АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1512/2009
г. Саранск 23 апреля 2009года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришановой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, с.Кочкурово Республики Мордовия
к индивидуальному предпринимателю ФИО4,
д.ФИО1 Кочкуровского района Республики Мордовия
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, помощника прокурора Кочкуровского района, удостоверение ТО №082745, ФИО3, старшего помощника прокурора Республики Мордовия, удостоверение ТО №081725
от ответчика: ФИО4, предпринимателя, предъявлен паспорт
установил:
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия (далее – заявитель, прокурор) обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО4 (далее- ответчик, предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Заявление мотивировано тем, что ответчик в нарушение статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599 (далее – Положение о лицензировании), осуществляет деятельность по эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта – пилорамы (стройцеха), где производит работы по переработке древесины: заготовке, распиловке, без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.
Ответчик, на отрицая производства работ по переработке древесины и изготовления изделий из нее, пояснил, что действие Закона о лицензировании не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе лесов. Согласно Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей он осуществляет следующие виды экономической деятельности: выращивание зерновых культур, разведение КРС, разведение пчел, растениеводство, а также разрешено осуществлять дополнительные виды деятельности, такие как лесоводство, переработка лесопиломатериалов и оптовая торговля лесостройматериалами, разрешение на занятие данными видами деятельности выдано без каких-либо дополнительных требований со стороны государственных органов, в том числе по оформлению лицензии для их осуществления. Указал также, что опилки, стружки и древесная пыль являются производственными отходами, скапливающимися в процессе переработки древесины в течение дня в помещении пилорамы (стройцеха), но по окончании рабочего дня все отходы выносятся в специально отведенное место для хранения производственных отходов. Готовые пиломатериалы хранятся в помещении цеха с соблюдением правил пожарной безопасности. Помещение пилорамы было приобретено предпринимателем у колхоза им. Дзержинского Кочкуровского района Республики Мордовия 15.05.1992. В настоящее время на данное помещение ответчиком оформляются документы на получение свидетельства о собственности.
При рассмотрении установлено, что ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304132832200016 и выдано свидетельство серии 13 №000635300.
30 марта 2009 года помощником прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия осуществлена проверка исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности на пилораме, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, дер.ФИО1 Мураньского сельского поселения, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО4, в ходе которой установлено, что в помещении пилорамы производится переработка древесины – распиловка, производство изделий из древесины (плинтусов, обналички, половой доски) с помощью станков ленточного горизонтального модели ЛПГ 80, модели РМ-50 «Авангард», строгальных станков, готовая продукция складирована вдоль стен, возле станков находятся опилки и древесная пыль, при этом у ФИО4 отсутствует специальное разрешение (лицензия) на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.
По материалам проверки прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия вынес постановление от 30.03.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО4- на П.Л. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 17 вышеназванного Федерального закона установлено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов». Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению.
На основании пункта 4 приложения к Положению о лицензировании к работам и услугам, выполняемым при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов относится хранение воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под опасными производственными объектами понимаются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложение №1 к данному федеральному закону.
Подпунктом «в» пункта 1 приложением №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные горючие вещества, а именно жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В силу пункта 16 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 №131, цеха (участки) по изготовлению изделий и деталей из древесины, древесностружечных, древесноволокнистых плит, фанеры относятся к опасным производственным объектам хранения, переработки и использования растительного сырья.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов продолжают действовать и обязательны к исполнению ранее принятые государственные стандарты (в том числе в части требований пожарной безопасности).
ГОСТ 12.1.044-84 (89) "Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" и ГОСТ Р 12.3.047-98 "Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда "Пожарная безопасность технологических процессов" устанавливают, что при определении пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов применяются справочные данные - публикации головных научно-исследовательских организаций в области пожарной безопасности или Государственной службы стандартных справочных данных.
В соответствии со Справочником «Пожаро-взрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения», под редакцией ФИО5 и А.Я.Корольченко древесина (буковая, грушевая, орешник, дубовая, еловая, сосновая и т. д.), а также древесная пыль - являются горючим материалом.
Согласно таблице 1 Норм пожарной безопасности «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №314, помещения, где находятся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б, относятся к категории В1-В4 пожароопасные.
Факт осуществления ФИО4 деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта с нарушением требований законодательства о лицензировании установлен судом и подтверждается материалами дела. Так, предприниматель в ходе судебного заседания не отрицал, что в помещении пилорамы (стройцеха), расположенном по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, дер.ФИО1 Мураньского сельского поселения, осуществляет работы по переработке древесины – распиловке и изготовление изделий из нее, используя при этом станки для форматной распиловки, строгальные. При распиловке и обработке древесины в помещении цеха скапливаются опилки, стружки и древесная пыль, которые являются производственными отходами, готовые пиломатериалы хранятся в помещении пилорамы. Указанное также подтверждается актом проверки от 30.03.2009, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2009, объяснениями ФИО4, данными 30.03.2009. Древесина и изделия из нее, древесная пыль способны гореть, следовательно, объект, где для изготовления изделий используется древесина, находится древесная пыль, является пожароопасным, его эксплуатация требует обязательного наличия лицензии, которая у предпринимателя ФИО4 отсутствует.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При изложенных обстоятельствах допущенное ответчиком нарушение обоснованно квалифицировано прокурором Кочкуровского района Республики Мордовия по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Как разъяснено в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Отличительным признаком малозначительности является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства.
Прокурором Кочкуровского района РМ не представлены доказательства того, что в результате неправомерных действий предпринимателя, наступили вредные последствия или же существовала реальная угроза их наступления.
Согласно статье 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В связи с изложенным, оценив представленные в дело доказательства, все обстоятельства совершенного предпринимателем административного правонарушения в их совокупности, а также то, что ФИО4:
- вину признал;
- к административной ответственности привлекается впервые;
- правонарушение совершенного без прямого умысла;
- ущерб не причинен, вредных последствий не наступило;
суд находит, что данное правонарушение, хотя и содержит признаки деяния, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, но в силу его малозначительности не представляет общественной опасности.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 предусмотрено, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия о привлечении к административной ответственности предпринимателя ФИО4 не подлежит удовлетворению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как законодательством не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.04.2009 по 23.04.2009.
Руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
Отказать прокурору Кочкуровского района Республики Мордовия, с. Кочкурово, Республика Мордовия, в привлечении индивидуального предпринимателя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: Республика Мордовия, <...>, (основной государственный регистрационный номер 304132832200016) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) и в течение двух месяцев после вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).
Судья Л.А. Артамонова