ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-1809/2012 от 02.08.2012 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1809/2012

город Саранск 06 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 августа 2012 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ятчевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению открытого акционерного общества "Биохимик", г.Саранск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г.Саранск

о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2012 №157 по делу №112 об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: ФИО1, начальника юридического отдела, доверенность от 06.03.2012,

от ответчика: ФИО2, заместителя руководителя, доверенность от 19.07.2012 №31, ФИО3, специалиста-эксперта, доверенность от 11.01.2012 №6

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество "Биохимик" (далее – ОАО "Биохимик", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – УФАС по РМ, Управление, ответчик) № 157 от 25.04.2012 по делу №112 о привлечении его к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных стандартами порядка, способов или сроков раскрытия информации на официальном Интернет-сайте в виде взыскании штрафа в размере 200000 руб.

Заявление мотивировано тем, что деяние, совершенное обществом, не представляет большой опасности для охраняемых законом прав и интересов общества, государства, вред не причинен, в связи с чем, просил суд квалифицировать правонарушение малозначительным. Также заявитель указал на допущенные Управлением при привлечении общества к административной ответственности процессуальные нарушения, а именно протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено с участием неуполномоченных представителей.

Ответчик в отзыве на заявление №620 от 28.05.2012 указал, что оспариваемое постановление вынесено в полном соответствии с действующим законодательством, поскольку в ходе проводимого Управлением осмотра Интернет-сайта выявлено совершение Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.15 КоАП РФ, при этом, характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.

Из материалов дела установлено, что ОАО "Биохимик" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 09.10.2002 Межрайонной инспекцией Министерства налоговой службы России №1 по Республике Мордовия за основным государственным регистрационным номером 1021301063189, что подтверждается свидетельством серии 13 № 000110172.

В период с 22 марта 2012 года по 26 марта 2012 года специалистом –экспертом Управления ФИО3 в присутствии старшего государственного инспектора Управления ФИО2 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (в кабинете №4 административного здания, занимаемого Управлением по адресу:<...>) был проверен осмотр Интернет-сайта ОАО "Биохимик" http://biohimic.ru/news.html.

В ходе осмотра установлено, что ОАО "Биохимик" по состоянию на 22.03.2012 года не производило на своем официальном Интернет-сайте http://biohimic.ru/news.html, на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, раскрытие информации, предусмотренной Стандартами:

1. В соответствии с пунктом 12 Стандартов сведения о вводе в ремонт и
 выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная
 информация) подлежат опубликованию на официальном сайте сетевой
 организации или на официальном сайте в сети Интернет, определяемом
 Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц. При просмотре Интернет-сайта ОАО "Биохимик" последняя информация датируется декабрем 2011 года, информация за январь 2012, февраль 2012 года отсутствует.

2. В соответствии с пунктом 12 Стандартов сведения о балансе
 электрической энергии и мощности, а также сведения об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации подлежат опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации ежегодно, до 1 марта. На официальном Интернет-сайте ОАО "Биохимик" сведения за 2011 год отсутствуют.

3. В соответствии с пунктом 12 Стандартов подлежат опубликованию на
 официальном сайте сетевой организации или на официальном сайте в сети
 Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, сведения о затратах на оплату потерь, в том числе:

- о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;

- об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;

- о закупке электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения.

Данная информация на официальном Интернет-сайте ОАО "Биохимик" за 2011 год отсутствует.

Информация о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроках их исполнения и источниках финансирования и информация о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районов городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации ежегодно, до 1 марта. Данная информация на официальном Интернет-сайте ОАО "Биохимик" отсутствует.

4. В соответствии с пунктом 12 Стандартов абзац 4 подпункта "б" пункта 11 объем переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации ежегодно, до 1 марта. Данная информация раскрыта до мая 2011 года (включительно), информация за июнь-декабрь 2011 года не раскрыта, также размещенная информация представлена без классификации по уровням напряжений.

Информация о техническом состоянии сетей раскрыта не полностью, а именно: в сведениях об аварийных отключениях (ограничениях) не указано:

-количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации;

-даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу;

-причины аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятия по их устранению;

-сведения об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;

-сведения о наличии объема свободной для технологического
 присоединения потребителей трансформаторной мощности по центрам питания
 35кВ и выше;

Информация, содержащаяся на официальном интернет-сайте ОАО "Биохимик", свидетельствует об отсутствии сведений в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 Стандартов, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Стандартов, в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Стандартов.

По результатам проверки составлен акт осмотра Интернет-сайта.

По факту нарушения требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24, в отношении заявителя с участием главного энергетика ОАО "Биохимик" ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2012 №50, подписанный последним без возражений.

25 апреля 2012 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО5 с участием технического директора общества ФИО6 вынесено по делу №112 постановление №157, которым ОАО "Биохимик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Посчитав, вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении незаконным, ОАО "Биохимик" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его обжаловании.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии являются субъектами розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты).

Стандартами установлены требования к стандарту информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.

В соответствии с пунктом 3(2) Стандартов субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:

а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в
 соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской
 Федерации публикуются официальные материалы органов государственной
 власти;

б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической
 энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом
 Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к
 информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;

в) предоставления по письменному запросу потребителей.

В соответствии с пунктом 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода.

В соответствии с пунктом 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:

а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское
 заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской
 Федерации осуществлялась аудиторская проверка);

б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ,
 услуг);

в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при
 государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков
 электрической энергии:

подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;

отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.

В соответствии с пунктом 9( 1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию, указанную в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 10 Стандартов информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или ) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

В соответствии с пунктом 10(1) Стандартов указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию:

а) организацией по управлению единой национальной (общероссийской)
 электрической сетью и территориальными сетевыми организациями (далее -
 сетевые организации) на официальных сайтах указанных организаций или на
 ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством
 Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации -
 ежегодно, до 1 апреля;

б) системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского
 управления (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления) на
 официальных сайтах субъектов оперативно-диспетчерского управления или на
 ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством
 Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не
 позднее 1 июня;

в) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных
 средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании -
 ежегодно, не позднее 1 июня.

В соответствии с пунктом 11 Стандартов сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию:

а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных
 монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;

б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:

о балансе электрической энергии и мощности в том числе:

об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;

об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;

о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;

о затратах на оплату потерь, в том числе:

о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;

об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;

о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;

о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;

о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;

о техническом состоянии сетей, в том числе:

о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;

об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;

о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;

о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);

в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:

поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;

заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;

аннулированных заявок на технологическое присоединение;

выполненных присоединений и присоединенной мощности;

г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

е) о порядке выполнения технологических, технических и других
 мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим
 сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления
 технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;

ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:

отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

планы капитальных вложений и планы капитального ремонта
 (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития
 электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.),

з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:

о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов):

о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.

В соответствии с пунктом 11(1) Стандартов информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.

В соответствии с пунктом 11(2) Стандартов информация в отношении трансформаторных подстанций до 35 кВ, указанная в подпункте "в" и в подпункте "д" пункта 11 настоящего документа, предоставляется потребителю в течение 7 дней со дня поступления соответствующего письменного запроса.

В соответствии с пунктом 11(3) Стандартов информация, указанная в подпункте "г" пункта 11 настоящего документа, предоставляется субъектам оперативно-диспетчерского управления 2 раза в год в конце каждого полугодия текущего года.

В соответствии с пунктом 12 Стандартов информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.

Информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.

Информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.

Информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как установлено судом из материалов дела, ОАО "Биохимик" является организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия (обществом заключены договоры: 01.09.2009 №125/9 с ОАО "Мордовская энергосбытовая компания" на оказание услуг по передаче электрической энергии и покупку потерь, 01.10.2009 №4/2 с ОАО "Мордовская энергосбытовая компания" на электроснабжение потребителя с присоединенной мощностью свыше 750 кВа, 31.12.2008 №27-0905 с ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" на оказание услуг по передаче электрической энергии), и согласно информации Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 16.03.2012 №01-078 включен в перечень территориальных сетевых организаций Республики Мордовия.

Согласно приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 24.05.2011 №31 на 2011 год для общества были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Материалы дела свидетельствуют, и ОАО "Биохимик" не оспаривает, что по состоянию на 22.03.2012 года общество не производило на своем официальном интернет сайте http://biohimic.ru/news.html, на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, раскрытие информации, предусмотренной Стандартами, а именно отсутствуют сведения:

-о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) за январь 2012, февраль 2012 года;

-о балансе электрической энергии и мощности, а также сведения об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации за 2011 год;

-о затратах на оплату потерь (в том числе, затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях, об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь, о закупке электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости, о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения) за 2011 год;

-  о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроках их исполнения и источниках финансирования и информация о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районов городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;

-об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования за июнь-декабрь 2011 года информация не раскрыта, также размещенная информация представлена без классификации по уровням напряжений;

-информация о техническом состоянии сетей раскрыта не полностью, а именно: в сведениях об аварийных отключениях (ограничениях) не указано (количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации, даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причины аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятия по их устранению, сведения об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии, сведения о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по центрам питания 35кВ и выше);

-информация, содержащаяся на официальном интернет-сайте ОАО "Биохимик", свидетельствует об отсутствии сведений в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 Стандартов, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Стандартов, в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Стандартов.

Факт правонарушения подтверждается материалами административного дела: актом осмотра Интернет – сайта от 26.03.2012, протоколом об административном правонарушении от 10.04.2012 №50, постановлением о наложении штрафа по делу №112 об административном правонарушении от 25.04.2012 №157, информацией зафиксированной при осмотре страниц Интернет-сайта и заявителем по существу не оспаривается.

Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом указанной обязанности , суд не установил.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 9.15 КоАП РФ.

Однако, как установил суд, деятельность по передаче электрической энергии является для ОАО "Биохимик" не основным видом деятельности (основной вид деятельности – фармацевтическая деятельность), и занимает минимальную долю в общем доходе общества (67,0 тыс.руб. от 1870 тыс. руб.), но в связи с отсутствием законодательной возможности отсоединения субабонентов, деятельность по передаче электрической энергии является вынужденной. Несоблюдение Обществом требований Стандартов не повлекло за собой негативных последствий, ущерба, вреда охраняемым законом интересам государства и общества не причинило, но ответчиком в оспариваемом постановлении по существу не дана оценка действиям заявителя на предмет малозначительности совершенного правонарушения.

Между тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что административным органом при производстве по административному делу в отношении ОАО "Биохимик" были допущены нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.

В протоколе указывается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5); физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

Как следует из материалов дела, по договору о передаче полномочий исполнительного органа акционерного общества управляющей организации от 17.09.2003, заключенному с закрытым акционерным обществом "ФАРМ-ЦЕНТР" ОАО "Биохимик" передало, а Управляющая компания приняла на себя все полномочия единоличного исполнительного органа.

В силу пункта 4.1 договора о передаче полномочий исполнительного органа, управляющая организация осуществляет права и исполняет обязанности по руководству текущей деятельности Общества через свой единоличный исполнительный орган в лице Генерального директора и действующего на основании доверенности Исполнительного (Управляющего) Директора Общества. При осуществлении руководства деятельностью Общества единоличный исполнительный орган Управляющей организации действует от имени Общества без доверенности. Иные лица действуют от имени Общества только на основании доверенностей, выдаваемых единоличным исполнительным органом Управляющей организации, в пределах указанных в них полномочий.

Генеральный директор ЗАО "ФАРМ-ЦЕНТР" ФИО7 08.02.2012 выдал нотариально удостоверенную доверенность исполнительному директору ОАО "Биохимик" ФИО8 на право представления интересов общества (в том числе осуществления защиты прав интересов Общества в качестве представителя в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях) с правом передоверия третьим лицам.

В свою очередь исполнительный директор ОАО "Биохимик" ФИО8 по нотариально удостоверенной доверенности от 06.03.2012 уполномочил директора по финансам и экономике ОАО "Биохимик" ФИО9 на право представления интересов общества (в том числе осуществления защиты прав интересов Общества в качестве представителя в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях), но уже без права передоверия.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Из материалов дела установлено, что протокол об административном правонарушении от 10 апреля 2012 года №50 составлен специалистом –экспертом отдела контроля в сферах естественных монополий на товарных рынках Управления ФИО3 с участием главного энергетика ОАО "Биохимик" ФИО4, действующего на основании простой письменной доверенности от 09.04.2012 года, выданной исполняющим обязанности исполнительного директора ОАО "Биохимик" ФИО9

Таким образом, суд пришел к выводу, что поскольку у ФИО9 право на передоверие своих прав в доверенности отсутствовало, выданная ею 09.04.2012 доверенность на имя ФИО4 на представление интересов общества является ненадлежащей, так как, выдавая ее, доверитель превысил свои полномочия.

Как следует из материалов дела общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 10 апреля 2012 года 11 часов 30 минут по адресу: <...>, ОАО "Биохимик" извещалось письмом – уведомлением от 09.04.2012 №379, полученным заявителем 09 апреля 2012, о чем свидетельствуют сведения из журнала регистрации входящей корреспонденции ОАО "Биохимик" за 2012.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из изложенного следует, что дело о привлечении к административной ответственности рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.

Из материалов дела установлено, что постановление о наложении штрафа по делу №112 об административном правонарушении от 25 апреля 2012 года №157 вынесено Управлением с участием представителя ОАО "Биохимик" – технического директора ФИО6, действующей на основании доверенности от 12.04.2012, выданной в простой письменной форме исполнительным директором ОАО "Биохимик" ФИО8

В силу пункта 3 статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверенной.

Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено с участием неуполномоченного лица, которое не имело право представлять интересы ОАО "Биохимик".

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства извещения законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного вначале определением от 10.04.2012 №149 на 13 апреля 2012 года на 10 часов 30 минут, а затем, определением от 16.04.2012 №164 отложенного на 25 апреля 2012 года на 12 часов 00 минут по адресу: <...>.

Как установлено судом указанные определения были получены неуполномоченными лицами – главным энергетиком ФИО4 и техническим директором ФИО6, поэтому их извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя общества.

Доказательства надлежащего извещения законного представителя юридического лица о рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган не представил.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований и не подтверждены обстоятельства, послужившие основанием для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оценив в установленном порядке представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что постановление о наложении штрафа по делу №112 об административном правонарушении №157 от 25.04.2012 о привлечении ОАО "Биохимик" к административной ответственности вынесено при существенных нарушениях процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, что исключает возможность применения к юридическому лицу административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25.04.2012 №157 по делу №112 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.07.2012 до 01.08.2012 и с 01.08.2012 до 02.08.2012.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25.04.2012 №157 по делу №112 об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества "Биохимик", г.Саранск, к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Л.А. Артамонова