ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1728/09 от 13.05.2009 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1728/2009

город Саранск 13 мая 2009 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Саранск

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Саранск) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2, старшего государственного инспектора, доверенность от 16.02.2009;

от ответчика: ФИО1, предпринимателя, предъявлен паспорт,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по РМ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензирования, выразившееся в нарушении режима труда и отдыха водителей, периодичности технического осмотра автотранспортных средств, а также в непроведении инструктажа водителей по технике безопасности.

Предприниматель ФИО1 в судебном заседании факт нарушений признала.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 12.05.2009 по 13.05.2009.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 304132618700106, что подтверждается Свидетельством, выданным Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Саранска Республики Мордовия серия 13 № 000746444.

28 марта 2007 года Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю ФИО1 выдана лицензия серии ЖА № 016018 (регистрационный № АСС-13-007753) на срок по 27.03.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

17 апреля 2009 года сотрудниками УГАДН по РМ ФИО2 и ФИО3 проведена проверка плановая соблюдения предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

По результатам проверки составлен акт № 71 от 17.04.2009, в котором указано на факты нарушений ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

- в нарушение пункта 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15) водителям ФИО4 и ФИО5 не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов.

- не соблюдается периодичность технического обслуживания ТО-2 принадлежащего предпринимателю автобуса ГАЗ-322132 государственный номер АК 065/13 (при норме прохождения ТО-2 каждые 20 000 км. пробега ТО-2 проведено через 23 900 км.), что противоречит требованиям статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27).

- в нарушение части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункта 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27) и пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997г. № 2) не проводится инструктаж водителей по безопасности движения с занесением соответствующих данных в журнал.

В связи с изложенными выше обстоятельствами старшим государственным транспортным инспектором УГАДН по РМ ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и с её участием был составлен протокол об административном правонарушении № 26 (серия УГАДН № 007318) от 17.04.2009 по факту нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В протоколе № 26 (серия УГАДН № 007318) об административном правонарушении от 17.04.2009 индивидуальный предприниматель ФИО1 факт нарушений признала, обязуясь их устранить.

Выявленные нарушения послужили основанием для обращения УГАДН по РМ в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение лицензионных условий.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как следует из имеющихся в деле документов, 28.03.2007 Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю ФИО1 выдана лицензия серии ЖА № 016018 (регистрационный № АСС-13-007753) на срок по 27.03.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек

Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров индивидуальный предприниматель ФИО1 использует автобусы ГАЗ-322132 государственный номер АК 065/13 (2007 года выпуска), АК 497/13 (2007 года выпуска), АЕ 497/13 (2004 года выпуска), арендуемые ею в соответствии с договорами аренды транспортного средства без экипажа от 05.05.2007, 05.07.2007, 10.02.2007.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 №637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15).

В силу пункта 3 названного Положения, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (пункт 7 Положения).

Пунктом 26 названного Положения установлена минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха, которая должна составлять не менее 42 часов.

Проведенной проверкой установлено, что водители ФИО4 (принят на работу в должности водителя с 01.12.2005) в период с 28.02.2009 по 13.04.2009 и ФИО5 (принят на работу в должности водителя с 28.04.2007) в период с 03.04.2009 по 12.04.2009 работали без предоставления вышеуказанного еженедельного отдыха (без выходных дней).

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», установлена обязанность перевозчика обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В силу пункта 1 статьи 18 указанного Закона, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27), предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров, обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий – изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2 статьи 18 Закона).

Из имеющейся в деле сервисной книжки 3302-3902140 «Автомобили семейства ГАЗель» ОАО «ГАЗ» следует, что периодичность прохождения технического обслуживания ТО-2 автобусами семейства ГАЗель составляет 20 000 км.

На момент проведения проверки пробег арендуемого предпринимателем ФИО1 автобуса ГАЗ-322132 государственный номер АК 065/13 между последними ТО-2 составил: по состоянию на 03.10.2008 – 150 000 км., по состоянию на 10.03.2009 – 173 901 км.

Таким образом, периодичность технического обслуживания принадлежащего предпринимателю автобуса ГАЗ-322132, установленная заводом-изготовителем, предпринимателем нарушена, что ответчиком не оспаривается.

Пунктом 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27) установлена обязанность перевозчика обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

В силу пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2), к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

Факт нарушений предпринимателем ФИО1 вышеуказанных обязательных норм подтвержден актом проверки № 71 от 17.04.2009, копией журнала учета путевых листов, копиями талонов сезонного технического обслуживания, протоколом об административном правонарушении № 26 (серия УГАДН №007318) от 17.04.2009, объяснениями предпринимателя в протоколе, и ответчиком не оспаривается.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Протокол об административном правонарушении составлен заявителем в полном соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

На момент рассмотрения дела давностный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.

Поскольку правонарушение совершено ответчиком впервые, суд считает возможным применить к предпринимателю ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения – г.Вольск Саратовской области (Основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 304132618700106, Свидетельство серия 13 № 000746444 выдано Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Саранска Республики Мордовия), проживающую по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания в доход бюджета штрафа в размере 3000 рублей. Штраф перечислить по следующим реквизитам:

Получатель платежа – Управление федерального казначейства Министерства финансов по Республике Мордовия (Управление государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 132601001, код ОКАТО 89401000000, счет получателя 40101810900000010002 в ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России, г.Саранск, БИК 048952001, код дохода 10611690040040000140.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) и в течение двух месяцев после вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород).

Судья В.Н.Савочкин