АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-10706/2021
город Саранск февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года .
Решение в полном объеме изготовлено февраля 2022 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Ивченковой С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКоммунЭксплуатация" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности в сумме 151 894 руб. 56 коп. и почтовых расходов в сумме 193 руб.,
при участии: стороны не явились,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (далее - ООО "РЕМОНДИС Саранск", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКоммунЭксплуатация" (далее - ООО "ЖилКоммунЭксплуатация", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 601894 руб. 56 коп. и возмещении почтовых расходов в сумме 193 руб.
Истец в заявлении от 15.02.2022 на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и в окончательном варианте просил взыскать задолженность в сумме 894 руб. 56 коп. и возместить почтовые расходы в сумме 193 руб. Уменьшение требований судом принято.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 11 августа 2017 года в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/47, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия на срок до 31 декабря 2027 года.
С 01.01.2018 региональный оператор обязался приступить к исполнению обязательств в полном объеме на территории г.о. Саранск и Лямбирского муниципального района РМ (в редакции дополнительного соглашения №1).
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 8.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (далее - Постановления №1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 5 Правил № 1156 определено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.18 Постановления №1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Тарифы на услуги регионального оператора утверждались следующими правовыми актами: приказ Министерства энергетики и тарифной политики РМ от 27.12.2017 №191 (в ред. приказов РСТ РМ от 12.01.2018 №4, от 31.01.2018 №15) "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год"; приказ РСТ РМ от 19.03.2018 № 23 (в ред. Приказов РСТ РМ от 24.05.2018 №57, от 18.07.2018 №74) "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "РЕМОНДИС Саранск" на 2018 год и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства энергетики и тарифной политики республики Мордовия и Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия"; приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 17 декабря 2018 года №218 "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО "РЕМОНДИС Саранск" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год" (в ред. приказа РСТ РМ от 14.03.2019 №15); приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19.12.2019 №221 "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО "РЕМОНДИС Саранск" по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Мордовия на 2020 год; приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 15.12.2020 №205 "Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО "РЕМОНДИС Саранск" по обращению с твердыми коммунальными отходами в Республике Мордовия на 2021- 2023 годы.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила № 505).
В пункте 5 Правил №505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения..
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил №505).
19 января 2018 года ООО "Ремондис Саранск" разместило публичную оферту (договор) в газете "Известия Мордовии" и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).
В соответствии с частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно договору №1242000564 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.12.2017, подписанному истцом в одностороннем порядке, региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, место сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, стоимость услуг по соглашению сторон определяются согласно приложению "Информация по предмету договора" (Приложение ИПД) к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 1.2. договора). Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.01.2018 (пункт 1.5. договора).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на оплату услуг регионального оператора, согласно Приложению ИПД к договору, до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 2.1. и 2.2. договора).
В Приложении ИПД указан объем ТКО, место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО, цену за 1 м³, размер платы, стоимость услуг.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются предмет договора, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Такой способ принятия предложения о заключении договора свидетельствует о заключении договора в письменной форме. Отсутствие между сторонами заключенного договора не может служить основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг, если одна из сторон приступила к фактическому исполнению договора, есть доказательства оказания услуг либо приняла исполнение от контрагента.
Во исполнение условий типового договора в период с февраля 2021 года по июнь 2021 года истец оказал ответчику услуги на общую сумму 722549 руб. 53 коп., что подтверждается актами №150 от 28.02.2021, №225 от 31.03.2021, №329 от 30.04.2021, №412 от 31.05.2021, №499 от 30.06.2021. Указанные акты направлены заказчику почтовым отправлением 10.08.2021.
Обязательство по оплате оказанных услуг ответчиком в полном объеме не исполнено, претензии по объему и качеству услуг не заявлены. Досудебная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неоплата ответчиком задолженности за оказанные услуги послужила истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с твердым коммунальными отходами в период с февраля 2021 года по июнь 2021 года подтверждается актами №150 от 28.02.2021, №225 от 31.03.2021, №329 от 30.04.2021, №412 от 31.05.2021, №499 от 30.06.2021 и ответчиком не оспорен. Доказательств наличия между сторонами разногласий относительно качества и объема оказанных услуг в материалы дела не представлено.
Оказанные истцом услуги ответчик оплатил частично. Задолженность за оказанные услуги составила 151894 руб. 56 коп.
Поскольку истец документально обосновал наличие у ответчика задолженности за оказанные услуги на сумму 151894 руб. 56 коп., а ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства оплаты задолженности не представил, то суд, оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 151894 руб. 56 коп., обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика почтовых расходов в сумме 193 руб.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец просит взыскать с ответчика расходы на отправку копии искового заявления в сумме 43 руб. и на отправку досудебной претензии с приложение актов об оказании услуг по квитанции от 10.08.2021 в сумме 150 руб.
Факт несения истцом почтовых расходов в сумме 193 руб. подтвержден документально.
Требование истца о взыскании почтовых расходов подлежит удовлетворению на основании статей 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 193 руб.
При обращении в суд истцомуплачена государственная пошлина в сумме 15038 руб. (платежное поручение №9257 от 30.09.2021).
Государственная пошлина по настоящему иску в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 стати 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 5557 руб. (от суммы иска 151894 руб. 56 коп. с учетом уменьшения требований).
Расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 5557 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца
Государственная пошлина в сумме 9481 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 106, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖилКоммунЭксплуатация" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность в сумме 151 894 руб. 56 коп. и почтовые расходы в сумме 193 руб. и расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 5557 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9481 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №9257 от 30.09.2021.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.А. Ивченкова