ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1103/20 от 02.06.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1103/2020

город Саранск 05 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Макеевой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пышковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройПартнер" (Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пролетарская, д.130/3, офис 21, ОГРН 1181326005739, ИНН 1326252372)

к Администрации городского округа Саранск (Республика Мордовия, г.Саранск? ул.Советская, д.30, ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174)

о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 1 128 523 рубля 27 копеек и судебных расходов,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа №1 имени П.Ф. Рябова" и Общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис"

при участии в заседании:

от истца: Яфарова Е.Р. – представителя по доверенности от 28.11.2019,

от ответчика: не явился,

от третьих лиц: не явились,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "РемСтройПартнер" (далее – ООО "РемСтройПартнер", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Администрации городского округа Саранск (далее – Администрация, ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности и судебных расходов.

В обоснование иска указано, что Арбитражным судом Республики Мордовия вынесены три решения о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа №1 имени П.Ф. Рябова" (далее – Учреждение) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" (далее – ООО "Ремстройсервис") денежных сумм. В порядке процессуального правопреемства взыскатель был заменен на ООО "РемСтройПартнер". Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее – Казначейство) уведомило о неисполнении должником требований исполнительных документов. Поскольку Администрация является учредителем и собственником имущества Учреждения, росит взыскать с нее в порядке субсидиарной ответственности 1 128 523 рубля 27 копеек и судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на иск не представили, иск не оспорили.

Представитель ООО "Ремстройсервис" в отзыве на иск указал о правомерности заявленных требований, в судебное заседание не явился.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьих лиц.

Материалами дела установлено, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.10.2018 по делу №А39-7193/2018 с Учреждения в пользу ООО "Ремстройсервис" взыскана задолженность в сумме 393 030 рублей, неустойка в сумме 7762 рубля 34 копейки, судебные расходы 10 000 рублей и 11 015 рублей, а всего 421 807 рублей 34 копейки.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.08.2019 по делу №А39-7193/2018 произведена замена стороны взыскателя правопреемником - ООО "РемСтройПартнер".

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.10.2018 по делу №А39-71955/2018 с Учреждения в пользу ООО "Ремстройсервис" взыскана задолженность в сумме 327 441 рубль, неустойка в сумме 9004 рубля 63 копейки, судебные расходы 10 000 рублей и 9729 рублей, а всего 356 174 рубля 63 копейки.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.08.2019 по делу №А39-7195/2018 произведена замена стороны взыскателя правопреемником - ООО "РемСтройПартнер".

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.10.2018 по делу №А39-7196/2018 с Учреждения в пользу ООО "Ремстройсервис" взыскана задолженность в сумме 326 967 рублей, неустойка в сумме 3956 рублей 30 копеек, судебные расходы 10 000 рублей и 9618 рублей, а всего 350 541 рубль 30 копеек.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.08.2019 по делу №А39-7196/2018 произведена замена стороны взыскателя правопреемником - ООО "РемСтройПартнер".

Общий размер взысканной суммы составил 1 128 523 рубля 27 копеек.

Исполнительные листы по вышеуказанным делам предъявлены в Казначейство для исполнения. Уведомлением от 11.03.2019 ответчик уведомлен о неисполнении должником требований исполнительных документов.

Поскольку решения суда исполнены не были, истец обратился с суд с настоящим иском о взыскании долга с субсидиарного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор должен принять все меры для взыскания с основного должника суммы задолженности.

Как следует из материалов дела, Учреждение является бюджетным учреждением, финансируемым из муниципального бюджета. Вышеупомянутыми решениями Арбитражного суда Республики Мордовия с учреждения взысканы задолженность, неустойка и судебные расходы.

Доказательств исполнения судебного акта ответчиком суду не представлено.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ), посредством выполнения муниципального задания, которое формируется и утверждается в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовое обеспечение которого производится в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункты 3 и 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В части 9 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Кодексом. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Бюджетное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника, а тот вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества, и вправе распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению (статья 296 ГК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Пункт 3 статьи 123.21 ГК РФ закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 – 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 данного Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно пункту 5 статьи 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

В настоящем случае, в соответствии со структурой Администрации, Уставом городского округа Саранск, утвержденного Саранским городским Советом депутатов от 23.12.2005 № 177, функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Учреждения и реализацию возложенных на него функций, возлагаются на ответчика.

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с письмом Департамента финансов Администрации городского округа Саранск от 23.04.2019, профинансировать Учреждение не представляется возможным, так как операции по лицевым счетам учреждения приостановлены. Задолженность планируется погасить после разблокировки счетов по мере исполнения доходной части бюджета городского округа.

Сведений об осуществлении Учреждением деятельности, приносящей доход, об имуществе, находящемся у него на праве оперативного управления, ответчиком в суд не представлено.

Поскольку истец документально обосновал образовавшуюся задолженность в сумме 1 128 523 рубля 27 копеек, а муниципальное образование в лице ответчика доказательств оплаты не представило, сумму долга не оспорило, требование истца о взыскании в порядке субсидиарной ответственности указанной задолженности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При подаче иска истцом была оплачена госпошлина в сумме 24 285 рублей, размер которой соответствует требованиям статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные расходы подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

р е ш и л:

исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройПартнер" удовлетворить.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск (Республика Мордовия, г.Саранск? ул.Советская, д.30, ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройПартнер" (Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пролетарская, д.130/3, офис 21, ОГРН 1181326005739, ИНН 1326252372) в порядке субсидиарной ответственности задолженность в сумме 1 128 523 рубля 27 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 24 285 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Макеева