ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-12457/19 от 03.07.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-12457/2019

город Саранск 03 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 03 июля 2020 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие" (ООО "Рузвода", ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка)

к Администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (Администрация городского поселения Рузаевка, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка)

об оспаривании бездействия, выразившегося в невнесении изменений в техническое задание на разработку инвестиционной программы и несогласовании инвестиционной программы,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

на стороне заявителя – акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (АО "Водоканал", ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка),

на стороне администрации городского поселения – Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия (РСТ Республики Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск),

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от администрации городского поселения: ФИО2 и ФИО3 (представители по доверенности, имеют высшее юридическое образование),

от третьего лица – АО "Водоканал": ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от третьего лица – РСТ Республики Мордовия: ФИО4 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

у с т а н о в и л:

ООО "Рузвода" (далее также – регулируемая организация) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Администрации городского поселения Рузаевка (далее также – администрация городского поселения), требуя:

признать оспариваемое бездействие незаконным;

обязать администрацию городского поселения внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации с учётом протокола разногласий;

обязать администрацию городского поселения согласовать инвестиционную программу.

Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации городского поселения от 28.02.2019 № 172 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации на 2020-2024 годы. В техническом задании не указаны все мероприятия, выполнение которых необходимо для осуществления производственной деятельности регулируемой организации, и указаны мероприятия, невходящие в сферу деятельности регулируемой организации. Регулируемая организация направила на согласование в администрацию городского поселения проект инвестиционной программы и просила внести изменения в техническое задание в соответствии с разработанными мероприятиями, однако администрация городского поселения неправомерно отказала в согласовании проекта инвестиционной программы.

Третье лицо на стороне заявителя – АО "Водоканал" отзыв на заявление не представило.

Администрация городского поселения представило отзыв на заявление, возразив относительно заявленных требований. Привела доводы о пропуске заявителем установленного законом трёхмесячного срока подачи заявления и доводы о правомерности отказа в согласовании проекта инвестиционной программы.

Третье лицо на стороне администрации городского поселения – РСТ Республики Мордовия представило отзыв на заявление, указав, что республиканская служба по тарифам отказала регулируемой организации в рассмотрении и утверждении проекта инвестиционной программы в связи с несоблюдением установленных правил.

В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица на его стороне – АО "Водоканал" поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители администрации городского поселения возразили относительно заявленных требований.

В судебном заседании представитель третьего лица на стороне администрации городского поселения – РСТ Республики Мордовия поддержал отзыв на заявление.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с положениями настоящего Федерального закона для его целей под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 8 статьи 2).

Утверждение инвестиционных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 части 1 статьи 5).

Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и согласование инвестиционных программ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункты 5, 6 части 1 статьи 6).

Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утверждённое органом местного самоуправления (часть 1 статьи 40).

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до её утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 5 статьи 40).

Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учётом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (часть 10 статьи 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также – Правила).

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского поселения Рузаевка от 28.08.2017 № 907 ООО "Рузвода", осуществляющее холодное водоснабжение в городском поселении Рузаевка, наделено статусом гарантирующей организации.

Постановлением администрации городского поселения от 28.02.2019 № 172 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по строительству, реконструкции и модернизации системы водоснабжения городского поселения Рузаевка на 2020-2024 годы.

Письмом от 04.02.2019 № 81, то есть до принятия указанного выше решения об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы, регулируемая организация просила администрацию городского поселения внести указанные в письме изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы.

Письмом от 21.05.2019 № 356 регулируемая организация направила на согласование в администрацию городского поселения проект доработанной инвестиционной программы на 2020-2049 годы.

Письмом от 21.06.2019 № 2055 администрация городского поселения отказала в согласовании проекта инвестиционной программы по тем основаниям, что инвестиционная программа не соответствует требованиям Правил и техническому заданию.

Письмом от 01.07.2019 № 468 регулируемая организация посчитала отказ администрации городского поселения в согласовании проекта инвестиционной программы несостоятельным и надуманным, привела указанные в письме доводы, просила администрацию городского поселения рассмотреть настоящее письмо как протокол разногласий к проекту инвестиционной программы и согласовать инвестиционную программу.

Письмом от 05.07.2019 № 2237 по результатам рассмотрения протокола разногласий администрация городского поселения повторно отказала в согласовании проекта инвестиционной программы по тем же самым основаниям, а также по тем основаниям, что проект инвестиционной программы, протокол разногласий направлен на подписание неуполномоченным представителем регулируемой организации.

Письмом от 24.07.2019 № 526 регулируемая организация направила на подписание протокол разногласий № 2 к проекту инвестиционной программы.

Письмом от 23.08.2019 № 2946 по результатам рассмотрения протокола разногласий администрация городского поселения повторно отказала в согласовании проекта инвестиционной программы по тем же самым основаниям и разъяснила заявителю право на обращение за согласованием проекта инвестиционной программы в орган исполнительной власти Республики Мордовия в области регулирования тарифов.

Письмом от 05.09.2019 № 669 регулируемая организация направила на утверждение проект инвестиционной программы в РСТ Республики Мордовия.

Письмом от 03.10.2019 № 03-365 РСТ Республики Мордовия отказала в утверждении проекта инвестиционной программы и возвратила его на доработку в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию.

Постановлением администрации городского поселения от 29.11.2019 № 1021 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Рузаевка на 2013-2027 годы.

Постановлением администрации городского поселения от 28.02.2020 № 153 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по строительству, реконструкции и модернизации системы водоснабжения городского поселения Рузаевка на 2021-2027 годы, а постановление администрации городского поселения от 28.02.2019 № 173 признано утратившим силу.

Несогласие с оспариваемым бездействием администрации городского поселения послужило основанием для обращения регулируемой организации в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Установленный законом срок подачи заявления не пропущен.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых, решений и действий (бездействия) может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда заявителю гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Оспаривая бездействие администрации городского поселения, выразившееся в невнесении изменений в техническое задание и несогласовании инвестиционной программы, регулируемая организация фактически оспаривает отказ администрации городского поселения в согласовании проекта инвестиционной программы.

Повторный отказ администрации городского поселения в согласовании проекта инвестиционной программы выражен в письме от 23.08.2019 № 2946, регулируемая организация подала заявление в арбитражный суд 31.10.2019 и не пропустила установленный законом трёхмесячный срок подачи заявления.

Доводы администрации городского поселения о пропуске заявителем срока подачи заявления отклоняются как ненашедшие подтверждения.

Исследовав представленные доказательства и рассмотрев дело по существу, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Корректировка утверждённого технического задания и урегулирование разногласий, касающихся утверждённого технического задания, Правилами не предусмотрены.

Правила регулируют вопросы согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы (раздел IV), а также вопросы рассмотрения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционных программ (раздел VI).

Так, в соответствии с положениями раздела IV Правил, в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы (пункт 12).

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа) является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17(2) настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании проекта инвестиционной программы орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны указать причину отказа (пункт 13).

Регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование соответственно в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации.

Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.

В случае неполучения регулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы может быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 14).

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.

В случае повторного отказа в согласовании проекта инвестиционной программы её дальнейшее согласование осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12-15 настоящих Правил (пункт 15).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости её доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы (пункт 17).

Основанием для отказа в утверждении проекта инвестиционной программы и направления её на доработку является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию (подпункт "б" пункта 17(1)).

Регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок её действия, с учётом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Инвестиционная программа корректируется на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы.

Уполномоченный орган местного самоуправления утверждает техническое задание на корректировку инвестиционной программы не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления регулируемой организации и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения указанного технического задания направляет его в регулируемую организацию для разработки проекта корректировки инвестиционной программы (пункт 33).

Корректировка инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12-26 настоящих Правил (пункт 34).

В соответствии с положениями раздела VI Правил в случае возникновения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционной программы регулируемая организация вправе подать в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) заявление об урегулировании возникших разногласий (пункт 44).

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для органов и организаций, указанных в пункте 50 настоящих Правил, и подлежит исполнению в течение 1 месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок (пункт 53).

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в установленном законом порядке (пункт 54).

В данном случае регулируемая организация не оспорила решение администрации городского поселения об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы, корректировка утверждённого технического задания и урегулирование разногласий, касающихся утверждённого технического задания, Правилами не предусмотрены, и требование заявителя о внесении изменений в техническое задание не имеет под собой правового основания.

Более того, решение администрации городского поселения об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы, несогласие с которым выражает заявитель, утратило силу и от утверждённого этим решением технического задания разработка инвестиционной программы в настоящее время не зависит.

По результатам рассмотрения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы администрация городского поселения отказала в согласовании проекта инвестиционной программы в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию. При этом регулируемая организация не получила подписанный со стороны администрации городского поселения протокол разногласий, и, исходя из положений пункта 14 Правил, проект инвестиционной программы мог быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия на утверждение с протоколом разногласий без подписи руководителя (заместителя руководителя) администрации городского поселения.

Регулируемая организация реализовала указанное выше право на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия и, получив решение об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы и направлении его на доработку в связи с несоответствием инвестиционной программы техническому заданию, не оспорила такое решение.

С заявлением об урегулировании возникших разногласий при согласовании инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулируемая организация не обратилась.

Неправомерного бездействия администрации городского поселения не установлено, действия администрации городского поселения соответствуют Правилам и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя и представленные ими доказательства об ином не свидетельствуют, сводятся в целом к иной оценке доказательств и отклоняются.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Рузаевское водопроводное предприятие" в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья Г.К. Екония