АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-12373/2019
город Саранск февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года .
Решение в полном объеме изготовлено февраля 2020 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Юськаева Р.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Государственного комитета имущественных и
земельных отношений Республики Мордовия
к Администрации городского округа Саранск
о признании права собственности,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Управление противопожарной службы», Главное управление МЧС России по Республике Мордовия и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
при участии
от истца: ФИО1, представителя по доверенности №81 от 19.11.2019,
от ответчика и третьих лиц: не явились,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании права государственной собственности Республики Мордовия на нежилое помещение №1 (кадастровый номер – 13:23:0911216:718) площадью 247,4 кв.м., 1987 года постройки, расположенного по адресу: <...>.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Управление противопожарной службы», Главное управление МЧС России по Республике Мордовия и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Ответчики и третьи лица возражений по поводу удовлетворения исковых требований не заявили. Администрация и Росимущество указали на то, что спорный объект не находится в муниципальной или федеральной собственности соответственно.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, указал, что мотивом для обращения в суд послужила необходимость оформления права собственности на объект недвижимости, в котором располагается государственное учреждение республиканского значения.
Заслушав доводы истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Положениями части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
Способы защиты гражданских прав определены гражданским законодательством.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав, а признание права собственности, в частности, по существу сводится к подтверждению приобретения такого права в установленном законом порядке.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 04.10.2019 №КУВИ-001/2019-24026231, в которой указано, что нежилое помещение (инвентарный номер 7129/1н), расположенное по адресу: <...>, имеет кадастровый номер 13:23:0911216:718, дата присвоения кадастрового номера 28.06.2012. Сведений о государственной регистрации прав в отношении данного объекта выписка не содержит.
Нежилое помещение состоит из 23 частей (холл, кабинеты, коридоры, подсобные помещения, столовая, раздевалки, помещения санитарно-гигиенического назначения), что подтверждается техническим паспортом от 14.10.2009 №7129/1н.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях может находиться в собственности субъектов Российской Федерации (подпункт «г» пункта 2 статьи 26.11 Закона №184-ФЗ).
В силу положений Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 18) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся, среди прочих: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности; разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ; осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.
Для реализации вышеуказанных законодательных норм в Республике создано и осуществляет свою деятельность Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Управление противопожарной службы» (прежнее наименование – Государственное учреждение «Управление противопожарной службы Республики Мордовия»), которое с момента создания, то есть с 2005 года, располагается в спорном помещении.
Согласно Временному положению о государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 9), утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года №1282, пожарные части и подразделения, специализированные отряды военизированной пожарной охраны МВД СССР входили в состав сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Приказом Министра внутренних дел Мордовской АССР от 19 июня 1991 года №203 утверждены штаты противопожарной и аварийно-спасательной службы МВД Мордовской ССР согласно приложению 2.
Как следует из сообщения Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Управление противопожарной службы» от 05.02.2020 №66 жилое здание (общежитие для сотрудников пожарной охраны) по адресу: <...>, в том числе нежилое помещение №1, площадью 247,4 кв.м., располагающееся на первом этаже общежития входило в комплекс объектов, предназначенных для пожарной охраны.
Технический паспорт на вводимое в эксплуатацию здание «общежитие по ул.Фурманова», инвентарный номер №7129 (адрес в настоящее время – <...>), 1987 года постройки, был изготовлен на основании обращения начальника отдела пожарной охраны МВД Мордовской АССР от 01.04.1987 №II/203.
В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями на 10.09.1993 г.) предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включены в перечень объектов относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу изложенного, принимая во внимание указанную норму, нежилое помещение могло быть включено в перечень объектов, которые подлежат отнесению к республиканской собственности.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункты 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют об основаниях возникновения права собственности на спорный объект недвижимости. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о правопритязаниях на нежилое помещение со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Сведения о том, что указанные органы имеют намерение использовать нежилое помещение в иных целях, в материалах дела не содержится.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об обоснованности заявленных требований и суд принимает решение об их удовлетворении.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался ввиду освобождения истца и ответчика от уплаты госпошлины в случае обращения в суд за защитой публичных интересов.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
признать право государственной собственности Республики Мордовия на нежилое помещение №1 (кадастровый номер – 13:23:0911216:718) площадью 247,4 кв.м., 1987 года постройки, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Р.К. Юськаев