ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-175/13 от 21.03.2013 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-175/2013

город Саранск 03 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хренковой М.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом", г.Саранск,

к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, г. Саранск,

о признании незаконным и отмене постановления №014310 от 24.12.2012

при участии:

от заявителя: Ермачкова С.Ф., представителя, доверенность №13АА0280398 от 30.08.2012,

от ответчика: Антошкиной Е.В., главного специалиста-эксперта отдела иммиграционного контроля, доверенность №МС13/1-11 от 08.02.2013,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом" (далее по тексту также – заявитель, ООО "СК "Новый Дом", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия (далее по тексту также - УФМС по РМ, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №014310 от 24.12.2012 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 400 000руб.

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия в отзыве заявленные требования отклонило, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

При рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управления от 13.07.2012 №613 сотрудниками Управления 13.07.2012 года была осуществлена внеплановая проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом" миграционного законодательства.

В этот же день в отношении Общества старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

  В ходе проверки был установлено, что гражданин Республики Узбекистан Имомов Миродулло Зиёдиллаевич, 1989 г.р., с 08.06.2012 до 15.12.2012 поставлен на миграционный учет МО УФМС России по Республике Мордовия в Ичалковском районе по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Баево, ул.Ленинская, д.134 принимающей стороной - ООО "Строительная компания "Новый Дом", но фактически указанный иностранный гражданин проживал с начала марта 2012 по 13 июля 2012 по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Оброчное, ул.Юбилейная, д.25 (в строительном вагончике, расположенном на территории животноводческой фермы).

17.12.2012 в отношении ООО "Строительная компания "Новый Дом" уполномоченным должностным лицом Управления без участия представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №014310, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления, в отсутствие представителя Общества, вынесено постановление №014310 от 24.12.2012 о привлечении ООО "Строительная компания "Новый Дом" к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей.

В протоколе об административном правонарушении №014310 от 17.12.2012 и постановлении №014310 от 24.12.2012 Управлением сделан вывод о нарушении Обществом пункта 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившегося в неуведомлении органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течении 7 рабочих дней.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Строительная компания "Новый Дом" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.

Процедура постановки на миграционный учет по месту пребывания представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает под собой деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

В пункте 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ определено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ принимающая сторона - это сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - в том числе и юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ).

Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ правила миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения: а) о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).

ООО "СК "Новый Дом" осуществляло работы по строительству животноводческого молочного комплекса в с.Оброчное на основании договора подряда №15 от 01.09.2010, заключенного с ООО "ИНЖСТРОЙ", г.Саранск.

В отношении иностранного гражданина Имомова М.З. ООО "СК "Новый Дом" являлось принимающей стороной, что подтверждается копией трудового договора №3У от 16.01.2012 и Обществом не оспаривается.

Отсутствие права собственности у заявителя на строительный вагончик, в котором проживал иностранный рабочий Имомов М.З., в рассматриваемой ситуации не имеет принципиального значения.

Из материалов дела следует, что в уведомлении Общества о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012 указан адрес пребывания иностранного гражданина Имомова М.З. (Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Баево, ул.Ленинская, д.134).

Фактически данный иностранный гражданин с начала марта 2012 по 13 июля 2012 проживал по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Оброчное, ул.Юбилейная, д.25 (в строительном вагончике расположенном на территории животноводческой фермы).

Указанные факты полностью подтверждаются актом проверки №613 от 13.07.2012; уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012; объяснениями иностранных граждан Имомова М.З., Сидикова Я.Т., Давронова М.К., Маматкулова К.К., Одашбоева А.Г. от 13.07.2012, а также граждан Российской Федерации Нужнова В.И. от 13.07.2012, Спириной А.А., Марковой Н.А., Смирнова В.Ю. от 19.07.2012 и протоколом об административном правонарушении №014310 от 17.12.2012.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012, подписано главным инженером Общества Мусякаевым Т.А. (приказ №2 от 01.04.2008) и содержит печать ООО "СК "Новый Дом". Однако в качестве принимающей стороны в данном заявлении ошибочно указано ООО "Эм-кабель", г.Саранск, что носит характер опечатки.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае административным органом совершенное Обществом административное правонарушение неправильно квалифицировано по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Иностранный гражданин Имомов М.З. с начала марта 2012 по 13 июля 2012 постоянно пребывал по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Оброчное, ул.Юбилейная, д.25 (в строительном вагончике расположенном на территории животноводческой фермы).

Указанный гражданин Республики Узбекистан был поставлен Управлением на миграционный учет с 08.06.2012 до 15.12.2012 на основании уведомления Общества о прибытии иностранного гражданина №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012, в котором место пребывания Имомова М.З. указано: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Баево, ул.Ленинская, д.134.

В связи с наличием уведомления ООО "СК "Новый Дом" о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012, вывод Управления о нарушении Обществом пункта 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившегося в неуведомлении органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение 7 рабочих дней, является ошибочным.

В аналогичной ситуации постановлением №014311 от 24.12.2012 Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 350 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.03.2013 по делу №А39-176/2013 ООО СК "Новый Дом" отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления №014311 от 24.12.2012.

Частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Факт представления при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ.

Уведомление Общества о прибытии иностранного гражданина №10/130-013/12/000038/67 от 08.06.2012 содержит заведомо ложные сведения о месте пребывания иностранного гражданина Имомова М.З. (место пребывания которого указано: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Баево, ул.Ленинская, д.134, при фактическом его пребывании по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Оброчное, ул.Юбилейная, д.25, строительный вагончик на территории животноводческой фермы).

Таким образом, действия Общества по представлению при осуществлении миграционного учета принимающей стороной заведомо ложных сведений об иностранном гражданине следует квалифицировать по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, не отнесено к компетенции судей арбитражных судов.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено Обществу 10.12.2012, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма №43001195472851.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 17.12.2012 (на 24.12.2012 на 14 час. 30 мин.) вручено Обществу 24.12.2012, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма №43001195447491.

Представитель ООО "СК "Новый Дом" Ермачков С.Ф. в ходе судебного разбирательства пояснил, что Общество было надлежащим образом извещено как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем, Ермачков С.Ф. заявил о том, что он не был допущен административным органом ни к составлению протокола об административном правонарушении, ни к рассмотрению дела об административном правонарушении. Данный довод заявителя судом не принимается, поскольку он не подтвержден документально.

Согласно части 7 статьи210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия №014310 от 24.12.2012 о привлечении ООО "Строительная компания "Новый Дом" к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении №014310 от 24.12.2012 Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, которым общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом", г.Саранск, ОГРН 1071328001304, ИНН 1328906655, привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Савочкин В.Н.