ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-15/11 от 24.03.2011 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-15/2011

город Саранск 30 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2011 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс", г.Саранск

к Административной комиссии городского округа Саранск (Ленинский район), г.Саранск,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.12.2010 № 2771-10,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, юрисконсульта, доверенность от 14.03.2011;

от ответчика: не явился;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс" (далее также Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 20.12.2010 № 2771-10, вынесенного Административной комиссией городского округа Саранск (Ленинский район) (далее по тексту – Административная комиссия, ответчик), которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".

Административная комиссия городского округа Саранск (Ленинский район) в отзыве заявленные требования отклонила, сославшись на то, что 03.12.2010 был выявлен факт административного правонарушения, выразившийся в невывозе Обществом твердых бытовых отходов с контейнерной площадки по адресу: <...> (нарушен пункт 20-1 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск).

В ходе заседания на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.03.2011 до 24.03.2010.

При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1041316016620.

15 декабря 2010 года главным специалистом Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ленинского района г.о.Саранск ФИО2 в отношении ООО "Спецтранс" с участием представителя Общества ФИО3, действующего на основании специальной доверенности от 15.12.2010, составлен протокол об административном правонарушении № 2771-10 от 15.12.2010 по факту совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 12.07.2002 № 25-З.

В указанном протоколе отражено, что 03.12.2010 по состоянию на 9 час. 15 мин. ООО "Спецтранс" в нарушение требований пункта 20-1 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск (утвержденных Решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 № 304) своевременно не вывезены твердые бытовые отходы с контейнерной площадки по адресу: <...>.

В протоколе имеется уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Административной комиссией городского округа Саранск (Ленинский район) с участием представителя Общества ФИО3, действующего на основании специальной доверенности от 20.12.2010, вынесено постановление от 20.12.2010 № 2771-10, согласно которому ООО "Спецтранс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 12.07.2002 № 25-З, и привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 60 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Спецтранс" обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к данной статье Правила благоустройства, чистоты и порядка городов и других населенных пунктов утверждаются соответствующими органами местного самоуправления Республики Мордовия.

На территории городского округа Саранск действуют Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденные решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304 (далее по тексту – Правила).

Пунктом 20-1 Правил установлено, что вывоз твердых бытовых отходов должен осуществляться по графику, согласованному сторонами, заключившими договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Срок хранения отходов при температуре минус 5 градусов по Цельсию и ниже должен составлять не более трех суток, при температуре выше плюс 5 градусов по Цельсию – не более одних суток.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, содержание объектов благоустройства в надлежащем состоянии осуществляется юридическими и физическими лицами, на которых возложена указанная обязанность в соответствии с законодательством, заключенным в установленном порядке договором либо по иным основаниям.

Между тем, факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения признан судом неустановленным.

Как следует из материалов дела, вывоз твердых бытовых отходов в Ленинском районе г.Саранска осуществляется ООО "Спецтранс" по договору № 2-ТБ/10 на оказание услуг по организации вывоза твердых бытовых отходов от 31.12.2009, заключенному Обществом с муниципальным учреждением "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".

В соответствии с пунктом 1.3 и подпунктом "а" пункта 2.1. названного договора на ООО "Спецтранс" возлагается обязанность вывоза ТБО в соответствии с согласованным обеими сторонами графиком.

В материалах дела об административном правонарушении имеется согласованный сторонами график механизированной уборки ТБО, в соответствии с которым вывоз мусора с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>, осуществляется ежедневно в 14 час. 10 мин., время фактически выполненных работ может колебаться до 1 часа от установленного по графику.

В протоколе об административном правонарушении №2771-10 от 15.12.2010 указано, что 03.12.2010 в 9 час. 15 мин установлено, что Об-ществом несвоевременно осуществляется вывоз твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>.

Указанные сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, являются неполными.

Данный протокол составлен на основании акта выявления административного правонарушения от 15.12.2010, в котором указано, что 03.12.2010 в 9 час. 15 мин установлен факт невывоза 02.12.2010 твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>. Таким образом, Обществу вменяется в вину несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов с контейнерной площадки по вышеуказанному адресу 02.12.2010.

В протоколе об административном правонарушении представитель заявителя ФИО3 выявленное административное правонарушение не признал, указав, что отходы вывозились согласно утвержденного графика. Кроме того, ФИО3 в своих объяснениях указал на то, что на момент составления протокола акт невывоза отсутствовал, который распечатан 15.12.2010 в его присутствии и подписан только ФИО2

В подтверждение своего довода о надлежащем исполнении обязанностей по своевременному вывозу твердых бытовых отходов заявителем представлена копия путевого листа от 02.12.2010 специального автомобиля КАМАЗ госномер В125ТА.

Акт выявления административного правонарушения от 15.12.2010 составлен на тринадцатый день после 02.12.2010 вне рамок дела об административном правонарушении, в отсутствие и без вызова представителя заявителя (подписан ФИО2 и ФИО4-главными специалистами управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Ленинского района г.о.Саранск, а также ФИО5-директором ООО "Домоуправление №20"). Данный акт не соответствует требованиям статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие двух понятых и при отсутствии других доказательств не может служить доказательством совершения Обществом совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".

Не может служить таким доказательством и фотография контейнерной площадки, приобщенная административным органом к материалам дела об административном правонарушении как приложение к акту выявления административного правонарушения от 15.12.2010. Данная фотография также содержит противоречивую информацию (указана автоматическая дата создания файла-02.12.2010 и от руки сделана запись ул.М.Расковой, д.7, контейнерная площадка, 3 декабря 2010 года 9 час. 15 мин.)

Согласно статье 26.1. КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: факт наличия события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.

Сведения, относящиеся к событию и объективной стороне совершенного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении № 2771-10 от 15.12.2010 отсутствуют: на основании каких фактических данных проверяющим сделан вывод, что обществом не вывезены своевременно твердые бытовые отходы, какие сроки вывоза ТБО нарушены, где и кем указанные сроки установлены.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Суд также считает необходимым указать, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган необоснованно применил к Обществу штраф в повышенном размере.

Санкция статьи 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением от 20.12.2010 № 2771-10 на ООО "Спецтранс" наложен штраф в размере 60 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Постановление от 20.12.2010 № 2771-10 о назначении административного наказания содержит указание на такое отягчающее обстоятельство, как продолжение противоправного поведения вопреки требованию уполномоченных на то лиц прекратить его.

Между тем, доказательств, подтверждающих указанный довод, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для применения к ООО "Спецтранс" санкции в повышенном размере, предусмотренной статьёй 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае административный орган свою обязанность по доказыванию обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности,  не выполнил.

На суд не может быть возложена функция доказывания вины, то есть обвинения лица в содеянном, поскольку пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированном в протоколе, который содержит изложение доказательственного материала, подтверждающего обвинение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В рассматриваемом случае суд считает, что постановление от 20.12.2010 № 2771-10 о привлечении ООО "Спецтранс" к административной ответственности вынесено при отсутствии достаточных доказательств наличия в действиях Общества события административного правонарушения, что исключает возможность применения к нему административной ответственности.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах требования ООО "Спецтранс" подлежат удовлетворению, а постановление Административной комиссии г.о.Саранск (Ленинский район) от 20.12.2010 № 2771-10 – признанию незаконным и отмене полностью.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление от 20.12.2010 № 2771-10 Административной комиссии городского округа Саранск (Ленинский район), которым общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс", г.Саранск привлечено к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" в виде взыскания штрафа в сумме 60 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.Н.Савочкин