ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-970/10 от 14.05.2010 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«17» мая 2010 г. Дело № А38-970/2010 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   14 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен  17 мая  2010 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Камаевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем Лебедевой О.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению   Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу

к ответчику   обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Фокинский ликероводочный завод»

об   аннулировании лицензии

с участием представителей:

от заявителя   – Ларин А.В. по доверенности от 25.03.2010,

от ответчика   – Филькин А.Г. по доверенности от 1.09.2009, Киселева Т.В. по доверенности от 12.05.2010

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО, лицензирующий орган), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением об аннулировании лицензии Б 068756, выданной Федеральной налоговой службой 23.04.2009 обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Фокинский ликероводочный завод» на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков).

В заявлении и дополнении к нему изложены доводы о том, что лицензия подлежит аннулированию в судебном порядке в связи с невыполнением ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии. Общество осуществляло отгрузку алкогольной продукции после принятия решения о приостановлении действия лицензии в период с 04.12.2009 по 16.12.2009, что подтверждается декларацией об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной ответчиком, и декларациями об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленными покупателями ООО «Гармония» и ООО «Алко-Сервис».

По мнению заявителя, ответчиком нарушен Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (т.1, л.д. 5-7, 58-60).

В судебном заседании заявитель полностью поддержал свое требование и назвал дополнительное основание для аннулирования лицензии в судебном порядке, вызванное повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По утверждению лицензирующего органа, при анализе представленных обществом деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 и 4 кварталы 2009 года и сверки их с данными представленными в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) установлены расхождения в объемах поставленной продукции. За 3 квартал искажение данных составляет 0,301 тыс. дал. алкогольной продукции, за 4 квартал – 0,252 тыс. дал. алкогольной продукции (т.1, л.д. 112-114, протокол судебного заседания от 14.05.2010).

Ответчик, ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод», в отзыве и в судебном заседании заявленные требования не признал и указал, что общество несвоевременно уведомлено о приостановления действия лицензии, снятие остатков продукции проведено лицензирующим органом с грубым нарушением сроков. После получения надлежащего уведомления незамедлительно приняты меры к приостановлению деятельности по производству спиртосодержащей продукции.

Также ответчик указал на несоразмерность требования об аннулировании лицензии характеру допущенных нарушений, отсутствие негативных последствий, умысла, ущерба бюджету, совершение правонарушения впервые, а также на принятие всех необходимых мер для устранения правонарушения (т.1, л.д. 74-80).

В судебном заседании ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» просило оставить заявление без удовлетворения и пояснило, что выявленные лицензирующим органом расхождения в данных об объемах поставки продукции вызваны техническими сбоями в системе ЕГАИС, не зависящими от действий общества. Данные обстоятельства исследовались лицензирующим органом в ходе выездной внеплановой проверки в апреле 2010 года. Никаких мер по привлечению к ответственности общества по этим фактам со стороны лицензирующего органа не принималось (протокол судебного заседания от 14.05.2010).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Ново-Фокинский ликероводочный завод» зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (т.1, л.д. 81-82). Согласно уставу, основной целью деятельности общества является производство алкогольных напитков, выполнение работ и оказание услуг в области производства и оборота алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, а также извлечение прибыли от профессиональной деятельности на рынке алкогольной продукции (т. 1, л.д. 84-85).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Фокинский ликероводочный завод» имеет лицензию от 23.04.2009 Б 068756, регистрационный номер № 2262, выданную Федеральной налоговой службой, на осуществление производства, хранения и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков). Срок действия лицензии с 23.04.2009 года по 23.04.2014 года. Условия осуществления данного вида лицензионной деятельности - в соответствии с действующим законодательством (т. 1, л.д. 16).

Контроль за соблюдением ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» условий лицензирования осуществляет уполномоченный государственный орган. С 19.10.2009 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является лицензирующим органом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» и от 15.10.2009 № 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы».

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Закона № 171-ФЗ. В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением указанного Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе за непредставление в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Поскольку после передачи Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка полномочий по лицензированию административный регламент по исполнению ею указанной государственной функции не принят, то при осуществлении административных процедур и административных действий по осуществлению лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензирующим органом должны соблюдаться порядок и правила, установленные приказом Минфина РФ от 10.10.2008 № 111н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Этим актом и Законом № 171-ФЗ руководствовалась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка при принятии решения № 0058 от 03.12.2009 о приостановлении действия лицензии Б 068756, выданной 23.04.2009 ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод», за непредставление в установленный срок сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции за I полугодие 2009 года. Действие лицензии приостанавливалось на срок не более 6 месяцев (т.1, л.д. 17-33, 39).

Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 13.10.2009 № АС-03-21/3605, статистическая отчетность по форме 1-алкоголь своевременно не была представлена из-за отсутствия в ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в первом полугодии 2009 года.

В силу абзаца 18 пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

03.12.2009 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в отношении ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» принято решение о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбировании оборудования и коммуникаций в целях исключения производства спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков) (т.1, л.д. 39).

Между тем документы, направленные на ограничение деятельности лицензиата: решение от 03.12.2009 № 0058 о приостановлении действия лицензии, решение о снятии остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также уведомление МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО о проведении пломбирования оборудования и коммуникаций в период с 15.12.2009 по 17.12.2009, получены ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» только 15.12.2009 (т.1, л.д. 39-40, т.2, л.д. 119).

После получения документов директором ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» обоснованно издан приказ от 16.12.2009 № 92 о снятии остатков по ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» (т.2, л.д. 53). В этот же день 16.12.2009 на основании приказа МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от 15.12.2009 № 93 его должностным лицом составлен акт снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также опломбировано оборудование и коммуникации в целях исключения производства и реализации спиртных напитков (т.2, л.д. 54-56, 117-118).

14.12.2009 общество добровольно устранило нарушения Закона № 171-ФЗ и представило отчеты по форме 1–алкоголь за апрель, май, июнь 2009 года с нулевыми данными в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (т.1, л.д. 35-38).

После получения указанной информации и проверки целостности пломб на оборудовании МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО составило акт от 12.01.2010 № 1 проверки и готовности к распломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объемов готовой продукции (т.2, л.д. 57-61).

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка решением от 25.12.2009 № 0189 возобновила действие лицензии Б 068756, выданной 23.04.2009 ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков) (т.1, л.д. 14).

Тем самым государственный лицензирующий орган признал устраненными нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии, и подтвердил право общества на дальнейшее осуществление лицензируемой деятельности.

Однако 05.02.2010 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка принято решение № 0047-п о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии со ссылкой на невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (т.1, л.д. 9). По утверждению заявителя, общество осуществляло отгрузку алкогольной продукции после принятия решения о приостановлении действия лицензии в период с 04.12.2009 по 16.12.2009, что подтверждено декларациями об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Позиция государственного органа о необходимости аннулирования лицензии основана на неправильном применении норм права и опровергается документальными доказательствами.

Так, согласно части 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в том числе, невыполнение решения о приостановлении действия лицензии.

По смыслу приведенной нормы, обязанность соблюдать требование лицензирующего органа и прекратить производство алкогольной продукции возникает у лицензиата не с момента вынесения решения о приостановлении действия лицензии, а на следующий день после вручения акта руководителю юридического лица. В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Решение от 03.12.2009 о приостановлении действия лицензии и иные документы, запрещающие производственную деятельность, получены ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» только 15.12.2009. Этот факт не оспаривается участниками дела и документально подтвержден (т.1, л.д. 39-40, т.2, л.д. 119).

Тем самым государственный орган юридически ошибочно относит к правонарушению и считает основанием для аннулирования лицензии отгрузку алкогольной продукции в период с 04.12.2009 по 15.12.2009. Эта деятельность осуществлялась законно при отсутствии достоверных данных о приостановлении действия лицензии.

Отгрузка продукции в первой половине дня 16.12.2009 также не противоречит законодательству, регулирующему порядок и последствия приостановления действия лицензии.

В силу статьи 20 Закона № 171-ФЗ и пункта 111 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством РФ деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. приказом Минфина РФ от 10.10.2008 № 111н, на основании акта пломбирования осуществляется контроль за целостностью пломб (печатей), отсутствием производства и реализации продукции на опломбированном оборудовании  . При нарушении пломб (печатей) или осуществлении производства и реализации на опломбированном оборудовании принимаются меры для установления причин такого нарушения и соответствующая информация направляется в лицензирующий орган для принятия решения об обращении в суд для аннулирования лицензии.

Следовательно, после вручения решения о приостановлении действия лицензии запрет на производство и реализацию продукции вступает в действие с конкретного момента установки должностным лицом пломб (печатей) на опломбированном оборудовании под угрозой аннулирования лицензии в случае их повреждения.

Лицензирующим органом остатки готовой продукции сняты и опломбирование оборудования завершено 16.12.2009 в 15ч 45 мин. Эти действия зафиксированы отдельным актом в целях исключения производства и реализации спиртных напитков (т.2, л.д. 54-56). Однако ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» после установки пломб не производило и не отгружало продукцию. Отсутствие производства и реализации продукции в период опломбирования и целостность пломб подтверждены актом МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от 12.01.2010 № 1 (т.2, л.д. 57-61).

Таким образом, арбитражный суд признает бездоказательным и неправомерным довод лицензирующего органа о невыполнении обществом решения о приостановлении действия лицензии в результате отгрузки алкогольной продукции в период с 04.12.2009 по 16.12.2009. Поэтому лицензия не может быть аннулирована по указанному лицензирующим органом основанию.

Более того, заявление об аннулировании лицензии незаконно подано в арбитражный суд после возобновления действия лицензии.

Так, согласно абзацу 19 пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Следовательно, принятие решения о возобновлении действия лицензии означает официальное признание всех нарушений устраненными, является завершающим актом рассмотрения заявления организации и полностью исключает возможность обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка решением от 25.12.2009 № 0189 возобновила действие лицензии ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод» и не усмотрела в действиях ответчика оснований для аннулирования лицензии (т.1, л.д. 14). Поэтому, не отказав, а возобновив действие лицензии, лицензирующий орган не вправе требовать аннулирования лицензии после устранения всех нарушений, послуживших причиной для ее приостановления.

Только в судебном заседании лицензирующий орган заявил дополнительное основание для аннулирования лицензии в судебном порядке. По его мнению, общество дважды в течение одного года сообщало недостоверные сведения в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Между тем довод заявителя лишен убедительного доказательственного подтверждения. Он ограничился представлением копий деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 и 4 кварталы 2009 года и отчетов об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2009 по 30.09.2009 и с 01.10.2009 по 31.12.2009 (т.2, л.д. 120-150, т.3, л.д. 1-150, т.4, л.д. 1-150, т.5, л.д. 1-150, т.6, л.д. 1-85). При этом лицензирующий орган сослался на выявление нарушения только 11.05.2010 и признал, что причины расхождения в данных об объемах поставки между декларациями и сведений из системы ЕГАИС не устанавливались (протокол судебного заседания от 14.05.2010). Ответчик в судебном заседании указал на отсутствие вины общества в расхождении данных и объяснил их техническими сбоями в системе ЕГАИС. По его утверждению, сведения об объемах поставки, указанные в декларациях, являются достоверными (протокол судебного заседания от 14.05.2010).

Государственным органом ничем не обоснована недостоверность деклараций и оставлены без оценки возражения общества. В апреле 2010 года при проведении выездной внеплановой проверки сведения в системе ЕГАИС скорректированы. Никаких мер по привлечению к ответственности общества по этим фактам лицензирующим органом не принималось (протокол судебного заседания от 14.05.2010). Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии со ссылкой на указанное нарушение не выносилось. Тем самым вопреки правилам статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания лицензирующим органом не опровергнуты объяснения общества об отсутствии его вины, а также не доказана недостоверность сведений именно в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод».

При таких обстоятельствах арбитражный суд признает недоказанным совершение ответчиком нарушения в виде повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, лицензия не может быть аннулирована и по дополнительно указанному лицензирующим органом основанию.

Аннулирование лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должно соответствовать требованиям справедливости, пропорциональности, соразмерности характеру совершенного деяния. С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2000 №16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Заявление об аннулирование лицензии направлено на полное прекращение деятельности ООО «Ново-Фокинский ликероводочный завод», что явно несоразмерно характеру и существу незначительных нарушений при составлении отчетности. Поэтому требование относится к злоупотреблению правом со стороны государственного органа (статья 10 ГК РФ). Применение предложенной заявителем меры государственного принуждения являлось бы чрезмерным ограничением прав и законных интересов юридического лица.

Оценив по правилам статей 71 и 162 АПК РФ представленные сторонами доказательства, учитывая незначительный и формальный характер нарушения, выразившегося в несообщении нулевых сведений об отсутствии оборота алкогольной продукции, принятие мер по устранению нарушений, а также недоказанность невыполнения ответчиком решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии и вины общества в расхождении данных об объемах продукции, арбитражный суд приходит к итоговому выводу об отсутствии достаточных оснований для аннулирования лицензии и принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании лицензии Б 068756, выданной 23.04.2009 обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Фокинский ликероводочный завод» на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, винных напитков).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья А.В. Камаева