ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2170/14 от 12.09.2014 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-2170/2014

город Саранск 10 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажановой О.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью фирма "Готика", г.Саранск

к Администрации городского округа Саранск

о признании незаконным решения, оформленного письмом №2234-исх. от 09.04.2014, выразившегося в отказе выдать разрешение на перевод нежилого помещения под жилое, с последующей перепланировкой помещения под "часть здания гаража с помещениями для временного проживания работников"

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя, доверенность от 20.01.2014,

от ответчика: ФИО2, заместителя директора Департамента по правовым вопросам - заведующей отделом правовой защиты, доверенность №92-д от 17.09.2013,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью фирма "Готика" (далее по тексту также – ООО "Готика", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Саранск (далее по тексту также – Администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом №2234-исх. от 09.04.2014, выразившегося в отказе выдать разрешение на перевод нежилого помещения под жилое, с последующей перепланировкой помещения под "часть здания гаража с помещениями для временного проживания работников"

Администрация городского округа Саранск заявленные требования отклонила по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

В ходе заседания на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.09.2014 до 12.09.2014.

При рассмотрении дела установлено, что ООО фирма "Готика" является собственником части здания гаража с бытовым корпусом общей площадью 1007,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Данный факт подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 13 АЕ 212507 от 26.04.2002, выданным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.

12.03.2014 ООО фирма "Готика" обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о разрешении на перевод вышеуказанного нежилого помещения под жилое с последующей перепланировкой помещения в части бытового корпуса для временного проживания там работников.

Письмом №2234-исх. от 09.04.2014 Администрация городского округа Саранск сообщила заявителю о невозможности принятия решения о переводе указанного нежилого помещения в жилое, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, утв. решением Совета депутатов г.о.Саранск от 12.11.2009 №425, вышеуказанное нежилое помещение расположено в зоне П4-П5 ст.52.3 "Зона предприятий 4-5 класса опасности", где размещение жилых помещений не предусмотрено.

Не согласившись с указанным отказом, ООО фирма "Готика" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение регламентированы статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В частности, частью 1 статьи 22 ЖК РФ установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Жилищного Кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение: собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (п. 4 ст. 23 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 24 ЖК РФ определены случаи отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение. К таким случаям, в частности, относятся непредставление определенных частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1); несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4) и другие случаи.

Частью 2 статьи 24 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).

Исходя из пункта 9 Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Согласно пункту 2.1 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПин 2.1.2.2645-10) жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов.

Из представленной Администрацией копии выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саранска, рабочих посёлков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, следует, что принадлежащее заявителю нежилое помещение (часть здания гаража с бытовым корпусом) расположена в зоне П-4 и попадает в границу санитарно-защитных зон от расположенных вблизи промышленных объектов.

В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В силу пункта 1.3 СанПин 2.1.2.2645-10 требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков. Вместе с тем, при обращении с заявлением в Администрацию о переводе нежилого помещения в жилое, общество не указало планируемую цель использования жилого помещения (при условии положительного ответа).

Решением Совета депутатов городского округа Саранск №425 от 12.11.2009 утверждены Правила землепользования и застройки г.Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск (далее – Правила), которые приняты в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и являются нормативным муниципальным правовым актом.

Правилами предусмотрено градостроительное зонирование – зонирование территории муниципального образования в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Статьей 43 Правил для целей адресного применения настоящих правил вводится градостроительное зонирование, т.е. деление городского округа на территориальные зоны с установлением правового режима использования земельных участков в пределах каждого вида зон через систему градостроительных регламентов, регулирующих землепользование и параметры застройки в границах этих участков. Правилами установлены следующие виды территориальных зон: жилые зоны – Ж, общественно-деловые зоны –ОД, озелененные территории –Р и ОТ, производственные зоны –П, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры – ИТ, зоны специального назначения – СП, зоны сельскохозяйственного использования – СХ и зоны территорий водного фонда – В.

Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В каждой из территориальных зон Правилами предусмотрены основные виды разрешенного использования (применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства в границах территориальной зоны- виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных к применению в границах территориальной зоны без согласований и дополнительных условий); вспомогательные виды разрешенного использования (виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемых совместно с ними) и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства (виды использования, указанные в градостроительном регламенте в качестве разрешенных к применению в границах территориальной зоны при условии получения разрешения на эти виды использования, предоставляемого Администрацией городского округа Саранск в порядке, предусмотренном Правилами застройки).

Согласно статье 52 Правил - производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Из пункта 52.3 статьи 52 Правил следует, что П4 и П5 являются зонами IV и V класса опасности .

Зона выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз IV - V класса вредности, имеющих санитарно-защитную зону 100 м - для IV класса опасности и 50 м - для V класса опасности, с низкими уровнями шума и загрязнения (озеленение для предприятий IV, V классов опасности - не менее 60% площади СЗЗ). Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований.

Основные виды разрешенного использования:

- коммунально-складские и производственные предприятия IV, V класса опасности различного профиля, с соблюдением установленных санитарно-защитных зон;

- теплицы для выращивания цветов, декоративных растений при условии исключения выращивания в них продукции для употребления в пищу и сырья для производства пищевых продуктов;

- станции технического обслуживания автомобилей (при количестве постов не более 10), авторемонтные предприятия;

- объекты складского назначения различного профиля (за исключением складов хранения продовольственного сырья, пищевых продуктов и лекарственных средств);

- объекты технического и инженерного обеспечения предприятий;

- санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения;

- офисы, административные службы;

- предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины розничной торговли по продаже товаров собственного производства предприятий;

- отделения, участковые пункты милиции;

- пожарные части;

- объекты пожарной охраны;

Вспомогательные виды разрешенного использования:

- АЗС;

- спортплощадки, площадки отдыха для персонала предприятий;

- предприятия общественного питания (кафе, столовые, буфеты), связанные с непосредственным обслуживанием производственных и промышленных предприятий;

- антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи;

- открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей;

- автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей;

- защитные зеленые насаждения (озелененные территории специального назначения), цветники, газоны.

гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные, автостоянки на отдельном земельном участке;

отдельно стоящие объекты бытового обслуживания;

ГАЗС;

Условно разрешенные виды использования:

- гаражи и автостоянки для постоянного хранения грузовых автомобилей (не более 100);

- проектные, научно-исследовательские, конструкторские и изыскательские организации и лаборатории;

- киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, магазины мелкорозничной торговли площадью до 150 м2;

- аптеки;

- питомники растений для озеленения промышленных территорий и санитарно-защитных зон;

- ветеринарные приемные пункты.

Таким образом, Правилами не предусмотрена возможность размещения в промышленной зоне П4 жилых домов, общежитий и гостиниц.

Правовой режим производственной зоны П4, в котором располагается принадлежащее заявителю нежилое помещение (часть здания гаража с бытовым корпусом), препятствует его переводу в жилое помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В результате, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае оспариваемое решение Администрации городского округа Саранск, оформленное письмом №2234-исх. от 09.04.2014, об отказе ООО "Готика" в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое, полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах заявленные ООО "Готика" требования подлежат отклонению.

Оспариваемое решение Администрации городского округа Саранск проверено на соответствие Жилищному Кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. отнести на заявителя.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.Н. Савочкин