ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-10989/18 от 08.02.2019 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-10989/2018

город Саранск                                                           февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года .

Решение в полном объёме изготовлено февраля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)

к обществу с ограниченной ответственностью "Интерост Фарм" (Республика Мордовия, г. Саранск)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: представителя Сыряева Д.Н.,

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: директора Гусевой И.В.,

у с т а н о в и л:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия (далее также – Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Мордовия, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интерост Фарм" (далее также – ООО "Интерост Фарм", аптечная организация) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

ООО "Интерост Фарм" представило в арбитражный суд отзыв на заявление, приведя доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия заявленное требование поддержал.

В судебном заседании представитель ООО "Интерост Фарм" поддержал отзыв на заявление.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО "Интерост Фарм" на основании лицензии № ЛО-13-02-000627 от 16.05.2017 осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке по адресу: 431444, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка, ул. Маяковского, д. 99 (встроенное нежилое помещение) (далее – аптека).

15.10.2018 Отделом МВД России по Рузаевскому муниципальному району в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия "Пангея" установлено, что 15.10.2018 в 18 час. 46 мин. помощник фармацевта аптеки Жданкина Н.Е. осуществила реализацию гражданину лекарственного средства "Баклосан" без рецептурного бланка.

16.10.2018 материалы полицейской проверки направлены в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Мордовия для принятия решения (поступили в административный орган 18.10.2018).

30.10.2018 уполномоченным должностным лицом административного органа по факту реализации лекарственного средства без рецептурного бланка в отношении помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. составлен протокол № 56 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ (нарушение законодательства об обращении лекарственных средств).

Постановлением Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия от 13.11.2018 по делу № АП13-37/18 помощник фармацевта аптеки Жданкина Н.Е. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения указанного выше дела Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Мордовия установлено, что в соответствии с трудовым договором от 23.04.2018 Жданкина Н.Е. принята на должность помощника фармацевта аптеки.

В должностные обязанности помощника фармацевта аптеки входило обслуживание покупателей, в том числе: отпуск покупателям лекарственных препаратов, консультирование покупателей, предложение покупателям сопутствующих товаров, подсчёт стоимости покупки, пробивка чека, получение денег, выдача покупки (пункт 3 раздела 3 должностной инструкции). Кроме того, в должностные обязанности помощника фармацевта аптеки входило осуществление постоянного контроля за товарами с ограниченным сроком годности (пункт 7 раздела 3 должностной инструкции).

Таким образом, в обязанности помощника фармацевта аптеки входила деятельность, непосредственно связанная с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением, что подтверждается материалами полицейской проверки, в том числе объяснениями помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е., и материалами рассмотренного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.

Между тем Жданкина Н.Е. (прежняя фамилия Плисюк) имеет диплом о высшем образовании № ВСГ 5952226 от 10.08.2011, согласно которому ей присуждена квалификация "Биохимик" по специальности "Биохимия". Фармацевтического образования она не имеет.

Аптечной организации вменено нарушение подпункта "л" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, согласно которому работники лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

22.11.2018 уполномоченным должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия в отношении аптечной организации составлен протокол № 68 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении аптечной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 настоящего Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.

В соответствии с требованиями подпункта "л" пункта 5 настоящего Положения, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующему лицензионному требованию: наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Исходя из этих нормативных положений, отсутствие у работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением, высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста является грубым нарушением лицензионных требований.

Невыполнение аптечной организацией указанных выше лицензионных требований при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, осуществление тем самым фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Аптечная организация имела возможность для соблюдения указанных выше лицензионных требований, но ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, допустила пренебрежительное отношение к соблюдению этих лицензионных требований, и, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, виновна в совершении административного правонарушения.

Обвинительные доказательства получены с соблюдением закона и сомнения в достоверности не вызывают.

Событие административного правонарушения, факт его совершения аптечной организацией и основания для составления протокола об административном правонарушении имелись. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом административного органа, и содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

В действиях аптечной организации имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и действия аптечной организации квалифицированы административным органом правильно.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

Доводы аптечной организации об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения отклоняются.

В обоснование этих доводов аптечная организация указала по существу, что в обязанности помощника фармацевта аптеки не входит деятельность, непосредственно связанная с розничной торговлей лекарственными препаратами и их отпуском, аптечная организация приняла все зависящие от неё меры по соблюдению лицензионных требований и невиновна в совершении административного правонарушения. При этом аптечная организация сослалась на то, что объяснения помощника фармацевта аптеки, данные полиции, не соответствуют действительности, происхождение должностной инструкции, на которую ссылается административный орган, неизвестно, эта должностная инструкция не является официальным документом и в аптечной организации имеется другая должностная инструкция помощника фармацевта аптеки.

Как следует из материалов дела, в обязанности помощника фармацевта аптеки входила деятельность, непосредственно связанная с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением.

Данный факт подтверждается:

копией должностной инструкции помощника фармацевта аптеки (пункты 3, 7 раздела должностной инструкции), представленной сотрудникам полиции в ходе полицейской проверки. Копия должностной инструкции заверена заведующей аптекой Карпухиной А.В. и скреплена печатью аптеки. К копии должностной инструкции приложен лист ознакомления с должностной инструкцией с подписью и расшифровкой подписи помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. (подпись датирована 23.04.2918);

объяснениями помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. от 15.10.2018, данными в ходе полицейской проверки;

постановлением Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия от 13.11.2018 по делу № АП13-37/18 о привлечении помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.

Указанные выше обвинительные доказательства получены с соблюдением закона и сомнения в достоверности не вызывают.

Представленные аптечной организацией другая должностная инструкция помощника фармацевта аптеки и иные объяснения помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. от 27.11.2018 арбитражный суд не принимает.

При проведении полицейской проверки должностные лица аптеки на наличие другой должностной инструкции не ссылались, другая должностная инструкция сотрудникам полиции не представлялась, объяснения помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. от 27.11.2018 даны после рассмотрения возбуждённого в отношении неё дела об административном правонарушении, и арбитражный суд критически относится к этим доказательствам.

Представленные аптечной организацией доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы и сомнения в виновности аптечной организации не вызывают.

Административное правонарушение обнаружено административным органом 19.13.2018 (день рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е.) и трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на день принятия решения не истёк.

Доводы аптечной организации об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклоняются.

В обоснование этих доводов аптечная организация указала по существу, что вменяемое нарушение совершено 15.10.2018 и трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на день принятия решения истёк.

По общему правилу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, – по истечении трёх месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При этом в соответствии с частью 2 настоящей статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днём обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся административных правонарушений. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

15.10.2018 сотрудниками полиции выявлена реализация помощником фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е. лекарственного средства без рецептурного бланка, за что последняя привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ (нарушение законодательства об обращении лекарственных средств).

Вменяемое же аптечной организации грубое нарушение лицензионных требований – отсутствие у помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е., деятельность которой была непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением, фармацевтического образования, и совершением тем самым административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являлось длящимся правонарушением.

Должностное лицо территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения аптечной организацией этого правонарушения 13.11.2018 в день рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, в отношении помощника фармацевта аптеки Жданкиной Н.Е.

Таким образом, исходя из характера правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления, административное правонарушение обнаружено административным органом 19.13.2018 и трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на день принятия решения не истёк.

Основания для привлечения аптечной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, имеются.

Доводы аптечной организации сводятся в целом к иной оценке доказательств и наличия события, состава административного правонарушения не опровергают.

Предусмотренных статьёй 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не усматривается.

В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

В данном случае совершённое административное правонарушение посягает на установленные и охраняемые государством правила осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения. Существенная угроза охраняемым отношениям заключается в пренебрежительном отношении аптечной организации к соблюдению этих правил, какой-либо исключительности случая не усматривается и правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.

Грубое нарушение аптечной организацией лицензионных требований к осуществлению фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и предусмотренных статьёй 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не усматривается.

Аптечная организация впервые совершила административное правонарушение, выявленное в ходе его проверки административным органом, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, и арбитражный суд считает возможным назначить аптечной организации административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, то есть в размере ста тысяч рублей.

При этом каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением аптечной организации, не установлено и предусмотренных частью 3.2 КоАП РФ оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа не усматривается.

Руководствуясь статьями 206, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

заявление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Интерост Фарм" (ОГРН 1141326002014, ИНН 1326228450, дата регистрации в качестве юридического лица: 04.07.2014, адрес: 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Попова, д. 62, оф. 1) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Интерост Фарм" уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в силу по следующим реквизитам:

наименование получателя платежа: УФК по Республике Мордовия (Территориальный орган Росздравнадзора по Республики Мордовия л/с 04091824410);

счёт получателя платежа: 401 018 109 000 000 100 02;

банк получателя Отделение-НБ Республика Мордовия;

БИК – 048 952 001; ИНН – 132 619 63 75; КПП – 132 701 001;

КБК – 060 116 900 400 460 001 40;

ОКТМО – 897 010 00;

назначение платежа: административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения).

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                         Г.К. Екония