ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1382/07 от 18.05.2007 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Саранск Дело N А39- 1382/2007

18 мая 2007 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе

судьи Евдокимовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Евдокимовой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Саранский завод точных приборов», г.Саранск

к   Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия, г.Саранск

о  б изменении постановления № 459 от 06.04.2007 о назначении административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ и уменьшении штрафа,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1- директора, паспорт <...> выдан 30.12.2002 Октябрьским РОВД г.Саранска,

от ответчика: ФИО2- начальника отдела государственного экологического контроля, доверенность от 16.05.2007,

ФИО3- главного специалиста, доверенность № 1651 от 2.11.2006,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Саранский завод точных приборов» ( далее- предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия об изменении постановления № 459 от 06.04.2007 о назначении административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ и уменьшении штрафа.

Ответчик в отзыве требования заявителя не признал, указав, что при вынесении постановления было учтено положение ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа путем поглощения большей суммой штрафных санкций меньших сумм.

Из материалов дела установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Саранский завод точных приборов» состоит в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021300977620, что подтверждается свидетельством Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Саранска серии 13 № 000731808.

Прокуратурой Ленинского района города Саранска проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления Федеральным государственным унитарным предприятием «Саранский завод точных приборов», расположенным по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что в результате деятельности предприятия образуются следующие отходы производства и потребления: отработанные ртутные лампы- 1 класс опасности для ОПС; отработанные моторные, трансмиссионные и индустриальные масла, ветошь промасленная, гальванический шлам- 3 класс опасности ОПС, смет уличный, бытовой мусор и др.

На момент проверки у предприятия отсутствовал разработанный и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и установленные лимиты на размещение отходов.

На балансе предприятия имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: дымовая труба от котельной (водогрейный котел), вентиляционная труба от вытяжного гальванического шкафа, через которые в атмосферу выделяются загрязняющие вещества ( оксиды азота, оксиды углерода и др.).

В нарушение требований законодательства предприятие не имеет разработанного и утвержденного проекта нормативов вредных допустимых выбросов веществ в атмосферный воздух.

По результатам проведенной проверки прокурором Ленинского района г.Саранска 22 марта 2007 года вынесены два постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

06 апреля 2007 года Управлением принято постановление № 459 о привлечении ФГУП «Саранский завод точных приборов» к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, в сумме 50 000 рублей.

Полагая, что размер штрафа установлен без учета смягчающих обстоятельств, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о его снижении.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей

заявителя и ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.11, ч.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктом 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 № 461 определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов на основании Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Министерством природных ресурсов , и представляют на утверждение в территориальные органы по охране окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов.

В соответствие с ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.199 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствие с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды определена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальные органы.

В нарушение требований указанных нормативных актов предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без специального разрешения, а также осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами без разработанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данные факты подтверждаются постановлениями прокурора Ленинского района г.Саранска о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2007, письмами ФГУП «Саранский завод точных приборов» № 185 от 21.03.2007, № 194 от 20.03.2007, № 49 от 14.03.2007, паспортами на стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и заявителем не оспариваются.

Таким образов, в действиях ФГУП «Саранский завод точных приборов» содержатся составы административных правонарушений предусмотренных ст.8.2, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований в ходе производства по административному делу судом не установлено.

В заседании директор предприятия ФИО4 подтвердил, что постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от 22.03.3007 и постановление о назначении административного наказания от 6.04.2007 № 459 выносились в его присутствии.

Вместе с тем, в резолютивной части постановления № 459 от 6.04.2007 юридическое лицо признано виновным лишь по ст.8.2 КоАП РФ.

Ссылка административного органа на часть 2 статьи 4.4 Кодекса не может быть признана правомерной. Указанная норма применяется при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями ( частями статей) настоящего Кодекса.

В данном случае следовало руководствоваться частью 1 статьи 4.4 Кодекса, поскольку юридическим лицом совершено два административных правонарушения, и за каждое из которых должно быть назначено наказание.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в размере от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Предприятию установлено наказание в размере 500 минимальных размеров оплаты труда.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, административным органом не установлено.

В постановление имеется ссылка на наличие смягчающего вину обстоятельства- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

В ходе судебного разбирательства судом установлено наличие других смягчающих вину обстоятельств: совершение правонарушения впервые, трудное финансовое положение предприятия.

При изложенных обстоятельствах не имелось оснований для применения к юридическому лицу санкции в размере 50 000 руб.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

При изложенных обстоятельствах постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РМ подлежит изменению в части назначения наказания.

Суд считает возможным применить к ФГУП «Саранский завод точных приборов» минимальный размер штрафа, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 10 000 руб.

В заседании объявлялся перерыв с 16.05.2007 до 18.05.2007.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями, 106, 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Саранский завод точных приборов» удовлетворить.

Изменить постановление Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РМ от 06.04.2007 № 459 в части назначения наказания.

Применить к Федеральному государственному унитарному предприятию «Саранский завод точных приборов» административное наказание за правонарушение, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда, в сумме 10000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья- Н.А.Евдокимова