ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-10870/20 от 11.05.2021 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-10870/2020

город Саранск 17 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 17 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Екония Г.К.

при ведении протокола помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "ВКМ-Сервис" (ООО "ВКМ-Сервис", ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия (Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (УФНС России по Республике Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

об оспаривании постановлений Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия от 18.09.2020 № 13242025200011000002, 13242024000029000003 о привлечении к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решений УФНС России по Республике Мордовия от 09.10.2020 № 13-19/10120, 13-19/10119 по жалобам на указанные постановления,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия: ФИО2 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от УФНС России по Республике Мордовия: ФИО3 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

у с т а н о в и л:

ООО "ВКМ-Сервис" обратилось в арбитражный суд с указанными заявлениями, требуя признать незаконными и отменить оспариваемые постановления и решения.

Заявленные требования мотивированы по существу доводами, что часть 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) введена Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ, вступившим в силу с 31.07.2020, административные правонарушения совершены, по мнению налогового органа, 24.09.2018, 08.04.2019 и указанный закон не имеет обратной силы. Законодательством не установлен срок представления резидентом в уполномоченный банк заявления о снятии с учёта кредитного договора, уполномоченный банк вправе самостоятельно снять с учёта кредитный договор, и налоговый орган сделал неправомерный вывод о нарушении заявителем императивной обязанности по снятию с учёта кредитного договора в уполномоченном банке. Заявление о снятии с учёта кредитного договора не относится к числу подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и непредставление резидентом в уполномоченный банк такого заявления не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ. В бездействии заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Мордовия представила отзывы на заявления, возразив относительно заявленных требований. Возражения мотивированы по существу обстоятельствами и доводами, послужившими основанием для вынесения оспариваемых постановлений.

УФНС России по Республике Мордовия отзывы на заявления не представило, что не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представители налоговых органов возразили относительно заявленных требований.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями определяет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле).

В соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с абзацем вторым части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию, указанную в пунктах 1-3 настоящей части.

В соответствии с частью 1.2 статьи 19 настоящего Федерального закона порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего её отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается для представления агентам валютного контроля – Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 23 настоящего Федерального закона в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов указанные в пунктах 1-22 настоящей части документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее – Инструкция).

Часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до трёх тысяч рублей; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Мордовия поступила информация Центрального банка Российской Федерации о признаках нарушения ООО "ВКМ-Сервис" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

По поручению заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия от 19.08.2020 № 132420200008004 проведена документарная проверка соблюдения ООО "ВКМ-Сервис" валютного законодательства за период с 31.08.2018 по 30.09.2019.

По результатам проверки составлен акт проверки от 08.09.2020 № 132420200008008, согласно которому установлено следующее.

Первый эпизод обвинения. 24.10.2016 ООО "ВКМ-Сервис" (займодавец, резидент) и "Семдел Менеджмент Лимитед" (заёмщик, нерезидент, Британские Виргинские острова) заключили договор займа, по условиям которого займодавец передаёт заёмщику 4 730 000 российских рублей (договор займа от 24.10.2016 № 2016.10.24 LA VKM-SML-16).

28.10.2016 резидент оформил в Мордовском отделении № 8589 ПАО "Сбербанк России" (уполномоченный банк) паспорт сделки на сумму 4 716 240 российских рублей с датой завершения исполнения обязательств по кредитному договору 31.12.2019 (паспорт сделки от 28.10.2016 № 16100001/1481/0853/5/1).

28.10.2016 уполномоченный банк принял на учёт такую сделку, присвоил кредитному договору уникальный номер и сформировал ведомость банковского контроля (уникальный номер кредитного договора 16100001/1481/0853/5/1).

Резидент передал нерезиденту 4 716 240 российских рублей (платёжные поручения от 08.11.2016 № 488, от 21.11.2016 № 540; справки о валютных операциях от 08.11.2016, от 21.11.2016).

17.01.2017 стороны заключили дополнительное соглашение к договору займа, по которому сумма займа увеличена до 6 130 000 российских рублей (приложение № 1 к договору) и 23.01.2017 резидент подал в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки.

31.08.2018 нерезидент с согласия резидента перевёл долг на нового нерезидента "Бросимум Холдингз Лимитед" (Британские Виргинские острова) (соглашение о переводе долга от 31.08.2018 № 40 SML-BHL-2018).

В соответствии с требованиями пунктов 7.1, 7.4 Инструкции резидент должен был представить в уполномоченный банк заявление о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления, то есть в срок не позднее 21.09.2018.

В установленный срок резидент не представил в уполномоченный банк заявление о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга.

Дата совершения правонарушения: 24.09.2018.

Второй эпизод обвинения. 05.04.2019 резидент закрыл последний расчётный счёт в уполномоченном банке (письма ПАО "Сбербанк России" от 05.03.2020 № ЗНО0112270101, от 28.08.2020 № SD0138360788).

В соответствии с требованиями пункта 6.1.1 Инструкции при закрытии последнего расчётного счёта в уполномоченном банке резидент должен был представить в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта кредитного договора, то есть должен был представить в уполномоченный банк такое заявление 05.04.2019.

При закрытии последнего расчётного счёта в уполномоченном банке резидент не представил в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта кредитного договора.

Дата совершения правонарушения: 08.04.2019.

Согласно ведомости банковского контроля по кредитному договору, 26.07.2019 уполномоченный банк самостоятельно снял с учёта кредитный договор по основанию, предусмотренному пунктом 6.8 Инструкции. На дату закрытия расчётного счёта обязательство нерезидента не было исполнено (отрицательное сальдо в сумме 4 716 240 российских рублей).

В соответствии с требованиями пункта 12.1 Инструкции для перевода кредитного договора в новый уполномоченный банк резидент должен был в течение тридцати рабочих дней после даты снятия с учёта кредитного договора в предыдущем уполномоченном банке поставить кредитный договор на учёт в новом уполномоченном банке, в котором у него имеются расчётные счета.

В установленный срок резидент не поставил кредитный договор на учёт в новом уполномоченном банке.

22.08.2019 нерезидент "Бросимум Холдингз Лимитед" (Британские Виргинские острова) с согласия резидента перевёл долг на нового нерезидента "Линтори Энтерпрайзис Лтд" (Британские Виргинские острова) (соглашение о переводе долга от 22.08.2019 № 4 BHL-LEL-2019).

30.12.2019 стороны заключили дополнительное соглашение к договору займа, по которому срок возврата суммы займа продлён до 31.12.2020 (дополнительное соглашение № 1 к договору займа).

По состоянию на 25.08.2020 резидент не представил в новый уполномоченный банк, в котором у него имеются расчётные счета, договор займа для постановки его на учёт. Ведомость банковского контроля в новом уполномоченном банке отсутствовала (письмо АККСБ "КС БАНК" (ПАО) от 25.08.2020 № 20-10/3638-исх).

Согласно акту проверки резиденту вменено нарушение положений части 2 статьи 24 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, пунктов 6.1.1, 7.1, 7.4, 12.1 Инструкции и совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

08.09.2020 по первому эпизоду обвинения в отношении резидента составлен протокол № 13242024000029000002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Резиденту вменено нарушение пунктов 7.1, 7.4 Инструкции и совершение административного правонарушения, выразившееся в непредставлении в уполномоченный банк заявления о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Постановлением Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия от 18.09.2020 № 13242024000029000003 резидент привлечён к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Решением УФНС России по Республике Мордовия от 09.10.2020 № 13-19/10119 постановление оставлено без изменения, а жалоба резидента на это постановление оставлена без удовлетворения.

08.09.2020 по второму эпизоду обвинения в отношении резидента составлен протокол № 13242025200011000001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Резиденту вменено нарушение пунктов 6.1.1, 12.1 Инструкции и совершение административного правонарушения, выразившееся в непредставлении в уполномоченный банк заявления о снятии с учёта договора займа при закрытии последнего расчётного счёта в уполномоченном банке и непостановке кредитного договора на учёт в новом уполномоченном банке по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Постановлением Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия от 18.09.2020 № 13242025200011000002 резидент привлечён к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Решением УФНС России по Республике Мордовия от 09.10.2020 № 13-19/10120 постановление оставлено без изменения, а жалоба резидента на это постановление оставлена без удовлетворения.

Несогласие с оспариваемыми постановлениями и решениями послужило основанием для обращения резидента в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, образует непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Согласно пункту 1.2 Инструкции в случаях, установленных настоящей Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле (документы, связанные с проведением валютных операций), а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 настоящего Федерального закона (информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации).

В силу пункта 9 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона к числу таких подтверждающих документов при осуществлении валютных операций относятся документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним (см. также письмо ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@).

В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля по принятому на учёт контракту (кредитному договору), за исключением случая, указанного в пункте 7.10 настоящей Инструкции, резидент должен направить в банк УК заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля.

В соответствии с пунктом 7.3 Инструкции одновременно с заявлением, представляемым в соответствии с пунктом 7.1 настоящей Инструкции, резидент должен представить в банк УК документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в раздел I ведомости банковского контроля, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции.

В соответствии с положениями пункта 7.4 документы, перечисленные в пунктах 7.1 и 7.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.8 и 7.9 настоящей Инструкции.

Датой оформления документов, указанных в пункте 7.3 настоящей Инструкции, считается наиболее поздняя по сроку дата их подписания или дата вступления их в силу либо в случае отсутствия этих дат – дата их составления.

В данном случае в разделе I ведомости банковского контроля по принятому 28.10.2016 на учёт договору займа с уникальным номером кредитного договора 16100001/1481/0853/5/1 содержались сведения о заёмщике-нерезиденте "Семдел Менеджмент Лимитед".

По соглашению о переводе долга от 31.08.2018 № 40 SML-BHL-2018 нерезидент с согласия резидента перевёл долг по договору займа на нового нерезидента "Бросимум Холдингз Лимитед".

В соответствии с требованиями пунктов 7.1, 7.3, 7.4 Инструкции резидент должен был представить в уполномоченный банк заявление о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты их оформления, то есть не позднее 21.09.2018.

В установленный срок резидент не представил в уполномоченный банк заявление о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга и допустил нарушение пунктов 7.1, 7.3, 7.4 Инструкции.

Дата совершения правонарушения: 24.09.2018.

По истечении девяноста рабочих дней после окончания установленного срока, резидент так и не представил в уполномоченный банк заявление о внесении изменений реквизитов нерезидента в раздел I ведомости банковского контроля с соглашением о переводе долга и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 06.02.2019.

По первому эпизоду обвинения в бездействии резидента имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, и бездействие резидента квалифицировано налоговыми органами правильно.

В соответствии с положениями пункта 1.3 Инструкции ведомость банковского контроля, порядок и сроки формирования и ведения которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учёта и отчётности по валютным операциям уполномоченных банков.

В соответствии с требованиями подпункта 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции при закрытии резидентом всех расчётных счетов в уполномоченном банке резидент должен представить в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта контракта (кредитного договора).

05.04.2019 резидент закрыл последний расчётный счёт в уполномоченном банке, при закрытии всех расчётных счетов не представил в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта кредитного договора и допустил нарушение подпункта 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции.

Дата совершения правонарушения: 08.04.2019.

В соответствии с положениями пункта 6.8 Инструкции при закрытии резидентом в банке УК всех расчётных счетов без снятия с учёта контракта (кредитного договора) в соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 настоящей Инструкции банк УК вправе самостоятельно снять с учёта контракт (кредитный договор) в установленный им срок.

26.07.2019 уполномоченный банк самостоятельно снял с учёта кредитный договор по основанию, предусмотренному пунктом 6.8 Инструкции.

В соответствии с пунктом 12.1 Инструкции в случае снятия с учёта контракта (кредитного договора) резидентом в банке УК по основаниям, указанным в подпункте 6.1.1 пункта 6.1 настоящей Инструкции, такой контракт (кредитный договор) должен быть переведён на обслуживание резидентом в новый банк УК в порядке, установленном настоящей главой, в срок не позднее тридцати рабочих дней после даты снятия с учёта контракта (кредитного договора) в предыдущем банке УК, за исключением случая, указанного в пункте 12.2 настоящей Инструкции.

Для перевода контракта (кредитного договора) в новый банк УК резидент должен представить в новый банк УК:

информацию об уникальном номере контракта (кредитного договора), дате постановки на учет контракта (кредитного договора), дате снятия с учёта контракта (кредитного договора) в предыдущем банке УК и регистрационном номере предыдущего банка УК, определяемого в соответствии с подпунктом 1.1.2 пункта 1 примечаний к ведомости банковского контроля по контракту приложения 4 и подпунктом 1.1.2 пункта 1 примечаний к ведомости банковского контроля по кредитному договору приложения 5 к настоящей Инструкции;

контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую уполномоченному банку для принятия на обслуживание контракта (кредитного договора), указанную в приложении 4 и 5 к настоящей Инструкции, и осуществления валютного контроля за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Исходя из положений пункта 12 Инструкции в их взаимосвязи с положениями пунктов 1.2, 1.3, 6.1 настоящей Инструкции, после снятия с учёта кредитного договора в уполномоченном банке такой кредитный договор должен был быть переведён на обслуживание резидентом в новый уполномоченный банк в срок не позднее тридцати рабочих дней после даты снятия с учёта кредитного договора в предыдущем уполномоченном банке, то есть не позднее 06.09.2019.

В установленный срок резидент не представил в новый уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, необходимые для перевода кредитного договора в новый уполномоченный банк, и допустил нарушение пункта 12 Инструкции.

Дата совершения правонарушения: 09.09.2019.

По истечении девяноста рабочих дней после окончания установленного срока, резидент так и не представил в новый уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, необходимые для перевода кредитного договора в новый уполномоченный банк, и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения: 22.01.2020.

По второму эпизоду обвинения в бездействии резидента имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, и бездействие резидента квалифицировано налоговыми органами правильно.

Непредставление резидентом в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока по двум эпизодам обвинения подтверждается материалами дела и в бездействии резидента имеются составы административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Обвинительные доказательства раскрыты в оспариваемых постановлениях и решениях, получены с соблюдением закона и сомнения в достоверности не вызывают.

Резидент имел возможность для соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, резидент обоснованно признан виновным в совершении административных правонарушений.

Законные основания для привлечения резидента к административной ответственности имеются.

Предусмотренного статьёй 2.9 КоАП РФ основания для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Административные наказания в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей за каждое административное правонарушение назначены в пределах санкции, предусмотренной частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ для юридических лиц. При этом назначены минимальные административные штрафы.

Оспариваемые постановления вынесены в пределах двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Существенного нарушения порядка привлечения к административной ответственности или существенного нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Оспариваемые постановления вынесены, оспариваемые решения приняты в пределах полномочий налоговых органов, законные основания для привлечения к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюдён, срок давности привлечения к административной ответственности на день вынесения постановлений не истёк.

Оспариваемые постановления и решения являются законными и обоснованными.

Доводы заявителя, что часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ введена Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ, вступившим в силу с 31.07.2020, административные правонарушения совершены, по мнению налогового органа, 24.09.2018, 08.04.2019 и указанный закон не имеет обратной силы, отклоняются.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ, вступившим в силу с 31.07.2020, в статью 15.25 КоАП РФ внесены изменения – изменены диспозиции частей 6.1-6.3 настоящей статьи и статья дополнена новой частью 6.3-1.

Согласно изменениям за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций административная ответственность наступает только в случае, если формы учёта и отчётности, подтверждающие документы и информация не представлены по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

До внесения изменений статья 15.25 КоАП РФ предусматривала административную ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций – не более чем на десять дней (часть 6.1), более чем на десять, но не более чем на тридцать дней (часть 6.2), более чем на тридцать дней (часть 6.3).

Санкции части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в прежней редакции и санкции новой части 6.3-1 настоящей статьи одинаковые.

Таким образом, Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ отменена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций менее чем на девяносто дней.

Такие изменения статьи 15.25 КоАП РФ, внесённые Федеральным законом от 20.07.2020 № 218-ФЗ, улучшают положение лица, совершившего административное правонарушение, и в силу положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеют обратную силу (см. также письмо ФНС России от 15.09.2020 № ВД-4-17/15024@).

Доводы заявителя, что законодательством не установлен срок представления резидентом в уполномоченный банк заявления о снятии с учёта кредитного договора, уполномоченный банк вправе самостоятельно снять с учёта кредитный договор, и налоговый орган сделал неправомерный вывод о нарушении заявителем императивной обязанности по снятию с учёта кредитного договора в уполномоченном банке, отклоняются.

В соответствии с требованиями подпункта 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции при закрытии резидентом всех расчётных счетов в уполномоченном банке резидент должен представить в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта контракта (кредитного договора). При этом по смыслу подпункта 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции такое заявление представляется резидентом в уполномоченный банк одновременно с закрытием последнего расчётного счёта в уполномоченном банке, то есть в день закрытия последнего расчётного счёта в уполномоченном банке.

05.04.2019 при закрытии последнего расчётного счёта в уполномоченном банке резидент не представил в уполномоченный банк заявление о снятии с учёта кредитного договора и допустил нарушение подпункта 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции.

Дата совершения правонарушения – следующий рабочий день после дня закрытия резидентом последнего расчётного счёта в уполномоченном банке, то есть 08.04.2019.

Доводы заявителя, что заявление о снятии с учёта кредитного договора не относится к числу подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и непредставление резидентом в уполномоченный банк такого заявления не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, отклоняются.

Действительно, заявление о снятии с учёта кредитного договора не относится к числу подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установленных частью 4 статьи 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, и непредставление резидентом в уполномоченный банк такого заявления само по себе не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Однако резиденту вменено не только нарушение пункта 6.1.1 Инструкции, выразившееся в непредставлении в уполномоченный банк заявления о снятии с учёта договора займа при закрытии последнего расчётного счёта в уполномоченном банке, но и взаимосвязанное нарушение пункта 12.1 Инструкции, выразившееся в непостановке кредитного договора на учёт в новом уполномоченном банке.

По истечении девяноста рабочих дней после окончания установленного срока резидент не представил в новый уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, указанные в пункте 12.1 Инструкции и необходимые для перевода кредитного договора в новый уполномоченный банк в целях осуществления валютного контроля за выполнением резидентом требований Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Такое бездействие резидента образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Соответственно, производные доводы заявителя, что в бездействии заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, отклоняются как ненашедшие подтверждения.

На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Вопрос о распределении государственной пошлины арбитражным судом не решается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 211, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать ООО "ВКМ-Сервис" в удовлетворении требований о признании незаконными и об отмене оспариваемых постановлений Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Мордовия от 18.09.2020 № 13242025200011000002, 13242024000029000003 о привлечении к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ и решений УФНС России по Республике Мордовия от 09.10.2020 № 13-19/10120, 13-19/10119 по жалобам на указанные постановления.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Г.К. Екония