ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-12964/2021 от 08.06.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-12964/2021

город Саранск 16 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)

к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (ОГРН 1021300981646, ИНН 1325127837)

о признании незаконным предписания Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 29.11.2021 №1392/В-1087/2,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Видяевой Натальи Александровны, Ведяшкиной Валентины Алексеевны, общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление №31" (ОГРН 1051328026859, ИНН 1328903799), общества с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис" (ОГРН 1211300000460, ИНН 1328019653),

при участии:

от заявителя: Акимова В.О. - представителя, доверенность № 13 АА 1033708 от 18.12.2022, выдана сроком по 08.09.2022, диплом №151 от 30.06.1999, по специальности "юриспруденция",

от заинтересованного лица: представитель не явился,

от третьих лиц:

Видяевой Н.А., лично, Ведяшкиной В.А., лично,

от ООО "Эталон Сервис": Ведяшкиной В.А. – представителя, доверенность от 10.01.2022, диплом №ЖВ 1461 от 24.04.1980, по специальности "правоведение", Видяевой Н.А. - представителя, доверенность от 10.01.2022,

от ООО "Домоуправление №31": представитель не явился,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее – заявитель, общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (далее – ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным предписания Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 29.10.2021 №1392/В-1086/В-1087/2.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое предписание является неисполнимым, не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельностипо следующим основаниям: у ПАО "Т Плюс" отсутствует обязанность по размещению указанной в предписании информации в системе ГИС ЖКХ; тепловая нагрузка на объект недвижимости определяется на основании заявки потребителя в порядке, предусмотренном законодательством; температурный график устанавливается для всей системы теплоснабжения.

В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства принимал участие в судебных заседаниях до отложения судебного заседания, возражал против удовлетворения заявленного требования, предписание считает законным и обоснованным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Видяева Н.А., Ведяшкина В.А., общество с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление №31".

Видяева Н.А., Ведяшкина В.А., представители общество с ограниченной ответственностью "Эталон Сервис" приняли участие в судебном заседании, выразили позицию, оспариваемое предписание Министерства считают законным и обоснованным. В удовлетворении заявленных требований ПАО "Т Плюс" просили отказать.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление №31" в судебное заседание не явился, отзыв не представил, извещен надлежащим образом.

На основании части 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица и третьего лица ООО "Домоуправление №31", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.

Из материалов дела установлено, что по результатам рассмотрения Министерством обращений Видяевой Н.А., проживающей по адресу: г.Саранск, ул. Косарева, д. 7, кв. 103 (вх. № В-1086 от 30.09.2021), Ведяшкиной В.А., проживающей по адресу: г. Саранск, ул. Крылова, д. 13, кв. 4 (вх. № В-1087 от 30.09.2021) о проведении проверки на соблюдение требований законодательства о размещении информации в ГИС ЖКХ филиалом "Мордовский" ПАО "Т Плюс", выявлены достаточные данные о фактах, в которых усматриваются признаки нарушения обязательных требований, предусмотренных разделом 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ), утвержденных приказом Минкомсвязи России №74, приказом Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"; часть 19 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" к порядку размещения информации в системе ГИС ЖКХ исполнителем коммунальной услуги по отоплению.

Из имеющихся в Министерстве установлено, что в указанных жилых домах исполнителем коммунальной услуги - отопление является филиал "Мордовский" ПАО "Т Плюс".

Министерством проведена внеплановая документарная проверка юридического лица на основании приказа от 25.10.2021 №1392 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нарушение прав потребителей, пунктом 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

29.10.2021 составлен акт проверки №1392/В-1086/В-1087/1 из которого следует, что в результате анализа информации, размещенной в ГИС ЖКХ, установлено нарушение пункта нормативного документа, а именно пункт 2 раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

По результатам проведения внепланового мероприятия по контролю филиалу "Мордовский" ПАО "Т Плюс" выдано 29.10.2021 предписание№1392/В-1086/В-1087/2.

В срок до 01.12.2021 филиалу "Мордовский" ПАО "Т Плюс" необходимо разместить в ГИС ЖКХ информацию по подпунктам пункта 2 раздела 8 Состава информации:

1. пп.2.1.10.3.1 "Величина тепловой нагрузки";

2. пп.2.1.10.3.2 "Диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе"; 3. пп.2.1.10.3.3 "Информация о температурном графике (зависимость температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе от температуры наружного воздуха)" по многоквартирным домам № 7 по ул. Косарева и № 13 по ул. Крылова г. Саранска.

Не согласившись с названным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 5 статьи 200 АПК РФ возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 20 организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон №248-ФЗ).

В части 4 статьи 98 Закона №248-ФЗ указано, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Закон №294-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Поскольку положения о видах регионального государственного контроля (надзора) до настоящего времени не разработаны, при проведении данной проверки применяются нормы Закона №294-ФЗ.

Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Право на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений предоставлено должностным лицам органов государственного жилищного надзора также пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к рассматриваемым правоотношениям, далее - ЖК РФ).

Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с частью 4 статьи 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 ЖК РФ).

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно пункту 1 статьи 2 данного Закона под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйствам (ГИС ЖКХ) понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 адресом официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен www.dom.gosuslugi.ru.

Виды информации, размещаемой в системе, обозначены в части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ, в системе размещают: федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (часть 7 статьи 7 Закона № 209-ФЗ); лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (часть 19 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Права и обязанности участников информационного взаимодействия определены в статье 7 Закона № 209-ФЗ.

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).

Лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ).

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ установлены Приказом Минкомсвязи России от 29.02.2016 № 74, Минстроя России № 114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ № 74/114/пр).

Раздел 8 Приказа № 74/114/пр содержит информацию, подлежащую размещению в системе лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.

В состав размещаемой пунктом 2 раздела 8 №74/114/пр вносится информация о перечне, об объеме, о качестве ресурсов, поставляемых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и соответствующие договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договор). Информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, не позднее 7 дней со дня заключения договора либо со дня произошедших изменений.

При заключении публичного договора на поставку коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг), в том числе в случае отсутствия заключенного договора на бумажном носителе или в электронной форме, размещению в системе подлежит типовая форма договора либо условия договора на поставку коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг), в соответствии с условиями которого осуществляется поставка коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг). Договоры, заключенные на бумажном носителе или в электронной форме в отношении нежилых помещений в многоквартирных домах, не размещаются. При этом иная информация, предусмотренная настоящим разделом (в том числе о потребителях, адресах жилых и нежилых помещений, в которые осуществляется поставка коммунальных ресурсов (предоставление коммунальных услуг), о состоянии расчетов по договору), размещается в отношении каждой стороны договора, вне зависимости от формы договора, на основании которого второй стороне договора поставляются коммунальные ресурсы (предоставляются коммунальные услуги).

Как следует из п. 2.1.10.3. раздела 8 приказа № 74 ресурсоснабжающая организация обязана раскрывать:

2.1.10.3.

Показатели качества и иные показатели, определенные в договоре на поставку тепловой энергии:

2.1.10.3.1.

Величина тепловой нагрузки

2.1.10.3.2.

Диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе

2.1.10.3.3.

Информация о температурном графике (зависимость температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе от температуры наружного воздуха):

2.1.10.3.3.1.

Температура наружного воздуха, указанная в температурном графике

2.1.10.3.3.2.

Температура теплоносителя в подающем трубопроводе

2.1.10.3.3.3.

Температура теплоносителя в обратном трубопроводе

Из буквального толкования данной нормы следует, что показатели величины тепловой нагрузки, диапазона давления теплоносителя в подающем требопроводе, информация о температурном графике (зависимость температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе от температуры наружного воздуха) подлежат раскрытию, только при условии если они определены как показатели качества и иные показатели в договоре на поставку тепловой энергии.

Согласно предписания от 29.10.2021 №1392/В-1086/В-1087/2филиалу "Мордовский" ПАО "Т Плюс" необходимо разместить в ГИС ЖКХ информацию по подпунктам пункта 2 раздела 8 Состава информации:

1. пп.2.1.10.3.1 "Величина тепловой нагрузки";

2. пп.2.1.10.3.2 "Диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе"; 3. пп.2.1.10.3.3 "Информация о температурном графике (зависимость температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе от температуры наружного воздуха)" по многоквартирным домам № 7 по ул. Косарева и № 13 по ул. Крылова г. Саранска.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 №354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила № 354).

Пункт 2 Правил определяет понятия, используемые в данном нормативном правовом акте.

Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил № 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой пункта 2 Правил № 354).

Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил № 354).

Системное толкование положений Закона № 209-ФЗ, Правил № 354, пункта 2 раздела 8 Приказа N 74/114/пр, позволяет сделать вывод о том, что обязанность по размещению в ГИС ЖКХ спорной информации возлагается на ресурсоснабжающие организации, которые являются исполнителями коммунальных услуг, размещается информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома.

В рассматриваемом случае ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку ресурсов (тепловой энергии), необходимых для предоставления соответствующих коммунальных услуг в многоквартирных домах г. Саранск, ул. Косарева, д. 7, кв. 103, г. Саранск, ул. Крылова, д. 13, кв. 4.

Заявителем представлена в материалы дела утвержденная типовая форма договора, из которой усматривается, что Положением ПАО "Т Плюс" о работе с потребителями, приобретающими коммунальную услугу, характеристики о перечне, об объеме, о качестве ресурсов, поставляемых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не определены.

Соответственно занесение указанной информации в систему не требуется.

При этом на момент проведения проверки в ГИС ЖКХ размещена информация о типовом договоре.

Доказательства, свидетельствующие о наличии определения показателей качества в договорах ресурсоснабжения, заключенных с обществом, Министерством не представлены и в материалах дела подтверждение данному обстоятельству отсутствует.

При этом представленные в материалы дела технические условия на установку узлов учета тепловой энергии, теплоносителя также не подтверждает согласование указанных показателей. Как указывает заявитель, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют сведения о тепловых нагрузках старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 13.02.2006, в связи с отсутствием нормативного регулирования подключения объектов капитального строительства к централизованным сетям теплоснабжения (нормативное регулирование подключения к системе теплоснабжения было установлено соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 и в последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №307). При обращении управляющих компаний за техническими условиями на установку общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация определяет на основании норматива путем умножения на площадь многоквартирного дома. Причина - отсутствие у управляющих компаний технической документации на многоквартирные дома и денежных средств на ее изготовление. С обращениями за предоставлением ресурсоснабжающей организацией тепловой нагрузки обращались только третьи лица по делу и их клиенты. Ранее при обращении указанных лиц, ресурсоснабжающая организация определяла нагрузку также по нормативу, однако, в последующем от подобного определения отказалась.

Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению определены в нормативном порядке в разделе VI Приложения № 1 к Правилам №354:

- п. 14 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 - бесперебойность круглосуточного отопления в течение отопительного периода;

-п. 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 - обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании

-п. 16 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 - давление во внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами - не более 1 МПа (10 кгс/кв. см); с любыми отопительными приборами - не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.

Данные показатели являются публичными и подлежат применению в отношениях со всеми гражданами-потребителями в Российской Федерации.

Иные требования к качеству коммунальной услуги по отоплению в отношении многоквартирных домов законодательством Российской Федерации не установлены.

В типовом договоре оказания коммунальных услуг утвержденного приложением № 1 (1) к Правилам №354 также не содержит в себе иные показатели качества коммунальной услуги по отоплению.

Действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих теплоснабжающую организацию разработать в одностороннем порядке показатели качества теплоснабжения в точке поставки; данные показатели определяются сторонами при заключении договора теплоснабжения; в случае отсутствия согласованных параметров теплоснабжения качество тепловой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами (Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2020 № 304-ЭС20-6385 по делу № АОЗ-313/2019).

Согласно п. 2 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2009 №610 (далее Правила № 610) тепловая нагрузка объекта капитального строительства, оборудованного теплопотребляющими установками, принадлежащего потребителю на праве собственности или ином законном основании (далее - объект теплопотребления), определяется как сумма величин максимальных тепловых нагрузок по видам теплового потребления (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха (в случае оборудования объекта теплопотребления совмещенной системой воздушного отопления и кондиционирования воздуха, функционирующей в отопительном периоде)) и среднечасового за сутки максимального водопотребления значения тепловой нагрузки горячего водоснабжения.

П. 11 Приказа №610, установлено, что величина тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления устанавливается с применением одного из следующих методов:

по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре энергоснабжения;

по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре на подключение к системе теплоснабжения (технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) или ином договоре, регулирующем условия подключения к системе теплоснабжения;

по данным приборов учета тепловой энергии, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих, в порядке, установленном пунктами 12 - 15 настоящих Правил;

по данным проектной документации соответствующего объекта теплопотребления;

по данным разрешительных документов на подключение объектов теплопотребления (акты, наряды, наряды-допуски на включение теплоснабжения), имеющихся в энергоснабжающей организации или у потребителя;

на основании статистических данных приборов технического учета тепловой энергии, имеющихся в энергоснабжающей организации при обоюдном согласии сторон на применение данного метода;

метода аналогов (для жилых и общественных зданий);

экспертного метода;

проектного метода.

Указанные методы применяются исключительно в целях установления (изменения) тепловых нагрузок в соответствии с Правилами № 610 в порядке очередности в случае, если какой-либо из методов не может быть применен по причине отсутствия необходимых документов или информации.

Установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном Правилами (п.4 Правил № 610).

Как указывает заявитель и не опровергнуто Министерством управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами № 7 по ул.Косарева и № 13 по ул.Крылова г.Саранска в ПАО "Т Плюс" с заявками в ПАО "Т Плюс" на установление тепловой нагрузки не обращались, сведения о применении методов по определению тепловой нагрузки, установленных Приказом № 610 в адрес заявителя не предоставляло.

При этом в силу части 6 статьи 157.2 ЖК РФ, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Данный вывод нашел отражение в письме Минстроя России от 24.05.2021 № 20889-ОЛ/16 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами".

Согласно пункту 30 Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Письмом Минстроя России №20073-АЧ/04 от 04.05.2018 №Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 №59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В то же время с учетом пункта 25 Правил № 354, потребитель может инициировать заключение с ПАО "Т Плюс" договора на предоставление коммунальных услуг в письменной форме, путем подачи заявления о заключении договора с указанием информации, указанной в пп. "в", "г", "д", "з", "л" и "с" п.п. 19, 20 Правил № 354, с приложением копий документов, указанных в п. 22 Правил № 354. Соответствующих заявлений в адрес ПАО "Т Плюс" направлено не было.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

В силу пункта 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении, схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (п. 14 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

В схеме теплонабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 15, п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с постановлением Администрации г.о.Саранск от 04.04.2014 № 903 с изменениями от 14.09.29015 № 3656 ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс" присвоен статус единой теплоснабжающей организации городского округа Саранск.

В силу пункта 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении температурный график системы теплоснабжения утверждается при утверждении схемы теплоснабжения.

Схема теплоснабжения должна содержать оптимальный температурный график отпуска тепловой энергии для каждого источника тепловой энергии или группы источников в системе теплоснабжения, работающей на общую тепловую сеть и устанавливаемый для каждого этапа, а также оценку затрат при необходимости его изменения (подпункт "з" пункта 10 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154).

Температурный график системы теплоснабжения - это график зависимости температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе и он устанавливается не для конкретного объекта теплоснабжения, а для системы теплоснабжения и источника тепловой энергии.

Постановлением Администрации г.о.Саранск №3625 от 31.12.2013 (с изменениями №2532 от 24.09.2014, №1571 от 27.05.2015) утверждена Схема теплоснабжения городского округа Саранск до 2027 года, в котором утверждены температурные графики для источников тепловой энергии системы теплоснабжения г.Саранска.

Таким образом, в г.Саранске утверждена схема теплоснабжения, содержащая в себе оптимальный температурный график, который установлен не для конкретного многоквартирного дома, а для системы теплоснабжения и источника тепловой энергии. При этом температурный график не является показателем качества теплоснабжения.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

После получения предписания Мордовский филиал акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в качестве агента ПАО "Т Плюс" обратилось к организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами № 7 по ул.Косарева и № 13 по ул.Крылова г.Саранска с просьбой предоставить сведения о проектной тепловой нагрузке на многоквартирные дома.

ООО "Домоуправление № 31" (по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Саранск, ул.Косарева, дом 7) сообщило об отсутствии данных документов. ООО "Эталон Сервис" (по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Саранск, ул.Крылова, дом 13) на письмо Мордовского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" по настоящее время не ответило.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовые и фактические основания для выдачи предписания у Министерства отсутствовали.

При этом решение Октябрьского районного суда по делу №2-1720/2021 от 10.11.2021 в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку оно принято по самостоятельному спору с иным предметом, в отношении иных лиц.

Исходя из вышеизложенного, оспариваемое предписание Министерства №1392/В-1086/В-1087/2 от 29.10.2021не соответствуют вышеуказанным нормам действующего законодательства. Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии со стороны Министерства нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание предписания обществом не пропущен.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Министерства №1392/В-1086/В-1087/2 от 29.10.2021подлежит признанию незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

При подаче заявления ПАО "Т Плюс" по платежному поручению №32250 от 24.11.2021 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с Министерства в пользу ПАО "Т Плюс".

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

заявление публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.

Признать предписание Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 29.11.2021 №1392/В-1087/2 незаконным.

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (ОГРН 1021300981646, ИНН 1325127837) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Волкова