям при администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

21.09.2016 обществом получен отказ от 20.09.2016 № 016-34/1618 в получении инвестиционным проектом статуса приоритетного городского проекта. Отказ мотивирован «повышенным интересом силовых структур, проявляемым к возможному получению инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта» (л.д. 11).

Тем самым отказ обоснован причиной, неизвестной законодательству об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. По существу межведомственная комиссия по инвестициям уклонилась от принятия решения в пределах своей компетенции, установленной Правилами получения статуса приоритетного городского проекта на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Поскольку администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» признано, что заявка и прилагаемые к ней документы соответствовали требованиям и критериям, предъявляемым к инвестиционным проектам, то комиссия, руководствуясь пунктом 16 Правил должна была подготовить в соответствии с принятым решением протокол о получении инвестиционным проектом статуса приоритетного городского проекта для предоставления муниципальной поддержки.

Напротив, если заявка и документы не соответствовали требованиям Правил, межведомственная комиссия в лице секретаря в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки должна была направить инвестору уведомление о необходимости доработки представленных документов с указанием выявленных недостатков, нарушений, замечаний. Инвестор после устранения выявленных недостатков, нарушений, замечаний был бы вправе повторно направить в Межведомственную комиссию полный пакет документов, предусмотренный для первоначального предоставления (пункт 17).

Однако уведомление об обнаружении недостатков в представленных документах ООО «Телекомпания 12 регион» не получало. Дополнительные документы у общества не запрашивались.

Таким образом, решение об отказе не мотивировано, не содержит причин, обусловленных несоответствием заявки и приложенных к ней документов федеральным законам и нормативным правовым актам. Отказ по неопределенной и не имеющей правового и доказательственного обоснования причине ограничил права инвестора, создал неопределенность в реализации им прав, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, процедура рассмотрения заявки ООО «Телекомпания 12 регион» о получении инвестиционным проектом статуса приоритетного городского проекта по существу не завершена. Приведенная в оспариваемом решении формулировка («повышенный интерес представителей силовых структур») не основана на законе.

Таким образом, решение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.09.2016 № 016-34/1618 об отказе в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта не соответствует закону и нарушает право заявителя на получение муниципальной поддержки инвестиционной деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.

Поэтому арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и не соответствующим статьям 6, 19, 20 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», пункту 16 Правил получения статуса приоритетного городского проекта на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.02.2016 № 278-VI, решение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.09.2016 № 016-34/1618 об отказе в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ признание решения незаконным влечет за собой обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку к компетенции арбитражного суда не относится принятие от имени РФ решения о присвоении инвестиционным проектам статуса приоритетного городского проекта, а межведомственная комиссия неправомерно уклонилась от принятия обоснованного решения в пределах своих полномочий, арбитражный суд считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязать ответчика рассмотреть по существу заявку общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания 12 регион» на участие в получении статуса приоритетного городского проекта с принятием мотивированного решения.

На основании статей 102, 110 АПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным и не соответствующим Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», пункту 16 «Правил получения статуса приоритетного городского проекта на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»», утвержденных Решением собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.02.2016 № 278-VI, решение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20.09.2016 № 016-34/1618 об отказе в получении инвестиционным проектом «Общественное здание многофункционального назначения» (<...>) статуса приоритетного городского проекта и обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» рассмотреть по существу заявку общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания 12 регион» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на участие в получении статуса приоритетного городского проекта и принять мотивированное решение.

2. Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания 12 регион» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья И.М. Коновалов