ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-14021/19 от 17.06.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-14021/2019

город Саранск                                                           июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Решение в полном объёме изготовлено июня 2020 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка)

к Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово)

об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер к принятию в муниципальную собственность объектов газоснабжения и водоснабжения, находящихся по адресу: Республика Мордовия, <...>,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (Управление Росреестра по Республике Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск),

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от других участников арбитражного процесса: представители не явились,

у с т а н о в и л:

УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее также – заявитель) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Администрации Кочкуровского муниципального района Республики (далее также – районная администрация), требуя:

признать оспариваемое бездействие незаконным;

обязать районную администрацию принять в муниципальную собственность бесхозяйные сети газопровода и холодного водоснабжения, находящиеся по адресу: Республика Мордовия, <...>, и определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание инженерных сетей.

Заявленные требования мотивированы тем, что в федеральной собственности находится административное здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...>. Здание передано в оперативное управление заявителю. Здание находится на земельном участке, предоставленном заявителю в постоянное (бессрочное) пользование. Здание построено в 1968 году с сетями газоснабжения и водоснабжения, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы и которые являются бесхозяйными, однако как бесхозяйные вещи сети не приняты учёт, не приняты в муниципальную собственность и не переданы на обслуживание эксплуатирующим организациям.

Районная администрация и третье лицо отзыв на заявление не представили, что не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

В судебное заседание представители других участников арбитражного процесса, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в оперативном управлении УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) находится административное здание с кадастровым номером 13:13:0104001:3206, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

Административное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 13:13:0104001:1450, предоставленном заявителю в постоянное (бессрочное) пользование (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

Административное здание построено в 1968 году (технический паспорт здания, составленный по состоянию на 27.02.2013).

По объяснениям заявителя, административное здание построено с сетями газоснабжения и водоснабжения (состав инженерных сетей указан в заявлении), на которые отсутствуют правоустанавливающие документы и которые являются бесхозяйными.

В целях поиска собственника инженерных сетей заявитель обращался с запросами в сетевые организации и районную администрацию, а именно:

в ООО "Кочкуровожилсервис" (письмо от 16.10.2018 № 2753, получен ответ без даты и номера);

в АО "Газпром газораспределение Саранск" (письма от 16.10.2018 № 2754, от 23.11.2018 № 3198, от 02.10.2019 № 2952, от 18.10.2019 № 3161, получен ответ от 18.10.2019 № 1819);

в районную администрацию (письмо от 02.11.2018 № 2949, получен ответ от 21.11.2018 № 3460).

Согласно полученным ответам документы на инженерные сети отсутствуют.

Письмами от 23.11.2018 № 3187, от 27.12.2018 № 3602 заявитель обращался в районную администрацию с просьбами рассмотреть возможность признания инженерных сетей бесхозяйными объектами.

Письмом от 11.01.2019 № 71 районная администрация ответила заявителю, что в связи с отсутствием бюджетных средств и реорганизацией сельского поселения зарегистрировать инженерные сети как бесхозяйное имущество не представляется возможным.

Письмом от 04.04.2019 № 1096 районная администрация ответила заявителю, что сроки проведения необходимых мероприятий по оформлению инженерных сетей, признанию их бесхозяйными объектами и признанию на эти объекты права муниципальной собственности при наличии финансовых возможностей районной администрации продлятся не менее полутора года.

Письмами от 31.10.2019 № 3295/1, от 31.10.2019 № 3295/2 заявитель обращался в районную администрацию с заявлениями о принятии бесхозяйных инженерных сетей в муниципальную собственность и определении организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание этих сетей.

Бездействие районной администрации, не принимающей меры к принятию бесхозяйных инженерных сетей в муниципальную собственность и не передающей инженерные сети эксплуатирующим организациям, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).

Исходя из указанных выше законоположений, признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, осуществляемому в судебном порядке по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, предшествует постановка бесхозяйных недвижимых вещей на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, осуществляемая по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утверждён Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет соответствующий орган регистрации прав на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей соответствующего органа местного самоуправления (пункты 2, 5). Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется путём внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 9).

В данном случае инженерные сети, которые имеют признаки бесхозяйных недвижимых вещей и в отношении которых заявителем поставлен вопрос об их принятии в муниципальную собственность, документально не оформлены, на кадастровый учёт не поставлены и на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не приняты.

При таких обстоятельствах, оспаривая бездействие районной администрации, выразившееся в непринятии мер к принятию в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных сетей, заявитель избрал неправильный способ защиты своих прав и на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Решение не препятствует заявителю обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия районной администрации, выразившегося в непринятии мер к постановке бесхозяйных инженерных сетей на учёт органом регистрации прав, и заявить соответствующие требования (обязать районную администрацию обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке бесхозяйных инженерных сетей на учёт и др.).

Вопрос о взыскании с заявителя неуплаченной государственной пошлины арбитражным судом не решается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья                                                                                     Г.К. Екония