ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1452/11 от 05.07.2011 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1452/2011

город Саранск 07 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия, г.Саранск,

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" (г.Саранск) к административной ответственности по части 2 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от истца: ФИО2, специалиста 1 разряда правового отдела, доверенность №04-15/005822 от 06.06.2011; ФИО3, специалиста 1 разряда правового отдела, доверенность №04-15/003866 от 08.04.2011,

от ответчика: ФИО4, адвоката, доверенность от 23.06.2011,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия (далее – заявитель, МРИ ФНС №1 по РМ, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" (далее – ответчик, ООО "ЛИДЕР", Общество) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО "ЛИДЕР" в отзыве и дополнении к нему заявленные требования отклонило, сославшись на отсутствие события административного правонарушения, поскольку административным органом не доказан факт осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в развлекательном клубе, расположенном по адресу: <...>. Кроме того, ООО "ЛИДЕР" указывает на отсутствие объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку Республика Мордовия не включена в перечень игорных зон и соответственно выдача разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Республики Мордовия законом не установлена.

В ходе заседания на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 04.07.2011 до 05.07.2011.

При рассмотрении дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

07.04.2011 сотрудниками МРИ ФНС №1 по РМ на основании распоряжения заместителя руководителя Инспекции №17 от 07.04.2011 проведена внеплановая проверка лотерейных клубов и интернет-салонов на территории Пролетарского района, в числе которых обследовано на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр арендуемое ООО "ЛИДЕР" помещение, расположенное по адресу: <...> а, территория рынка ООО "Ринг", павильон №17.

По результатам проверки составлены протокол осмотра помещений от 07.04.2011, проведена фотосъемка, получены письменные объяснения от трех клиентов ФИО5, ФИО6 и ФИО7 от 07.04.2011, а также 08.04.2011 получены письменные объяснения от администратора Общества ФИО8, которая присутствовала при оформлении протокола осмотра.

08.04.2010 заявителем вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, которым директор ООО "ЛИДЕР" был вызван на составление протокола об административном правонарушении и дачи по нему объяснений.

На основании вышеуказанных материалов 22.04.2011 в отношении ООО "ЛИДЕР" в присутствии его законного представителя-директора ФИО9 составлен протокол об административном правонарушении №119, в котором зафиксировано, что в развлекательном комплексе (клубе), расположенном по адресу: <...> а, павильон №17, арендованным ООО "ЛИДЕР", осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием развлекательного оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном законом порядке, а именно: в помещении развлекательного клуба ООО "ЛИДЕР" имеется 10 игровых автоматов (развлекательных аппаратов). Для получения доступа к игре на игровом автомате клиент (игрок) отдает денежные средства оператору (администратору), который вводит их (конвертирует) при помощи специального ключа на развлекательный аппарат, после чего эквивалент внесенной суммы появляется на экране аппарата в виде электронных баллов. После этого игрок участвует в азартной игре на развлекательном оборудовании. В случае проигрыша клиент может внести дополнительную денежную сумму на развлекательный аппарат. В случае выигрыша посетитель получает выигранную сумму у оператора.

Таким образом, в протоколе нашли отражение нарушения Обществом норм Федерального Закона от 29.12.2006 №224-ФЗ "О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", установленные в момент проведения проверки сотрудниками МРИ ФНС №1 по РМ 07.04.2011.

Основываясь на материалах проверки, Инспекцией сделан вывод о том, что Обществом под видом проведения стимулирующей лотереи фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр без соответствующего разрешения (лицензии), наказание за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. (часть 4 статьи 5 Закона от 29.12.2006 №244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Из статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в данной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Исходя из системного толкования норм Федерального закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игровых зон.

Запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игровой зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 №5889/10.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Довод, изложенный ответчиком в отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства, о том, что протокол об административном правонарушении не содержит описания события правонарушения, а именно: то, что в нем не отражен факт получения посетителем развлекательного клуба выигрыша, является неосновательными и не может быть принят во внимание судом.

Как следует из материалов дела, ООО "ЛИДЕР" использовало нежилое помещение (торговый павильон №17) площадью 49,4 кв.м., расположенное по адресу: <...>, на основании договора аренды заключенного 01.12.2010 с ФИО10 сроком с 01.12.2010 по 15.07.2011.

Из объяснений ФИО5, ФИО6 следует, что указанные лица 07.04.2011 зашли в развлекательный клуб ответчика с целью поиграть на игровых автоматах, где находился администратор и другие посетители клуба. Они попросили администратора положить деньги на игровой автомат, однако начать игру и получить возможный выигрыш не успели, так как началась проверка. Указанные лица в своих объяснениях подробно описали, каким образом деньги вводятся в игровой автомат. Кроме того, в материалах дела имеется также объяснение ФИО7, который в момент проверки играл на игровом автомате, заплатив администратору заведения 500 руб. без выдачи взамен каких-либо лотерейных билетов или игровых карт. Внесенную денежную сумму ФИО7 проиграл.

В своих объяснениях от 08.04.2011 ФИО8 указала, что она работает в ООО "ЛИДЕР" в должности администратора и в ее обязанности входит прием денежных средств от посетителей клуба и перевод их в электронные баллы на игровых автоматах с помощью ключа, а также выдача денежных средств клиентам (перевод электронных баллов в денежные средства).

Порядок осуществления ответчиком азартных игр на развлекательном оборудовании отражен в протоколе осмотра от 07.04.2011 и протоколе об административном правонарушении №119 от 22.04.2011.

Из копии доверенности от 01.01.2011, выданной обществом с ограниченной ответственностью "Колизей" обществу с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" в лице директора ФИО9, следует, что ответчику предоставлено право осуществлять функции оператора лотереи "Твой шанс" в соответствии с заключенным договором № 000250 от 01.01.2011 в течение 6 месяцев исключительно по адресу: <...> а, павильон №17.

Лицензионное соглашение с ООО "Иллюзион Групп" на использование программ для развлекательного оборудования заключено ответчиком также 01.01.2011.

Доказательств проведения ответчиком стимулирующей лотереи "Твой шанс" материалы дела не содержат.

Таким образом, заявителем правомерно сделан вывод о том, чтоОбществом под видом проведения стимулирующей лотереи фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр.

Поскольку основными признаками, позволяющими отличить игровое оборудование от развлекательного, является его использование для проведения азартных игр и случайное определение материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников, оно не может быть признано развлекательным.

Из письма Минфина Российской Федерации от 07.04.2008 N 05-03-08/19 "Об определении требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию" следует, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

На оборудовании ООО "ЛИДЕР" выигрыш определялся случайным образом.

Понятие игрового автомата, приведенное в законе не содержит требований о наличии в нем устройств для приема и выдачи денежных знаков. Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое, использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам.

Сертификация развлекательных аппаратов не является доказательством того, что указанные автоматы не могли быть использованы в игорном бизнесе.

Факт правонарушения, допущенного ответчиком, подтверждается протоколом осмотра помещения от 07.04.2011, объяснениями граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7 от 07.04.2011, объяснением администратора Общества ФИО8 от 08.04.1011, протоколом №119 об административном правонарушении от 22.04.2011, фотоматериалами и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае у ООО ЛИДЕР" имелась правовая и реальная возможность соблюдения требований установленных Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2006 №138-ФЗ, но ответчиком не были предприняты все зависящие от него меры для их соблюдения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца.

Факт совершения обществом правонарушения установлен в момент проведения осмотра – 07.04.2011. На момент принятия судом решения о привлечении ООО "ЛИДЕР" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вышеуказанный давностный срок не истек.

Протокол об административном правонарушении №119 от 22.04.2011 составлен уполномоченным лицом-начальником отдела оперативного контроля МРИ ФНС №1 по РМ в присутствии законного представителя ООО "ЛИДЕР" директора ФИО9, и подписан ею, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении в ходе судебного разбирательства не выявлено.

Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.

Поскольку правонарушение ответчиком совершено впервые, суд считает возможным привлечь ООО "Лидер" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Вопрос о применении дополнительной меры ответственности в виде конфискации игровых автоматов судом не рассматривался, поскольку административный орган не производил их изъятие при проведении проверки.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия удовлетворить (место нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия: <...>).

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР", (ОГРН <***>), место нахождения: <...>, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Предложить обществу с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

- наименование получателя – УФК по РМ (МРИ ФНС России №1 по РМ, Пролетарский район);

- счет получателя платежа: 40101810900000010002;

- банк получателя – ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск; БИК -   048952001;  ОКАТО – 89401000000;   ИНН – <***>;

- КПП – 132701001; КБК –18211603030010000140;

- в графе "Назначение платежа" указывается – "Штраф" и номер данного дела.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В кассационном порядке, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Савочкин В.Н.