ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-939/15 от 20.04.2015 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«20» апреля 2015 года              Дело № А38-939/2015                   г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьиЛежнина В.В.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлению заместителя прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл

к ответчику обществу с ограниченной ответственностью НОП «Цербер»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ

третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью НОП «Цербер» (далее – общество, ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ.

Заявление мотивировано тем, что постановлением мирового судьи судебного участка №14 в г. Йошкар-Оле от 08.11.2013 директор ООО НОП «Цербер» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на один год. Постановление вступило в законную силу 12.12.2013 со дня принятия Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл решения по жалобе на постановление мирового судьи. Однако ФИО1, являясь дисквалифицированным лицом, осуществлял деятельность по управлению ООО НОП «Цербер». Ответчиком не применены последствия прекращения действия договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (л.д. 7-9).

Ответчик, надлежаще уведомленный о рассмотрении спора по правилам упрощенного производства, письменный отзыв и документальные доказательства не представил (л.д. 62).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (л.д. 1-5).

Третье лицо в письменном отзыве на заявление указало, 10.11.2014 дисквалифицированным лицом ФИО1 в Инспекцию представлено заявление о внесении изменений в сведения об ООО НОП «Цербер», содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме №Р14001, в связи с изменением сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, подписанное дисквалифицированным лицом ФИО1 На основании приказа №138 от 11.12.2014 ФИО1 назначен на должность директора ООО НОП «Цербер» в соответствии с решением учредителей общества. Однако, по мнению третьего лица, ООО НОП «Цербер» не приняты меры к применению последствий дисквалификации ФИО1 (л.д. 66-68).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства без вызова сторон по представленным прокурором и третьим лицом доказательствам и иным документам, поступившим в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление административного органа и привлечь общество к административной ответственности по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью НОП «Цербер» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 14-16, 70-72, 76-78).

18.02.2015 прокуратурой города Йошкар-Олы в отношении ООО НОП «Цербер»была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при исполнении решения суда о дисквалификации (л.д. 13).

Основанием к проведению проверки послужила поступившая 28.01.2015 из ИФНС России по г. Йошкар-Оле информация о факте осуществления дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (л.д. 35). С целью проверки фактов, изложенных в обращении налогового органа, прокурором 06.02.2015 получена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО НОП «Цербер» (л.д. 57).

В ходе проверки установлено, что постановлениеммирового судьи судебного участка № 14 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 08.11.2013 директор ООО НОП «Цербер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на один год (л.д. 39-40, 81-82). Постановление мирового судьи 12.12.2013 вступило в законную силу с момента принятия Йошкар-Олинским городским судом решения по жалобе ФИО1 (л.д. 41-42, 44-46).

Согласно выписке из реестра дисквалифицированных лиц, предоставленной налоговым органом, ФИО1 включен в названный реестр 12.12.2013. Окончанием срока действия дисквалификации является 11.12.2014 (л.д. 85). Вместе с тем, в течение срока действия дисквалификации, а именно 10.11.2014, ФИО1 подписал и представил в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, тем самым осуществил исполнение обязанностей по управлению юридическим лицом в должности директора ООО НОП «Цербер»  (л.д. 47-54).

Заместителем прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в отношении ООО НОП «Цербер» 18.02.2015 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ, в котором зафиксировано событие административного правонарушения, выразившееся в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом (л.д. 10-12). Копия постановления получена директором общества ФИО1 в тот же день (л.д. 12, оборот).

В письменных объяснениях директор общества ФИО1 пояснил, что решение Йошкар-Олинского городского суда от 12.12.2013 было им получено по почте. 10.11.2014 им было подано заявление в ИФНС России по г. Йошкар-Оле. Он также указал, что срок дисквалификации он исчислял с даты принятия постановления мирового судьи от 08.11.2013 (л.д. 17).

В соответствии с правилами статьи 23.1 КоАП РФ и параграфа 1 главы 25 АПК РФ заместитель прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл просит привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ.

Правомерность заявления прокуратуры проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.

Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия.

В соответствии со статьями 3.2, 3.11 КоАП РФ одним из видов административных наказаний является дисквалификация, под которой, в том числе понимается лишение физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Данный вид наказания может быть применен к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 14 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении директор ООО НОП «Цербер» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок один год (л.д. 39-40, 81-82). Постановление было обжаловано дисквалифицированным лицом (л.д. 41-42). Решением Йошкар-Олинского городского суда от 12.12.2013 оно было оставлено без изменения (л.д. 44-46). Таким образом, постановление мирового судьи вступило в законную силу 12.12.2013.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. В силу части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 5.5.13 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» одной из функций Федеральной налоговой службы является ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам. Содержащаяся в реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу заинтересованного лица в виде выписки из реестра о конкретном дисквалифицированном лице по форме согласно приложению № 2 к приказу ФНС России от 06.03.2012 №ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».

В соответствии с приложением №2 к приказу ФНС России от 06.03.2012 №ММВ-7-6/141@ «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц» в выписке из реестра дисквалифицированных лиц, в том числе указываются сведения о дате начала и истечения срока дисквалификации.

Согласно представленной в материалы дела выписке из реестра дисквалифицированных лиц ФИО1 дисквалифицирован на срок с 12.12.2013 по 11.12.2014 (л.д. 85).

Вопреки прямому указанию закона обществом не были предприняты меры по прекращению действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом.

Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ директором общества с ограниченной ответственностью НОП «Цербер» являлся ФИО1 с 20.06.2011, то есть с даты регистрации юридического лица (л.д. 14). В соответствии с пунктом 8.11 устава ООО НОП «Цербер» единоличным исполнительным органом общества является директор. К компетенции директора общества отнесены вопросы текущего руководства хозяйственной деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции других органов управления общества и ревизионной комиссии общества. Директор общества действует от имени общества без доверенности. Директор общества подписывает финансовые и иные документы общества, открывает в банках расчетный и иные счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества с учетом положений об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью (л.д. 18-33). Датой государственной регистрации общества в качестве юридического лица является 20.06.2011 (л.д. 14).

Приказом от 25.12.2013 директором ООО НОП «Цербер» назначен ФИО2.(л.д. 58).

Между тем 10.11.2014 в период дисквалификации ФИО1 им было представлено в ИФНС по г.Йошкар-Оле заявление о внесении изменений в сведения об ООО НОП «Цербер», содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме №Р14001. Указанное заявление подписано ФИО1, его подпись нотариально удостоверена (л.д. 47-54).

Кроме того, 11.12.2014 на основании приказа № 138 ФИО1 назначен на должность директора ООО НОП «Цербер» на основании протокола общего собрания учредителей общества (л.д. 34).

Событие административного правонарушения также подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2015, вынесенным заместителем прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в пределах его компетенции на основании статей 22, 25, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при участии надлежаще извещенного директора общества, которому были разъяснены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д. 10-12, 56, 60). Форма и содержание постановления не противоречат правилам статей 28.2 и 28.4 КоАП РФ.

Кроме того, событие административного правонарушения подтверждается выпиской из реестра дисквалифицированных лиц, постановлением мирового судьи судебного участка № 14 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении от 08.11.2013, решением Йошкар-Олинского городского суда от 12.12.2013 (л.д. 39-40, 44-46, 81-82, 85).

Таким образом, арбитражный суд считает установленным и доказанным совершение ООО НОП «Цербер»правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ, выражающегося в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд признает общество виновным в совершении правонарушения, так как им не были предприняты все зависящие от него меры по прекращению действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа представленных доказательств, арбитражный суд делает вывод о необходимости привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ ввиду доказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, так как событие административного правонарушения в виде неприменения последствий прекращения действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом носит длящийся характер. При этом факт совершения правонарушения установлен административным органом по результатам проверки 18.02.2015, а информация для проверки наличия события правонарушения поступила прокурору г. Йошкар-Олы 28.01.2015.

В соответствии с частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ неприменение последствий прекращения договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей. Согласно части 2 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания арбитражный суд учитывает совершение ответчиком правонарушения впервые, признание им вины в совершении административного правонарушения и считает возможным назначить ответчику наказание в виде штрафа в сумме 25 000 рублей.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью НОП «Цербер» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.06.2011) к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

2. Обязать общество с ограниченной ответственностью НОП «Цербер» уплатить административный штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Прокуратура Республики Марий Эл), ОКТМО – 88701000, счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН получателя – 1215037348, КПП получателя – 121501001, БИК банка – 048860001, код дохода – 41511690010016000140.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                                         В.В. Лежнин