АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1205/2017
город Саранск апреля 2017 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Александрова С.В. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
к акционерному обществу «СМАРТС-Саранск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без ведения протокола, без вызова сторон,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия(далее – Управление Роскомнадзора по РМ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «СМАРТС-Саранск» (далее – АО «СМАРТС-Саранск», ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 02.03.2017 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьями 226-228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Ответчик не согласился с предъявленными требованиями по доводам, изложенным в отзыве.
При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.
В адрес Управления Роскомнадзора по РМ 07.02.2017 поступило письмо филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр центрального федерального округа» в Приволжском федеральном округе №04-00-0804/371 содержащее информацию о совершении АО «СМАРТС-Саранск» административного правонарушения.
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении заявителя, Управлением Роскомнадзора по РМ установлено следующее.
АО «СМАРТС-Саранск» является оператором связи и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обществу выдана лицензия на оказание телематических услуг связи № 131217 от 04.06.2015 сроком действия до 04.06.2020.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В целях оказании услуг связи оператор связи АО «СМАРТС-Саранск» обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-
телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет»;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
На сети электросвязи АО «СМАРТС-Саранск» в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 46 Федерального закона № 126-ФЗ установлена и введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (АС «РЕВИЗОР»), имеющая обязательный сертификат соответствия: регистрационный номер ОС-1-СУ-0496. Срок действия: с 05 октября 2016 г. до 05 октября 2019 г, (ID технического средства контроля (агента) VGYX-AIY5-L200---2BED90B2CE).
06.02.2017 филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО в соответствии с планом деятельности осуществлён мониторинг сети электросвязи оператора связи АО «СМАРТС-Саранск» оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Республики Мордовия по лицензии № 131217 с применением агентов АС «Ревизор» установленного на сети электросвязи.
Мониторингом установлено, что оператор связи АО «СМАРТС-Саранск» не осуществил ограничение доступа к информации, запрещённой к распространению на территории РФ.
По результатам мониторинга филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском федеральном округе составлены акт мониторинга № 13/16 от 07.02.2017 и протокол мониторинга № 13/14 от 07.02.2017 с приложением скриншотов (снимков с экрана монитора) отображающих наличие открытого доступа к запрещённой информации.
Материалы мониторинга направлены в Управление Роскомнадзора по Республике Мордовия.
Всего по результатам мониторинга сети электросвязи АО «СМАРТС-Саранск» 06.02.2017 установлен факт не ограничения доступа к 8 ресурсам, внесённым в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Ресурсы, доступ к которым не ограничен, указаны в Протоколе мониторинга от 07.02.2017 № 13/14.
14.02.2017 главным специалистом – экспертом Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия ФИО1 в отношении АО «СМАРТС-Саранск» в присутствии представителя общества – генерального директора ФИО2 (приказ о вступлении в должность от 16.02.2016 №10-л/с) составлен протокол №АП-13/2/64 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В указанном протоколе отражено, что оператор связи АО «СМАРТС-Саранск» 06.02.2017 не осуществил ограничение доступа к информации, запрещенной к распространению на территории РФ, чем допустил нарушение пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи"; пункта 13 Правил создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101; подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, и пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №131217 от 04.06.2015.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «СМАРТС-Саранск» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Судом установлено, что АО «СМАРТС-Саранск» является оператором связи и имеет лицензию на оказание телематических услуг связи №131217 от 04.06.2015, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, срок действия которой до 04.06.2020.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 36 статьи 12 указанного закона, оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
На основании данной нормы постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" утверждены:
- перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень);
- перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.
Согласно пункту 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, одним из лицензионных условий является обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
На основании п.5 Перечня, к лицензионным требованиям также относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичное требование предусмотрено в пунктах 4 и 5 лицензии №131217 выданной обществу.
Федеральный закон № 126-ФЗ устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В силу подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной с Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1-15.4 указанного Федерального закона требований.
В силу частей 1, 3 и 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Порядок получения доступа к содержащейся в единой Автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля 2013 №169 (далее – Порядок № 169) определяет процедуру получения операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее, соответственно, - оператор связи, сеть Интернет), доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – реестр) информации.
Согласно пунктам 2-5 Порядка № 169, оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию;
б) сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети "Интернет";
в) реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.
Получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайтах в сети "Интернет" http://eais.rkn.gov.ru и http://vigruzki.rkn.gov.ru .
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно не менее двух раз в сутки.
Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101
«О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет" и возобновить доступ к сайтам в сети "Интернет" в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", из единого реестра.
АО «СМАРТС-Саранск» с 11.09.2015 авторизовано на web-сервисе http://eais.rkn.gov.ru/ Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из материалов дела, 06.02.2017 АО «СМАРТС-Саранск» допустило нарушение названных выше норм – не осуществило блокирование доступа к запрещенным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в количестве 8 единиц (адреса ресурсов в сети «Интернет» перечислены в протоколе мониторинга № 13/14 от 07.02.2017)
Данный факт зафиксирован в акте мониторинга №13/16 от 07.02.2017.
Как установлено проверяющимпо результатам мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора, оператор связи АО «СМАРТС-Саранск» 06.02.2017 не осуществил ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», чем нарушил пункт 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Факт нарушения обществом лицензионных условий осуществляемой им деятельности подтверждается материалами дела, в том числе актом мониторинга № 13/16 от 07.02.2017, протоколом мониторинга № 13/14 от 07.02.2017,протоколом об административном правонарушении от 14.02.2017 №АП-13/2/64; лицензией № 131217 от 04.06.2015, скриншотами интернет страниц.
При этом довод заявителя, о том, что обязанность по блокировке страницы сайта возникает у оператора связи с момента включения IP-адреса в базу запрещенных сайтов и поскольку у страницы сайта был изменен IP-адреса который не включен в базу запрещенных сайтов, то такая обязанность у общества отсутствует, суд находит несостоятельным в силу следующего.
Любой запрещенный ресурс характеризуется следующими основными критериями: url-ссылка (указатель страницы сайта в сети "Интернет"), доменное имя и IP-адрес.
Именно по данным критериям может быть осуществлена блокировка запрещенных ресурсов.
Согласно Правилам создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила), ведение ЕАИС осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
С момента включения IP-адреса запрещенного ресурса в ЕАИС оператор связи, зная полные сведения о запрещенных ресурсах из ЕАИС, должен блокировать запрещенный ресурс согласно пункту 10 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций внесены в ЕАИС: 27.10.2015, 14.12.2015, 29.12.2015, 01.02.2016, 29.03.2016 (дата внесения в ЕАИС) сайты, перечисленные в протоколе мониторинга № 13/14 от 07.02.2017, доступ к которым должен был быть ограничен, но обществом не ограничен.
Способ блокирования оператор связи выбирает самостоятельно, но при этом данный способ в обязательном порядке должен привести к неотображению запрещенных ресурсов на страницах браузера абонента (пользователя), то есть данный способ блокирования должен быть эффективным.
У каждого сайта существует свое доменное имя.
Доменное имя вместе с содержанием сайта хранится на хостинге.
Хостинг – услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети Интернет. Обычно хостинг входит в пакет по обслуживанию сайта и подразумевает как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (вебсервер). Как правило, в обслуживание уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища на специально выделенном файл-сервере и т.п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.
Услуги хостинга пользователи могут получать в любой точке мира.
Количество точек хранения информации не ограничено. Один и тот же ресурс может располагаться на различных хостингах, а значит иметь различные IP-адреса.
Как следует из представленного обществом в материалы дела скриншота системы АС «Ревизор» от 06.02.2017, запрещенный ресурс, указанный в пункте 1 протокола мониторинга №13/14 от 07.02.2017 поменял свой IP-адрес на новый IP-адрес, не внесенный в Единый реестр на момент проведения мониторинга.
Данный факт свидетельствует о том, что произошла замена IP-адресов, на котором размещен запрещенный сайт, в связи с переносом этих ресурсов на другой хостинг – владелец запрещенного ресурса изменил место хранения своего ресурса.
Однако суд учитывает, что доменное имя запрещенного ресурса является неизменным даже при переносе этого ресурса на другой хостинг.
Доказательств обратного, обществом в нарушение положений статьи
65 АПК РФ суду не представлено.
Положения Закона № 149-ФЗ обязывают АО «СМАРТС-Сараснк» блокировать запрещенные ресурсы, то есть не допускать доступность url-ссылок, доменных имен запрещенных ресурсов для абонентов (пользователей) сети АО «СМАРТС-Саранск».
Между тем Управлением установлено, что АО «СМАРТС-Саранск» допустило 06.02.2017 доступность url-ссылки, доменного имени запрещенного ресурса для абонентов своей сети, что подтверждено актом мониторинга от 07.02.2017 № 13/16.
Отсутствие IP-адреса в ЕАИС, на который был заменен IP-адрес вышеуказанного запрещенного ресурса не освобождает АО «СМАРТС-Саранск» от ответственности (обязанности) по блокированию запрещенного ресурса, поскольку все остальные характеристики (url-ссылка, доменное имя) запрещенного ресурса не изменились и содержалось в ЕАИС, данными сведениями оператор связи располагал.
Судом также учитывается, что согласно пункту 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию;
б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети "Интернет";
в) решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью;
г) дата и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.
Материалами дела подтверждается, что соответствующая информация была внесена в реестр.
Положений о необходимости обязательного внесения IP-адреса сайта указанные Правила не содержат.
Суд считает необходимым отметить, что на веб-портале АС «Ревизор» https://portal.rfc-revizor.ru/в «Личном кабинете оператора связи, осуществляющего деятельность по предоставлению телематических услуг связи» оператор связи АО «СМАТС-Саранск» имеет возможность самостоятельного контроля результатов мониторинга АС «Ревизор» по параметрам: дата проведения мониторинга, количество выявленных нарушений, выявленные нарушения по категориям запрещённой информации, с целью принятия мер по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет» распространение которых на территории РФ запрещено.
Однако, АО «СМАРТС-Саранск» не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 46 ФЗ № 126-ФЗ, подпунктом «а» пункта 26 Правил № 575, и пунктом 5 лицензионных требований в соответствии с лицензией № 131217.
Сведений об использовании АО «СМАРТС-Саранск» возможностей самостоятельного отслеживания результатов мониторинга, в материалах дела не имеется.
АС «Ревизор» действует таким же образом и такими же технологиями, которыми пользуется абонент оператора связи. Если абонент не может получить доступ к сайту, то АС «Ревизор» не зафиксирует нарушение. В целях повышения точности работы системы, любое нарушение проверяется в несколько этапов (для исключения микро-временных проблем у систем блокировок) и фиксируется несколькими методами (html-страница запрещенного ресурса, скриншот запрещенного ресурса с дополнительной технической информацией и json данные). Если у оператора связи установлена некачественная система блокировки, это не снимает с него ответственности за доступность запрещенных интернет-ресурсов. У оператора связи есть сутки для того, чтобы заблокировать новые ресурсы, добавленные в реестр. Именно с такой задержкой их проверяет АС «Ревизор». Экстремистские сайты и другие, которые операторы связи должны блокировать незамедлительно, проверяются АС «Ревизор» с задержкой в час.
В материалах дела имеются документальные доказательства того, что административным органом в ходе проведения контрольных мероприятий осуществлялся фактический вход на сайты, которые должны быть заблокированы оператором связи. Доступ к этим информационным ресурсам обеспечивал оператор связи АО «СМАРТС-Саранск». В этой связи исследование фактов возможной некорректной работы АС «Ревизор», не имеет никакого правового значения для установления факта правонарушения в настоящем деле с учётом имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Вступая в правоотношения, регулируемые приведенными выше правовыми актами, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
В рассматриваемом случае общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Суд считает необходимым указать, что в настоящее время неисполнение обязанности по блокировке сайтов не образует событие административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствие со статьей 13.34 КоАП РФ неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Данная статья ведена Федеральным законом от 22.02.2017 N 18-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно статье 2 Федерального закона от 22.02.2017 N 18-
ФЗ закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 22.02.2017. Начало действия документа - 25.03.2017.
На момент выявления правонарушения (06.02.2017), за нарушение обязанности по ограничению доступа к сайту, лицо подлежало ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствие с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Санкция же статьи 13.34 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, то есть ухудшает положение лица за данное административное правонарушение, в связи с чем, общество подлежит ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в бездействии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Административным органом установлен факт осуществления АО «СМАРТС-Саранск» предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
При рассмотрении материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества, им подписан без каких-либо возражений. Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (статья 3.4 КоАП РФ).
При сравнении тяжести наказаний – предупреждения и штрафа – первый вид наказания является менее строгим, чем второй.
Между тем применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия.
Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в том числе признаются: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При данном случае суд считает возможным принять перечисленные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Исследовав обстоятельства данного конкретного дела, суд приходит к выводу, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств существенного нарушения охраняемых общественных отношений конкретным совершенным ответчиком правонарушением.
Суд не усматривает ограничений для назначения наказания в виде предупреждения.
Суд считает, что данная мера в рассматриваемом случае является достаточной и целесообразной, направленной на предупреждение совершения новых правонарушений и на достижение задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-171, 176, 229 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1.Заявление Управления Федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия удовлетворить.
2. Привлечь акционерное общество «СМАРТС-Саранск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 430005, <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 27.01.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья С.В. Александров