ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-13391/2021 от 06.07.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-13391/2021

город Саранск                                                   июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .

Решение в полном объеме изготовлено июля 2022 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (ОГРН 1131326000255, ИНН 1326223660, Республика Мордовия, г.Саранск)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г.Саранск)

о признании незаконным решения от 19.11.2021 №599 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;

о признании незаконным предписания от 19.11.2021 №77 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК-Строй", г.Саранск, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лига", г.Саранск,

общество с ограниченной ответственностью "ФИО1", г. Саранск, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, г.Саранск,

председатель МКД №94 по ул. Полежаева в г.Саранск ФИО2, г.Саранск

при участии:

от заявителя: ФИО3 - представителя, доверенность №86/исх.-13 от 03.02.2022, выдана сроком 1 год, диплом №14-0004 от 11.02.21 по специальности "юриспруденция",

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия: ФИО4 - представителя, доверенность №13 от 11.05.2021, действительна по 11.05.2022, диплом №14845 от 11.07.2017 по специальности "юриспруденция",

от ООО "ФИО1": ФИО5 - представителя, доверенность от 10.01.2022, выдана сроком до 31.12.2022, диплом №02 от 30.01.219 программа магистратуры по специальности "юриспруденция",

от ООО "ЖЭК-Строй": ФИО6 - представителя, доверенность от 18.04.2022, диплом №133 от 29.06.2007 по специальности "юриспруденция",

от ООО "Лига": представитель не явился,

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия: представитель не явился,

от председателя МКД №94 по ул. Полежаева в г.Саранск ФИО2: представитель не явился,

у с т а н о в и л:

Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАСС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 19.11.2021 №599, предписания от 19.11.2021 №77 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.

  Заявленные требования мотивированы тем, что заверение документов со стороны общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК-Строй" подлежало выполнению в соответствии с пунктом 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 № 2004-ст. Поскольку заверение не было выполнено в соответствии с вышеуказанным ГОСТ-ом, заявка не соответствовала положениям правил, и, соответственно, правомерно отклонена на основании подпункта 1 пункта 18, абзац 1 подпункта 2 пункта 53 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила №75). Кроме того, отмечает, что выводы Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о том, что действия организатора торгов по допуску общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лига" к участию в конкурсе не соответствует требованиям Правил ввиду не предоставления указанным юридическим лицом бухгалтерской отчетности, не соответствуют статье 13  Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статье 33, 34 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. 

Мордовское УФАС России представило отзыв на заявление, дополнение к отзыву, указало на законность и обоснованность оспариваемых актов.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнению к отзыву.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК-Строй" (далее - ООО "ЖЭК-Строй", общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Лига" (далее - ООО УК "Лига"), общество с ограниченной ответственностью "ФИО1" (далее - ООО "ФИО1"), Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, председатель МКД №94 по ул. Полежаева в г.Саранск ФИО2.

Судом установлено, что в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 18.02.2022 №59-УГ "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 21 ноября 2005 года №187-УГ" Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия переименовано в Министерство энергетики  и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия.

Представитель ООО "ФИО1" в судебном заседании  пояснил, что  между собственниками помещений в многоквартирном доме №94 по ул. Полежаева в г.Саранск и ООО "ФИО1" 22.10.2021 заключен договор управления МКД.

Представитель ООО "ЖЭК-Строй" в судебном заседании и в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию Мордовского УФАС России, отметил, что не обладал сведениями о заключении договора управления между собственниками помещений в многоквартирном доме №94 по ул. Полежаева в г.Саранск и ООО "ФИО1"  на дату проведения конкурса.

От Министерство энергетики  и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия поступили письменные пояснения, из которых следует, что 25.10.2021 в Министерство от ООО "ФИО1" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением договора управления №22/10/2021 от 22.10.2021 многоквартирным домом №94 по ул. Полежаева в г.Саранск. По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение (приказ от 28.10.2021 №1411) о включении с 01.11.2021 в реестр лицензий в ГИС ЖКХ вышеуказанного многоквартирного дома в состав сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "ФИО1".

Представители ООО "Лига", Министерство энергетики  и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, председателя МКД №94 по ул. Полежаева в г.Саранск ФИО2 не явились в судебное заседание. На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор разрешается в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.

Как следует из материалов дела, в Мордовское УФАС России поступила жалоба ООО "ЖЭК-Строй" (вх. №5708 от 03.11.2021) на действия организатора
торгов - Департамента городского хозяйства Администрации г.о. Саранск (далее - Организатор торгов) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (извещение на сайте torgi.gov.ru №160921/3776063/01 лот №1) (далее - Конкурс).      

Как следует из жалобы, 16 сентября 2021 года на официальном
сайте torgi.gov.ru Департаментом городского хозяйства администрации городского округа Саранск было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (номер извещения: 160921/3776063/01).

28 октября 2021 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению поданных заявок, на котором заявка ООО "ЖЭК-Строй" была отклонена, в качестве причины отклонения было объявлено, что представленная участником конкурса в составе заявки копия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами заверена директором ООО "ЖЭК-Строй", а не нотариально как того требуют Правила №75. Далее Организатором торгов на официальном сайте torgi.gov.ru был опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в котором в качестве причины отклонения указано: "в связи с предоставлением документов, оформленных не в соответствии с требованиями пункта 53 Правила №75.

Также на заседании комиссии по рассмотрению заявок конкурсной комиссией, по мнению ООО "ЖЭК-Строй", было принято неправомерное решение о соответствии претендента ООО УК "Лига". Так при оглашении документов, входящих в состав заявки ООО УК "Лига", было выявлено, что в заявке отсутствует утвержденный бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату. Данный факт противоречит пункту 53 Правила №75 и является причиной для отклонения заявки претендента.

Кроме того, по мнению ООО "ЖЭК-Строй", в конкурсной документации организатором торгов установлены требования к составу заявки, не соответствующие пункту 53 Правила №75.

Так в документации содержится требование о предоставлении следующих документов:

документы, подтверждающие наличие (отсутствие) у претендентов задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период:

справка из Пенсионного фонда России, подтверждающая наличие (отсутствие) задолженности по обязательным платежам в Пенсионный Фонд;

справка из Фонда социального страхования Российской Федерации, подтверждающая наличие (отсутствие) задолженности по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

справка из Федеральной налоговой службы России, подтверждающая наличие (отсутствие) задолженности по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу России.

Требование о предоставлении таких документов, по мнению ООО "ЖЭК-Строй", нарушают пункт 54 Правил №75.

Решением Комиссии Мордовского УФАС от 19.11.2021 жалоба ООО "ЖЭК-Строй" была признана обоснованной, действия Департамента городского хозяйства Администрации г.о. Саранск, выразившиеся в нарушении порядка проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (извещение на сайте torgi.gov.ru № 160921/3776063/01 лот №1) пунктов 4, 18, 20 Правил №75.

Департаменту городского хозяйства Администрации г.о. Саранск выдано предписание от 19.11.2021, в соответствии с которым Организатору торгов в срок до 02.12.2021 предписано прекратить нарушение пункта 4, 18, 20 Правил, №75 при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (извещение на сайте torgi.gov.ru № 160921/3776063/01 лот № 1), а именно:

1) отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 28.10.2021;

2) предоставить участникам, подавшим заявки на участие в указанных торгах и внесшим задаток, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены;

3) уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка;

4) пересмотреть заявки с учетом решения Комиссии Мордовского УФАС России № 599 от 19.11.2021 по делу № 013/10/18.1-583/2021.

5) осуществить дальнейшие действия по данному конкурсу в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами №75.

 Не согласившись с указанными решением и предписанием, Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Саранск обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя  подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам подпункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Организация проведения конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом и порядок проведения указанного конкурса регламентирован статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами №75.

Организатор конкурса или по его поручению специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса (пункт 44 Правил №75).

Согласно пункту 41 Правил №75 конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе:

-        требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 Правил № 75;

-        форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

16.09.2021 на сайте https://torgi.gov.ru Департаментом городского хозяйства Администрации г.о. Саранск размещено извещение №160921/3776063/01, лот № 1 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Извещение) и Конкурсная документация открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее - Документация).

Дата начала приема заявок: 16.09.2021. Дата окончания приема заявок: 28.10.2021.          Дата рассмотрения заявок: 28.10.2021. Дата проведения конкурса: 28.10.2021. Размер платы за управление, содержание и ремонт жилого помещения: 24,38 рублей (стоимость на 1 кв.м. в месяц).

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 28.10.2021 подано две заявки от ООО УК "Лига" и ООО "ЖЭК-Строй".

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 28.10.2021 ООО УК "Лига" допущен до участия в конкурсе, ООО "ЖЭК-строй" не допущен к участию в конкурсе, в связи с предоставлением документов, оформленных не в соответствии с требованиями пункта 53 Правил №75. В соответствии с пунктом 71 Правил № 75 ООО УК "Лига" как единственному участнику открытого конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе будет передан проект договора управления многоквартирным домом.

Заявка ООО "ЖЭК-строй" была отклонена в виду предоставления не заверенных нотариально копий документов (лицензии).

На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Организатора торгов также пояснил, что причиной отклонения Заявителя послужило предоставление в составе заявки не заверенных нотариально копий документов, в частности, копии лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 3.2 Документации заявка на участие в конкурсе подается на русском языке в соответствии с формой (Приложение № 3).

Из пункта 3.7 Документации следует, что все документы, входящие в заявку, должны быть надлежащим образом оформлены, должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать - в необходимых случаях). При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Сведения могут быть впечатаны в формы; допускается заполнять формы от руки печатными буквами.

Ксерокопии документов должны быть заверены подписью руководителя или уполномоченного лица и печатью.

Как следует из Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом Приложения № 3 Документации к заявке прилагается указанный перечень документов:

1)      Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из Единого государственного реестра
индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).

2)      Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица:

-        приказ о приеме на работу в случае, если претендентом выступает руководитель предприятия;

-        доверенность, заверенная подписью руководителя предприятия и печатью, если претендентом выступает представитель юридического лица.

Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени индивидуального предпринимателя:

копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, если претендентом выступает индивидуальный предприниматель;

доверенность, заверенная подписью индивидуального предпринимателя и печатью, если претендентом выступает представитель индивидуального предпринимателя.

3)      Документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе:

-        платежное поручение банка, подтверждающее внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

В платежном поручении необходимо указать адрес многоквартирного дома, номер лота с официального сайта, в отношении которого поступил платеж.   

4) Копия лицензии.

5) Утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период.

В соответствии с пунктом 53 Правил № 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

-        наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;

- фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

- номер телефона;

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

- выписку   из   Единого    государственного   реестра   индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;

- реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;    

2)      документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

- документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

- копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

-        копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги;

4) согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 настоящих Правил.

Пунктом 15 Правил № 75 установлены требования, предъявляемые к претендентам на участие в конкурсе, в том числе соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается   выполнение   работ   и   (или)   оказание   услуг   по   управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением среди прочего случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса.

Таким образом, ЖК РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, установлено требование - осуществление деятельности на основании лицензии, в связи, с чем документом, подтверждающим соответствие претендента установленным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, учитывая предмет конкурса - право заключения договора управления многоквартирным домом, является лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная органом государственного жилищного надзора.           

Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 15 Правил № 75, Заявителю необходимо включить в состав заявки копию лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Исходя из вышеуказанных положений Документации и Правил № 75 у участника торгов отсутствует обязанность нотариально заверять копии документов в составе заявки.

Антимонопольным органом установлено, что в составе заявки ООО "ЖЭК-Строй" содержатся документы, заверенные руководителем и печатью организации.

Таким образом, Комиссия пришла к обоснованному выводу, что фактически заявка ООО "ЖЭК-Строй" соответствовала требованиям Документации и Правилам № 75.

Согласно пункту 4 Правил № 75 конкурс проводится на основе следующих принципов:

1)      создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц
независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных
предпринимателей;

2)      добросовестная конкуренция;

3)      эффективное использование средств собственников помещений в
многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;

4)      доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Антимонопольный орган обоснованно отмечает, что спорная лицензия находится в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет" ГИС ЖКХ, то есть в случае наличия сомнений, Организатор торгов мог удостовериться в подлинности представленной лицензии.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:      

1)      непредставление определенных пунктом 53 Правил № 75 документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2)      несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил № 75;

3)      несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил № 75.

Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил № 75, не допускается (пункт 20 Правил № 75).

Таким образом, у конкурсной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки ООО "ЖЭК-Строй", в том числе по основаниям, не предусмотренным Правилами № 75.

Комиссия Мордовского УФАС России также рассмотрев довод ООО "ЖЭК-Строй" о необоснованном допуске ООО УК "Лига" к участию в Конкурсе, в связи с не представлением в составе заявки утвержденного бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, пришла к выводу о его обоснованности.

Так, согласно пункту 5 Документации к заявке прилагается утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период. С 1 января 2013 года обязанность по ведению бухгалтерского баланса распространяется на всех экономических субъектов, включая организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" могут не вести:

- индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Пункты 52, 53 Правил №75 устанавливают требования к форме заявки и перечню документов, которые в обязательном порядке должны быть представлены претендентом. В частности, заявка на участие в конкурсе включает в себя копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО УК "Лига" вместо утвержденного бухгалтерского баланса представлена справка об отсутствии бухгалтерского баланса.

ООО УК "Лига" создано 16 марта 2021 года, следовательно, первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно.

Правила №75 не делают исключений в отношении вновь созданных организаций, участвующих в торгах по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в части требования о предоставлении копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ "О бухгалтерском учете"), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 3 статье 6 ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность, которая составляется за период меньше года (часть 5 статьи 13 ФЗ "О бухгалтерском учете").

В соответствии с частью 5 статьи 15 ФЗ "О бухгалтерском учете" первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Участник должен представить промежуточную бухгалтерскую отчетность, так как непредставление документов, предусмотренных пунктом 53 Правил № 75 влечет отклонение заявок.

Таким образом, в связи с отсутствием в составе заявки ООО УК "ЛИГА" утвержденного бухгалтерского баланса, действия Организатора торгов по допуску ООО УК "Лига" к участию в Конкурсе не соответствуют требованиям Правил № 75.

Установленные по делу фактические обстоятельства, оцененные с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, позволяют  суду сделать вывод  о том, что решение  Управления от 19.11.2021 №77, является законным, основанным на документальных доказательствах и фактах, установленных в ходе осуществления проверочных мероприятий, принято уполномоченным органом, и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В части признания незаконным предписания Управления от 19.11.2021 №77 требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание.

Предписание оформляется в виде отдельного документа для лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

Предписание не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения, и имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с оспариваемым  предписанием Департаменту городского хозяйства Администрации г.о. Саранск выдано предписание от 19.11.2021, в соответствии с которым Организатору торгов в срок до 02.12.2021 предписано:

1) отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 28.10.2021;

2) предоставить участникам, подавшим заявки на участие в указанных торгах и внесшим задаток, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены;

3) уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка;

4) пересмотреть заявки с учетом решения Комиссии Мордовского УФАС России № 599 от 19.11.2021 по делу № 013/10/18.1-583/2021.

5) осуществить дальнейшие действия по данному конкурсу в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами №75.

  Между тем, при выдаче предписания антимонопольный орган не учел следующее.

Пунктом 39 Правил №75 предусмотрено, что конкурс не проводится, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 №ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил №75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Таким образом, необходимость проведения конкурса определяется наличием и реализацией решения правообладателей помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом. Волеизъявление правообладателей помещений в многоквартирном доме является преимущественным правом на определение судьбы своего имущества, а обязанность органов местного самоуправления по отбору управляющей организации играет компенсаторную роль в случае, когда правообладатели не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления.

При этом отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил №75 предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.

  Согласно материалам дела заседание комиссии по рассмотрению поданных заявок состоялось 28.10.2021.

Однако собственники спорного МКД в период размещения администрацией извещения о проведении конкурса и до дня рассмотрения заявок уже инициировали процедуру определения способа управления и выбора управляющей компании. Решение собственников МКД не оспорено в судебном порядке и не признано недействительными.

22.10.2021 между собственниками помещений в многоквартирном доме №94 по ул. Полежаева в г.Саранск и ООО "ФИО1" заключен договор управления МКД. Сведения о заключенном договоре управления размещены в системе ГИС ЖКХ 28.10.2021 в 14:37.

22.10.2021 в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия от ООО "ФИО1" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением договора управления №22/10/2021 от 22.10.2021 многоквартирным домом №94 по ул. Полежаева в г.Саранск. По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение (приказ от 28.10.2021 №1411) о включении с 01.11.2021 в реестр лицензий в ГИС ЖКХ вышеуказанного многоквартирного дома в состав сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "ФИО1".

Доказательств того, что Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск был надлежащим образом извещен об указанных обстоятельствах, равно как и о проведении процедуры фактического заключения договоров управления с собственниками помещений спорных домов, а также о размещении соответствующей информации в  системе ГИС ЖКХ на время заседания комиссии по рассмотрению заявок в материалы дела не представлено, судом не установлено.

Вместе с тем на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого предписания ООО "ФИО1" приняло управление спорным МКД, соответствующая информация была размещена в системе ГИС ЖКХ и находилась в открытом доступе.

Возможность повторного внесения задатка, пересмотр заявок и определение иной управляющей организации повлекло бы в рассматриваемом случае фактическую отмену решения правообладателей помещений МКД, реализовавших свое право на определение способа управления, предоставленного им нормами жилищного законодательства, что, в свою очередь, свидетельствует о создании действиями Мордовского УФАС России реальной угрозы ущемления прав и законных интересов правообладателей помещений МКД и выбранной ими управляющей организации.

По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

С учетом изложенного, суд признает несостоятельными доводы Управления о законности, обоснованности и исполнимости выданного предписания в части возложения на Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск обязанности в срок в срок до 02.12.2021 предоставить участникам, подавшим заявки на участие в указанных торгах и внесшим задаток, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены; уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка; пересмотреть заявки с учетом решения Комиссии Мордовского УФАС России №599 от 19.11.2021 по делу №013/10/18.1-583/2021.

Оспариваемое предписание в указанной части не соответствует Закону о защите конкуренции, Правилам №75 и нарушает права и законные интересы заявителя и собственников спорного МКД, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований в этой части.

В остальной части заявленные требования подлежат отклонению.

Трехмесячный срок, установленный частью  4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на оспаривание решения и предписания заявителем не пропущен.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

р е ш и л:

         требования Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г.Саранск)  удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 19.11.2021 №77 в части возложения на Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск обязанности в срок до 02.12.2021 предоставить участникам, подавшим заявки на участие в указанных торгах и внесшим задаток, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены; уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка; пересмотреть заявки с учетом решения Комиссии Мордовского УФАС России №599 от 19.11.2021 по делу № 013/10/18.1-583/2021.

Отказать Департаменту городского хозяйства Администрации городского округа Саранск в удовлетворении остальной части заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          Е.В. Волкова