АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1228/2020
город Саранск мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Решение в полном объёме изготовлено мая 2020 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Пролетарского района г. Саранска (Республика Мордовия, г. Саранск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Первая ассоциация транспортных предприятий" (Республика Мордовия, г. Саранск)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от прокурора: старший помощник прокурора Кичаева Ирина Ефимовна,
от обвиняемого лица: представитель не явился,
у с т а н о в и л:
прокурор Пролетарского района г. Саранска обратился в арбитражный суд с указанным заявлением, требуя привлечь общество с ограниченной ответственностью "Первая ассоциация транспортных предприятий" (далее – также ООО "ПАТП", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).
Обвиняемое лицо ходатайствовало о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
В судебное заседание представитель обвиняемого лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился и на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленное требование.
Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (пункт 1). Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 7).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее также – Положение).
Работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "ПАТП" предоставлена лицензия № ЛО-13-01-000961 от 24.07.2018 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"). К числу видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе разрешённого лицензируемого вида деятельности, относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности (место нахождения Общества): 430034, <...>. Лицензия предоставлена на срок: бессрочно.
16.01.2020 заместитель прокурора Пролетарского района г. Саранска Поршин А.В. принял решение о проведении проверки деятельности Общества. Цель проверки: защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основание проверки: поручение прокуратуры Республики Мордовия от 07.08.2019 № 7-37-2019/11765, наличие сведений о нарушении закона в деятельности проверяемой организации. Предмет проверки: исполнение законодательства о безопасности дорожного движения, о транспортной безопасности. Срок проведения проверки: с 16.01.2020 по 13.02.2020. Должностное лицо, которому поручено проведение проверки: старший помощник прокурора Кичаева И.Е (решение от 16.01.2020 № 5).
16.01.2020 решение о проведении проверки доведено до сведения генерального директора Общества ФИО1 (письмо от 16.01.2020 № 7-2-2020, направлено по адресу электронной почты Общества: patp2km@mail.ru, по объяснениям генерального директора Общества от 10.02.2020 получено 16.01.2020).
17.01.2020 старшим помощником прокурора Кичаевой И.Е. проведена проверка, по результатам которой установлено, что в кабинете для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, расположенном на 1 этаже здания производственно-бытового корпуса с закрытой стоянкой по адресу: <...>, хранились:
экспресс-тесты иммунохроматографические (по моче), серия 136120, 10 упаковок, срок годности до 05.2019;
лекарственное средство "Ранитидин", производство Hemofarm, серия М604483, 2 упаковки, срок годности до 11.2019.
Кабинет для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров не оснащён прибором для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Измерение артериального давления водителей при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров проводилось прибором для измерения артериального давления WM-62S, производство B.Well. Срок действия свидетельства о поверке истёк 19.03.2019.
Составлен акт проверки. К акту приложен фотоматериал.
С актом проверки генеральный директор Общества согласился 10.02.2020, о чём в акте сделана соответствующая запись (см. также объяснения генерального директора Общества от 10.02.2020).
10.02.2020 прокурор Пролетарского района г. Саранска Черкашина Н.В. вынесла постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановлением Обществу вменены следующие нарушения лицензионных требований.
Первый эпизод обвинения. В соответствии с требованиями пункта 10 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров проводится измерение артериального давления на периферических артериях, выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), определение наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
В соответствии с требованиями пункта 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2002 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") помещение для проведения предрейсовых медицинских осмотров должно быть оснащено приборами для определения артериального давления – 2 шт. и экспресс-тестами на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.
В нарушение указанных выше требований в кабинете для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров имелся лишь один прибор для измерения артериального давления WM-62S с истёкшим сроком действия свидетельства о поверке (срок действия свидетельства истёк 19.03.2019). При этом в кабинете хранились экспресс-тесты иммунохроматографические (по моче), серия 136120, 10 упаковок, с истёкшим сроком годности (срок годности до 05.2019).
Второй эпизод обвинения. В соответствии с требованиями пункта 7 Правил хранения лекарственных средств, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
В нарушение указанных выше требований кабинет для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, где хранились лекарственные препараты, не оснащён прибором для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Третий эпизод обвинения. В соответствии с требованиями пункта 12 Правил хранения лекарственных средств, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н, при выявлении лекарственных средств с истёкшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
В нарушение указанных выше требований в кабинете для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров лекарственное средство "Ранитидин", производство Hemofarm, серия М604483, 2 упаковки, с истёкшим сроком годности (срок годности до 11.2019) хранилось вместе с другими лекарственными средствами.
Обществу вменено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
С постановлением генеральный директор Общества согласился, о чём в постановлении сделана соответствующая запись.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявленным требованием.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленного требования должно быть отказано по следующим основаниям.
Грубое нарушение Обществом лицензионных требований при обстоятельствах, указанных в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Однако в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ с учётом её конституционно-правового смысла, выявленного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
При применении части 4 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трёхмесячный) срок давности привлечения к ответственности (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 309-ЭС19-1673 по делу № А60-16641/2018).
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). Об этом судам даны разъяснения в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В случае пропуска срока давности привлечения к административной ответственности суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Исходя из диспозиции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и обстоятельств дела, вменённое Обществу административное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения Общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 17.01.2020 (день составления акта проверки и обнаружения административного правонарушения), и годичный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности истёк 17.04.2020.
Таким образом, ко дню принятия решения срок давности привлечения Общества к административной ответственности истёк, а следовательно, Общество не может быть привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 206, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении требования прокурора Пролетарского района г. Саранска о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Первая ассоциация транспортных предприятий" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Г.К. Екония