ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-11247/18 от 13.02.2019 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-11247/2018

город Саранск                                                            февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года .

Решение в полном объёме изготовлено февраля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)

к обществу с ограниченной ответственностью "Продукты-М" (Республика Мордовия, г. Саранск)

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: Фирсовой Д.Н. – представителя по доверенности № 69 от 22.01.2019, выданной сроком на три года,

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: Воронина А.Г. – представителя по доверенности от 28.12.2018, выданной сроком на один год,

у с т а н о в и л:

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее также – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Продукты-М" (далее также – Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Общество представило в арбитражный суд отзыв на заявление, ссылаясь на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Общества, не извещённого о мете и времени составления протокола, и на возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В судебном заседании представитель административного органа заявление поддержал.

В судебном заседании представитель Общества поддержал отзыв на заявление.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Продукты-М" выдавалась лицензия № 13РПА0000099 от 08.06.2018 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия с 08.06.2018 до 13.12.2019.

17.12.2018 начальник отдела регулирования алкогольного рынка и лицензирования Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Фирсова Д.Н. составила в отношении Общества протокол № 124/18 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Обществу вменено нарушение лицензионных требований при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, и данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола и обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

В удовлетворении заявленного требования должно быть отказано по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности предусматривает составление протокола об административном правонарушении с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Так, в соответствии со статьёй 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись (часть 5).

Указанные выше законоположения направлены на создание условий, обеспечивающих реализацию права обвиняемого лица на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, и предоставляют обвиняемому лицу гарантии защиты его прав.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В данном случае директор Общества Погодин А.В., являющийся в силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законным представителем Общества, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не извещён и протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества и (или) иного уполномоченного лица. При этом о месте и времени составления протокола был извещён Дергунов О.Г., являющийся одним из учредителей Общества и не наделённый полномочиями действовать в качестве защитника Общества. Указанные обстоятельства в судебном заседании представителем административного органа не отрицались.

Допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьёй 28.2 КоАП Российской Федерации, и как следствие – существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, которое привело к нарушению прав Общества на защиту и невозможности использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Допущенное существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности не может быть устранено при рассмотрении дела и является достаточным основанием для принятия арбитражным судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 206, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требования Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Продукты-М" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                         Г.К. Екония