ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-10612/2023 от 12.02.2024 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-10612/2023

город Саранск 12 февраля 2024 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Екония Г.К.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Малкиным Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, Пензенская область, м. р-н Пачелмский, с. п. Новотолковский сельсовет)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Мордовия г. Саранск)

об оспаривании выраженного в письме от 17.11.2023 №13-ИВ/15783 отказа в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230101:12, 58:23:0230201:259 из федеральной собственности в муниципальную собственность,

при участии в заседании:

от территориального органа Росимущества: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

у с т а н о в и л:

Администрация сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области (далее также – заявитель) обратилась в суд с указанным заявлением к МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее также – территориальный орган Росимущества), требуя признать оспариваемый отказ незаконным и обязать территориальный орган Росимущества передать испрашиваемые земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Территориальный орган Росимущества представил отзыв на заявление, возразив относительно заявленных требований. Привёл доводы, что на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, привязка объектов к участкам отсутствует и не представляется возможным сделать выводы о наличии либо об отсутствии объектов федеральной, государственной собственности Пензенской области либо многоквартирных домов в границах участков. Информация от субъектов естественных монополий поступила не в полном объёме, и на момент принятия решения об отказе в передаче земельных участков не представилось возможным сделать выводы о наличии либо об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 2, 9 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель территориального органа Росимущества возразил относительно заявленных требований.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся:

- земельный участок площадью 128 968 кв. м с кадастровым номером 58:23:0230101:12. Категория земель: земли населённых пунктов. Вид разрешённого использования: для размещения животноводческой фермы. Местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 500 м по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <...> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 25.12.2023 № КУВИ-001/2023-291389233);

- земельный участок площадью 48 853 кв. м с кадастровым номером 58:23:0230201:259. Категория земель: земли населённых пунктов. Вид разрешённого использования: для размещения полеводческой бригады. Местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 177,47 м по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <...> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 25.12.2023 № КУВИ-001/2023-291389277).

Земельные участки расположены на территории сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области.

Письмом от 11.10.2023 № 245/02-13 Глава Новотолковского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обратился в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с заявлением о передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность сельского поселения.

Письмом от 17.11.2023 №13-ИВ/15783 территориальный орган Росимущества отказал в передаче земельных участков.

При этом указанным письмом территориальный орган Росимущества сообщил заявителю, что на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, привязка объектов к участкам отсутствует и не представляется возможным сделать выводы о наличии либо об отсутствии объектов федеральной, государственной собственности Пензенской области либо многоквартирных домов в границах участков. Земельные участки, занятые объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности. Земельные участки, занятые объектами регионального значения, относятся региональной собственности. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В целях рассмотрения поставленного вопроса территориальный орган Росимущества просил заявителя представить информацию об объектах недвижимого имущества, расположенных в границах земельных участках.

Кроме того, указанным письмом территориальный орган Росимущества сообщил заявителю, что ответы от субъектов естественных монополий Пензенской области поступили не в полном объёме, и не представляется возможным сделать выводы о наличии либо об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий, не подлежат передаче из федеральной собственности.

Несогласие с отказом в передаче земельных участков послужило основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого отказа незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

Одновременное наличие таких условий установлено.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, муниципальных округов, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, муниципальных округов, городских округов.

В соответствии со статьёй 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьёй осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).

В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2).

В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта – схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3).

Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьёй (пункт 4).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5).

Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казённому предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 7).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8).

Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка (пункт 9).

Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счёт средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации (пункт 10).

В данном случае земельные участки, которые предлагается передать в муниципальную собственность, находятся в федеральной собственности и поставлены на государственный кадастровый учёт (сведения о земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

Земельные участки расположены на территории сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области, генеральный план и правила землепользования и застройки которого утверждены (генеральный план утверждён решением Комитета местного самоуправления сельского поселения от 28.08.2020 № 3-17/3, правила землепользования и застройки утверждены постановлением администрации сельского поселения от 22.03.2023 № 17).

Земельные участки, если они не относятся к числу земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат безвозмездной передаче в собственность муниципального образования по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

Заявление о передаче земельных участков подано главой муниципального образования в территориальный орган Росимущества, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Росимуществе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (пункт 1).

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В соответствии с Положением о МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской, утверждённым приказом Росимущества от 23.06.2023 № 131, территориальный орган Росимущества самостоятельно осуществляет действия по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков площадью меньше или равной 10 гектаров в муниципальную собственность (пункт 5.6).

По поручению Росимущества территориальный орган Росимущества осуществляет действия по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков площадью больше 10 гектаров в муниципальную собственность (пункт 6.9).

Таким образом, Росимущество вправе делегировать свои полномочия своим территориальным органам, при этом часть полномочий может быть делегирована для самостоятельной реализации, а часть полномочий – для реализации исключительно по поручению Росимущества.

Наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объём полномочий территориального органа Росимущества, поскольку именно он в рассматриваемой ситуации наделён полномочиями по рассмотрению заявления и принятию соответствующего решения.

Вопросы внутриведомственного характера не должны являться препятствием для осуществления заявителем своих прав (см., например, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу № А39-8306/2018, от 26.11.2019 по делу № А39-3066/2018).

Территориальный орган Росимущества обладает полномочиями по принятию решения о передаче земельных участков.

В заявлении о передаче земельных участков указаны кадастровые номера земельных участков, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявление о передаче земельных участков подано в уполномоченный орган и в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи от заявителя не допускалось требовать иных документов.

По результатам рассмотрения заявления о передаче земельных участков территориальный орган Росимущества принял решение об отказе в передаче земельных участков.

Решение мотивировано расположением на земельных участках объектов недвижимого имущества, и невозможностью сделать выводы о наличии либо об отсутствии объектов федеральной, государственной собственности Пензенской области либо многоквартирных домов в границах участков.

Кроме того, решение мотивировано поступлением не в полном объёме ответов от субъектов естественных монополий Пензенской области, и невозможностью сделать выводы о наличии либо об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таких правовых оснований для отказа в передаче земельного участка как "невозможность сделать выводы о наличии либо об отсутствии объектов федеральной, государственной собственности либо многоквартирных домов в границах земельного участка" или "невозможность сделать выводы о наличии либо об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации" закон не предусматривает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается, если земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса.

Документальных сведений о том, что испрашиваемые земельные участки относятся к числу земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации и не подлежащих передаче в муниципальную собственность, территориальный орган Росимущества не представил.

Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. Наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных настоящим пунктом, в ходе рассмотрения дела не установлено и доказательства обратного территориальным органом Росимущества, на котором лежит бремя доказывания законности оспариваемого отказа, не представлены.

Оспариваемый отказ не соответствует пункту 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод территориального органа Росимущества, что на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, отклоняется.

Указанное обстоятельство само по себе, безотносительно к установлению наличия хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, не препятствует передаче земельных участков.

Довод территориального органа Росимущества, что информация от субъектов естественных монополий поступила не в полном объёме, также отклоняется.

Проведение территориальным органом Росимущества мероприятий по исключению обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка, или его взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями не предусмотрено законом в качестве основания для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

Доводы территориального органа Росимущества не могут служить поводом к отказу в удовлетворении заявленных требований.

На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании оспариваемого отказа незаконным.

В соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в заявлении, вправе указать наделённым публичными полномочиями органу или лицу на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения ими определённых действий в интересах заявителя в случае, если судом при рассмотрении дела с учётом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие органом или лицом, наделёнными публичными полномочиями, конкретного решения, совершение определённого действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Об этом даны разъяснения в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Решая вопрос о применении правовосстановительной меры, суд приходит к следующему.

В качестве правовосстановительной меры заявитель требует обязать территориальный орган Росимущества передать испрашиваемые земельные участки из федеральной собственности в муниципальную собственность, и данное требование направлено на устранение допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.

Наличие какого-либо основания для принятия решения об отказе в передаче земельных участков, предусмотренного пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, а равно обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче земельных участков, в ходе рассмотрения дела не установлено и иное территориальным органом Росимущества не доказано.

Недобросовестного поведения заявителя не установлено.

При рассмотрении дела с учётом субъектного состава участвующих в нём лиц и представленных доказательств установлены все обстоятельства, служащие основанием правоотношений сторон.

На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из положений пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд обязывает территориальный орган Росимущества принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче испрашиваемых земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования.

Для обеспечения исполнимости судебного решения, суд обязывает территориальный орган Росимущества совершить указанное действие не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который с учётом положений пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации является разумным.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина заявителем не уплачена и вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Администрации сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным выраженный в письме от 17.11.2023 №13-ИВ/15783 отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:23:0230101:12, 58:23:0230201:259 из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области решение о безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:34:0010131:11, 58:34:0010202:33 из федеральной собственности в собственность сельского поселения Новотолковский сельсовет Пачелмского района Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья Г.К. Екония