АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«17» октября 2017 года Дело № А38-9322/2017 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём судебного заседания Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонного) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании финансовой санкции
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2017,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 20.06.2017, ФИО3 по доверенности от 29.09.2017
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл к ответчику, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл», с заявлением, уточненным по правилам статьи 49 АПК РФ, о взыскании финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года в размере 12 000 рублей.
Требование заявителя обосновано привлечением страхователя к ответственности по пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) и неисполнением в добровольном порядке требования об уплате штрафа. В заявлении изложены доводы о нарушении ответчиком порядка предоставления уточненных индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая).
Так, заявителем по почте направлялось текстовое сообщение от 29 сентября 2016 года об исправлении ошибок и расхождений, которое получено ответчиком 05.10.2016, впоследствии орган пенсионного фонда повторно по телекоммуникационным каналам связи отправил уведомление об устранении нарушений № 11 от 12.01.2017 (в тексте допущена явная описка в указании года «2016» вместо «2017»), которое получено ответчиком 17 января 2017 года. Однако уточненные сведения о 24 застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) представлены лишь 03.02.2017, то есть с нарушением срока, установленного Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (л.д. 7-8, 33, 41, 46).
В судебном заседании заявитель полностью поддержал свое требование и просил его удовлетворить (протокол и аудиозапись судебного заседания от 16.10.2017).
Ответчик в письменном отзыве и в ходе судебного разбирательства заявленное требование не признал и пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации привлечение осужденных к труду является одной из выполняемых колонией государственных функций. Однако в личном деле не всех осужденных имеются сведения о СНИЛС, поэтому учреждение не может своевременно представлять сведения о застрахованных лицах в орган пенсионного фонда, но при этом в Законе № 27-ФЗ не указано, в какие именно сроки страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные сведения.
Им отмечено, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. По его мнению, перечень застрахованных лиц является исчерпывающим, осужденные и стажеры, которые работают на основании приказов о привлечении к оплачиваемому труду, в нем не указаны.
При этом учреждение просило учесть смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер штрафа, а также освободить от уплаты государственной пошлины (л.д. 36-37, 57-58, 86-87, протокол и аудиозапись судебного заседания от 16.10.2017).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требование заявителя частично по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный № <***>, зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения в ГУ-УПФ РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонном) (л.д. 17-20).
В ходе проведения камеральной проверки представленных учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 года управлением установлено нарушение страхователем пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что выразилось в следующем.
Форма СЗВ-М за май 2016 года должна быть представлена не позднее 10.06.2016. Первоначально исходная форма СЗВ-М за май 2016 года страхователем была представлена 02.06.2016, но с недостоверными сведениями (в перечне застрахованных лиц отсутствовало 24 осужденных к лишению свободы, привлеченных колонией к труду). Как пояснил ответчик, 17.01.2017 управление указало ему на данный факт, о необходимости направить отчет по дополняющей либо отменяющей форме.
03.02.2017 заявителем по делу в Управление пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения в отношении 24 осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных колонией к труду, за май 2016 года по форме СЗВ-М (дополняющая), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п (л.д. 21-22).
По результатам проверки управлением составлен акт от 08.02.2017 № 010S18170000628, в котором зафиксирован факт представления страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года в орган пенсионного фонда (л.д. 23).
14.03.2017 руководителем Управления Пенсионного фонда РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонного) вынесено решение № 010S19170001280 о привлечении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 12000 руб. (24 застрахованных лица х 500 рублей) (л.д. 25).
Учреждению направлено требование № 010S01170327840 от 03.04.2017, в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 21.04.2017 (л.д. 27-28).
В установленный срок должник штраф не уплатил, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 23.06.2017 по делу № А38-5846/2017 судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения органа пенсионного фонда с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции (л.д. 32).
Статьей 1 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), устанавливалось, что в целях настоящего Федерального закона употребляются в числе прочих, следующее основное понятие:
страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции действия спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений, действовала до 19.02.2017).
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения учета сведений о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем в двухнедельный срок со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений пенсионным фондом установлено пунктом 34 указанной Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, действовавшей в спорный период.
Как следует из обстоятельств настоящего дела, после получения уведомления об устранении ошибки, направленного по почте (05.10.2016), в двухнедельный срок, а именно до 20 октября 2016 года, достоверные сведения за май 2016 года не были направлены в управление, сведения о 24 застрахованных лицах были представлены учреждением только 03.02.2017, что подтверждается протоколом проверки (л.д. 21, 47-53).
Утверждение ответчика о том, что допущенная заявителем техническая ошибка в указании года в числе, которым датировано уведомление об устранении ошибок № 11, направленное по телекоммуникационным каналам связи (отражено 12.01.2016 вместо 12.01.2017), препятствовала ему своевременно выявить и устранить допущенные нарушения, отклонено арбитражным судом, как необоснованное. Уведомление № 11 об устранении ошибок в представленных индивидуальных сведениях, в том числе за сентябрь 2016 года, направлено ответчику и получено им 17.01.2017. Своевременных мер по представлению дополняющей формы СЗВ-М за отраженный в прилагаемом к уведомлению списку период, о чем было указано в уведомлении, ответчиком принято не было. Характер допущенной опечатки в дате уведомления не препятствует страхователю, действующему разумно и добросовестно, исполнить содержащееся в уведомлении предложение об устранении ошибки в предусмотренный Инструкцией срок; не относится к обстоятельствам, исключающим вину учреждения в совершенном финансовом правонарушении.
Более того, первоначально органом пенсионного фонда было направлено текстовое сообщение об ошибках и расхождениях в представленных СЗВ-М и квартальной РСВ-1 от 29.09.2016, которое было получено ответчиком 05.10.2016.Это обстоятельство колонией не оспаривается.
Довод ответчика о том, что осужденные, которые работают на основании приказов о привлечении к оплачиваемому труду, в соответствии с законом не относятся к числу застрахованных лиц, арбитражный суд также не поддерживает, поскольку ФКУ «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Марий Эл» как организация, в которой лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, подпадает под определение «страхователь», содержащееся в абзаце четвертом статьи 1 Закона № 27-ФЗ, и как страхователь обязано представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице на основании части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 11 названного закона.
То обстоятельство, что колония должна обеспечивать возможность работы осужденных, не освобождает ее от обязанности предоставлять в Пенсионный фонд РФ необходимые сведения в полном объеме. Более того, ответчик не представил суду доказательства, что колонией своевременно предприняты все меры по получению информации о страховом номере индивидуального лицевого счёта осужденных лиц.
Указанная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 11.08.2011 № ВАС-10191/11 по делу № А72-9012/2010.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд считает правомерным вывод управления о предоставлении учреждением недостоверных (неполных) сведений, поскольку представленные в установленный срок сведения за май 2016 года не содержали информации о 24 застрахованных лицах.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что факт совершения ответчиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, подтверждается материалами дела, учреждением по существу не опровергнут.
Действующее законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не предусматривает возможности снижения штрафных санкций вследствие наличия смягчающих ответственность обстоятельств и не возлагает на орган контроля по уплате страховых взносов выявление и учет таких обстоятельств.
Вместе с тем, арбитражный суд считает возможным уменьшить финансовую санкцию в сумме 12 000 руб., примененную к ответчику решением от 14.03.2017 № 010S19170001280.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно с этим, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений с учетом особой роли суда как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти допускается принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Право оценки доказательств и установления фактических обстоятельств дела в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принадлежит суду, рассматривающему дело.
В силу вышеизложенного и оценив размер штрафа, назначенного органом пенсионного фонда ответчику, а также обстоятельства правонарушения, арбитражный суд приходит к выводу о несоразмерности штрафной санкции совершенному деянию.
Арбитражный суд учитывает в качестве исключительных смягчающих обстоятельств, влияющих на размер финансовых санкций: неумышленный характер совершения правонарушения, отсутствие негативных последствий для бюджета и застрахованных лиц. В связи с чем, арбитражный суд, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, считает возможным снизить размер штрафа до 3500 руб.
На основании изложенного, арбитражный суд удовлетворяет заявленное требование государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонного) о взыскании с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» финансовой санкции за неполноту (недостоверность) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года в размере 3500 руб.
Согласно статье 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере, установленном статьей 333.21 НК РФ. Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333. 37 НК РФ.
Согласно статье 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые выступают ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, в связи с удовлетворением иска государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт.
Вместе с тем арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 333.22 НК РФ, принимая во внимание статус учреждения, а также исходя из имущественного положения плательщика, освобождает федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 424930, Республика Марий Эл, <...>) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию за неполноту (недостоверность) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года в размере 3500 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.А. Вопиловский