АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1758/2022
город Саранск апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года .
Решение в полном объеме изготовлено апреля 2022 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Юськаева Р.К.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Трошиной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Торбеевское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО «Торбеевское» с кадастровым номером 13:21:0209007:176, с последующей выплатой денежного возмещения,
при участии:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности 10.01.2022,
от ответчика: не явились,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" "Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Поволжуправтодор", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торбеевское» (далее – ООО «Торбеевское», общество, ответчик) о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:176 с последующей выплатой денежного возмещения.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, исковые требования не оспорил. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ООО «Торбеевское».
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Из материалов дела следует, что ФКУ "Поволжуправтодор" в соответствии с Уставом, является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В настоящее время ФКУ "Поволжуправтодор" выполняет функции заказчика по строительству объекта "Строительство и реконструкция автодороги М-5 "УРАЛ" от Москвы - через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "УРАЛ" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке обходов н.п. Умет, н.п. Аким-Сергиевка, н.п. Зубова Поляна км 411- км 466, Республика Мордовия".
В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-20902115 от 15.02.2022 ООО «Торбеевское» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 13:21:0209007:52, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, площадью 1694006 кв. м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, Лопатинское сельское поселение, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 октября 2017 года сделана запись.
Истцом проведены кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:176 площадью 220 кв.м. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:52, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, Лопатинское сельское поселение.
На основании ст. 279 ГК РФ, ст. 56.2 ЗК РФ, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) вынесено Распоряжение от 19.06.2020г. №1825-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего ООО «Торбеевское» на праве собственности, с кадастровым номером 13:21:0209007:176 площадью 220 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:52.
Распоряжение опубликовано на сайте Федерального дорожного агентства Росавтодор (https://rosavtodor.gov.ra/).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 12.03.2014 года №385-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта." (с внесенными изменениями Распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.04.2020 года № 1258-р "О внесении изменений в документацию по планировке территории объекта."), составлен проект межевания территории объекта: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва -Рязань- Пенза-Самара- Уфа- Челябинск на участке обходов н.п. Умет, н.п. Аким-Сергиевка, н.п. Зубова Поляна км 411- км 466, Республика Мордовия", согласно которому в перечень образуемых и изменяемых земельных участков в границах разработки проекта межевания территории, предназначенной для размещения объекта, часть строительства предусмотрена на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 13:21:0209007:52, площадь необходимого участка, подлежащего изъятию, составляет 220 кв.м.
14.07.2021 ФКУ "Поволжуправтодор" направило в адрес ответчика (исх. №970) копию распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.06.2020 г. №1825-р. Согласно отчету об отслеживании отправления письмо получено адресатом 25.08.2021.
08.07.2020 в адрес Росреестра направлена копия распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.06.2020 г. №1825-р.
10.08.2020 в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия направлена копия распоряжения Федерального дорожного агентства от 19.06.2020 г. №1825-р.
В соответствии с требованиями ст. 279 ГК РФ, ст. 56.9, 56.10 Земельного кодекса РФ о публикациях в средствах массовой информации, на сайте Администрации Зубово-Полянского района rhttps://zpolyana.e-mordovia.ru/) размещена информация о публикации распоряжения Федерального дорожного агентства от 19.06.2020 г. №1825-р.
В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05-08 от 9 августа 2021 года "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия".
В соответствии с вышеуказанным отчетом итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:21:0209007:176 площадью 220 кв.м. (изымается под коммуникации) составляет 4099 руб., из которых: рыночная стоимость земельного участка составляет 3388 руб., размер убытков и упущенной выгоды составляет 711 руб.
10.08.2021 ФКУ "Поволжуправтодор" направило в адрес ООО «Торбеевское» соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд (изъятие путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка, возмещения убытков и упущенной выгоды), отчет об оценке, выписки из ЕГРН на земельный участок, копию распоряжения об изъятии от 19.06.2020 г. №1825-р.
В свою очередь ответчик полученное 30.09.2021 соглашение в добровольном порядке не подписал, оставил без ответа, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Требования истца основаны на нормах статей 239.2, 279-281.1 Гражданского кодекса РФ, ст. 49, 56.6, 56.7, 56.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые отт песет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, на основании решений: уполномоченных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (региональных нужд).
С ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой (пункт 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения (статья 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Ответчик не представил возражения по поводу процедуры изъятия земельного участка, а также не оспорил величину размера возмещения за изымаемый земельный участок.
Суд, оценив представленные истцом в материалы документы, признает их в качестве достоверных доказательств, свидетельствующих о соблюдении ФКУ "Поволжуправтодор" процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд и по определению величины возмещения за изымаемое имущество.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
изъять у общества с ограниченной ответственностью «Торбеевское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) для государственных нужд Российской Федерации земельный участок площадью 220 кв.м., с кадастровым номером 13:21:0209007:176, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:52, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, Лопатинское сельское поселение, с выплатой Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" "Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торбеевское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) денежного возмещения в размере 4099 руб. 00 коп. в течение пятнадцати дней после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торбеевское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Р.К. Юськаев