ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2269/13 от 12.09.2013 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-2269/2013

город Саранск 19 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Ситниковой В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карповой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магма", р.п.Комсомольский, Чамзинский район, Республика Мордовия,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск,

о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-13/11П от 23.04.2013 о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя: Четаевой Т.Д.- юриста по доверенности №15-2013 от 29.04.2013,

от ответчика: Муртазиной М.Н.- специалиста по доверенности №09-03-02/231 от 06.03.2013,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Магма" (далее – "ООО "Магма", "заявитель") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-13/11П от 23.04.2013 о назначении административного наказания.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее – "ответчик", "административный орган") с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, указанным в отзыве на заявление.

При рассмотрении материалов дела установлено, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия проведена плановая камеральная проверка ООО "Магма" по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования. При осуществлении контрольных мероприятий административным органом установлен факт нарушения Обществом требований пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 9.1 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №13 8-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" и пункта 9 Приложения 5 "Порядок заполнения справки о подтверждающих документах" к названной Инструкции, выразившиеся в несоблюдении установленного порядка представления справки о подтверждающих документах.

09.04.2013 административным органом составлен протокол об административном правонарушении №09-03-06/10 по факту совершения ООО "Магма" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – "КоАП РФ").

По результатам рассмотрения материалов административного производства руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия вынесено постановление №89-13/11П от 23.04.2013, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 41000 руб.

Обращаясь в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления №89-13/11П от 23.04.2013, ООО "Магма" полагает, что вывод административного органа о наличии в действиях Общества объективной стороны правонару­шения, а именно нарушения порядка представления форм учета (к которым отнесена и справка о подтверждающих документах) является ошибочным, поскольку объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является несоблюдение установленных порядка или сроков представле­ния форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка ис­пользования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок. Поэтому указание резидентом в справке о подтверждающих доку­ментах неверно признака в графе 9 "Признак поставки" не является нарушением установлен­ного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а являются нарушением непосредственно порядка заполнения (оформления) указанной справки и не образует состава административного правонарушения, ответственность за ко­торое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Всесторонне, полно и объективно оценив представленные по делу доказательства, изучив доводы представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.

Между ООО "Магма" (Заказчик) и Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) (Поставщик) заключен контракт от 12.07.2012 №668140 на дополнительное обучение персонала заказчика для работы на оборудовании для производства гипсового вяжущего, гипсокартонных листов и пазогребневых плит (контракт на обучение).

Дополнительное обучение персонала заказчика проводится поставщиком в 3 этапа в соответствии с местом, временем и условиями, указанными в приложении 1 к контракту.

Заказчик предоставляет свой персонал в необходимом количестве и с необходимыми квалификациями на время проведения 3 этапов обучения в соответствии с приложением 1.

Дополнительное обучение считается выполненным поставщиком после подписания обеими сторонами соответствующих протоколов обучения для 3 этапов обучения с указанием стоимости обучения по каждому этапу обучения.

Протоколы обучения, подписанные заказчиком, передаются поставщику в течение 30 дней по окончании соответствующего этапа обучения.

Цена контракта за дополнительное обучение составляет 345000,00 Евро (без учета действующего НДС или других налогов, взимаемых в стране заказчика, если таковые имеются).

Цена контракта покрывает дополнительное обучение, основываясь на количестве персонала, времени его занятости и прочих деталях, указанных в приложении 1.

Заказчику предоставляются протоколы обучения по трем этапам обучения с указанием стоимости каждого этапа обучения, подписанные сторонами.

Оплата цены контракта производится заказчиком по частям согласно контракту в Евро. Платежи на суммы соответствующих взносов должны быть совершены путем банковских переводов следующим образом:

- предоплата 55% от цены контракта оплачивается в виде предоплаты против соответствующего счета, выставленного поставщиком, не позднее 30 дней после подписания сторонами данного дополнения,

- дальнейшие промежуточные платежи 45% от цены каждого этапа обучения (1) -(3), указанного в приложении 1, оплачивается в день начала каждого из трех этапов обучения (1-3) в соответствии с приложением 1 к контракту против счетов на оплату (инвойсов), выставленных поставщиком.

Платежи, осуществляемые заказчиком, производятся в Евро посредством перечисления денег не позднее 30 дней со дня получения счетов от поставщика, за исключением первого платежа - предоплаты.

В случае достижения договоренности между сторонами о стоимости изменения поставщик предъявляет заказчику платежный документ на распоряжение о внесении изменений, утверждающий стоимость соответствующего распоряжения.

Изменение цены контракта стороны согласовывают путем подписания дополнения к контракту. Контракт состоит из соглашения, а также приложения 1 к нему.

Изменения и дополнения к контракту являются для сторон обязательными, если они выполнены в письменной форме и подписаны назначенными представителями обеих сторон.

Контракт считается заключенным, если контракт был подписан всеми задействованными сторонами. Контракт вступает в силу, если предоплата поступила поставщику.

1. К контракту от 12.07.2012 №668140 сторонами подписано приложение от
 12.07.2012 №1 "Подробности проведения дополнительного обучения", в котором
оговорены 3 этапа обучения персонала:

обучение технического и обслуживающего персонала: линия по производству гипсового вяжущего, технологии, программирование и программное обеспечение и контроль качества, в период с 16.07.2012 по 21.07.2012, стоимость обучения составляет 14500,00 Евро,

2. Обучение персонала линии по производству пазогребневых плит на месте в период с 16.07.2012 по 03.08.2012, стоимость обучения составляет 22000,00 Евро,

3. Обучение персонала линий по производству гипсового вяжущего и
 гипсокартонных листов на производственной линии в г.Хайфа (Израиль), стоимость
 обучения составляет 308500,00 Евро.

Общая стоимость обучения - 345000,00 Евро. В предложение не включены расходы на проживание и переезды персонала заказчика.

По контракту от 12.07.2012 №668140 ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) 25.07.2012 оформлен паспорт сделки №12070002/0752/0000/4/0 на сумму 345000,00 Евро с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2012, рассчитанной резидентом самостоятельно исходя из условий контракта.

26.07.2012 к контракту от 12.07.2012 №668140 заключено дополнение №1, согласно которому дополнительное обучение персонала заказчика производится поставщиком в 2 этапа:

1. Обучение технического и обслуживающего персонала "Линии по производству гипсового вяжущего, технологии, программирование и программное обеспечение и контроль качества" в г. Бад Херсфельд (Германия), стоимость обучения 36500,00 Евро,

2. Обучение персонала линий по производству гипсового вяжущего и
 гипсокартонных листов на производственной линии в г.Хайфа (Израиль), стоимость обучения 308500,00 Евро.

Однако, заказчику предоставляются акты выполненных работ по двум этапам обучения с указанием стоимости каждого этапа обучения, подписанные сторонами.

Все пункты контракта, включая Приложение 1, незатронутые данным дополнением, остаются без изменений.

В рамках исполнения обязательств по контракту от 12.07.2012 №668140 на основании счета на выплату авансового платежа от 12.07.2012 №120712-01 ООО "Магма" 31.07.2012 произведена предоплата 55% от цены контракта в сумме 189750,00 Евро, что подтверждено заявлением на перевод от 31.07.2012 №1 на сумму 189750,00 Евро, выпиской банка за 31.07.2012.

Справка о валютных операциях от 31.07.2012 на сумму 189750,00 Евро ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) представлена 31.07.2012, в графе 6 "Код вида валютной операции" указан код - 21020 (предварительная оплата).

Таким образом, 31.07.2012 произведена предварительная оплата в размере 55% от стоимости контракта за 2 этапа обучения на общую сумму 189750,00 Евро, в том числе:

55%-ая предварительная оплата стоимости первого этапа обучения - 20075,00 Евро (55% от 36500,00 Евро),

55%-ая предварительная оплата стоимости второго этапа обучения - 169675,00 Евро (55% от 308500,00 Евро).

В рамках исполнения обязательств по контракту от 12.07.2012 №668140 Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) в г. Бад Херсфельд (Германия) произведен первый этап обучения (с 17.07.2012 по 20.07.2012), стоимость которого составила 36500,00 Евро. По результатам обучения составлен и подписан обеими сторонами Акт обучения от 02.08.2012 б/н на сумму 36500,00 Евро.

Справка о подтверждающих документах от 13.08.2012 на сумму 36500,00 Евро ООО "Магма" оформлена с датой от 13.08.2012 и представлена в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) 21.08.2012 (отметка Банка в получении) - в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И.

Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) в адрес ООО "Магма" на оплату дальнейшего платежа в размере 45% от цены первого этапа обучения был выставлен счет от 02.08.2012 №120802-01 на сумму 16425,00 Евро, где указано, что на сумму 20075,00 Евро (55% от 36500,00 Евро) счет уже был выставлен.

ООО "Магма" на основании выставленного контрагентом счета от 02.08.2012 №120802-01 дальнейший платеж в размере 45% от цены первого этапа обучения произведен 05.09.2012 в сумме 16425,00 Евро, что подтверждено заявлением на перевод от 05.09.2012 №2 на сумму 16425,00 Евро, выпиской банка за 05.09.2012.

Справка о валютных операциях от 05.09.2012 на сумму 16425,00 Евро ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) представлена 05.09.2012 с указанием в графе 6 "Код вида валютной операции" кода - 21010 (платеж резидента после выполнения работ, оказания услуг нерезидентом).

В рамках исполнения обязательств по контракту от 12.07.2012 №668140 и в счет предварительной оплаты на сумму 169675,00 Евро (заявление на перевод от 31.07.2012 №1) Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) в г.Хайфа (Израиль) произведен второй этап обучения (с 03.09.2012 по 14.09.2012), стоимость которого составила 308500,00 Евро. По результатам обучения составлен и подписан обеими сторонами Акт обучения от 15.11.2012 б/н на сумму 308500,00 Евро.

Справка о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро оформлена ООО "Магма" 28.11.2012 и представлена в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) 30.11.2012 (отметка Банка в получении).

В справке о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро указано:

в графах 2 и 3 "Подтверждающий документ": номер - БН, дата - 15.11.2012,

в графе 4 "Код вида подтверждающего документа" - 04_4 (выполненные нерезидентом работы, оказанные услуги),

в графах 5 и 6 "Сумма по подтверждающему документу": код валюты - 978, сумма -308500,00,

в графе 9 "Признак поставки" - 3 (исполнение нерезидентом обязательств в счет ранее полученного аванса).

Справка о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро подписана директором ООО "Магма" Анниковым А.И.

По второму этапу обучения после подписания акта обучения от 15.11.2012 б/н за Обществом сложилась задолженность в сумме 138825,00 Евро, что подтверждается данными счета от 15.11.2012 №121112-01 на сумму 138825,00 Евро, выставленного Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) в адрес ООО "Магма" после завершения второго этапа обучения, а также данными ведомости банковского контроля по ПС №12070002/0752/0000/4/0. В счете от 15.11.2012 №121112-01 на сумму 138825,00 Евро указано, что на сумму 169675,00 Евро (55% от 308500,00 Евро) уже был выставлен счет, в связи с чем контрагент просит произвести путем банковского перевода оставшуюся сумму 138825,00 Евро.

Дополнительным соглашением от 29.12.2012 №1 к контракту от 12.07.2012 №668140 срок действия контракта продлен до 31.12.2013.

На основании дополнительного соглашения от 29.12.2012 №1 и заявления от 17.01.2013 о переоформлении паспорта сделки №12070002/0752/0000/4/0 паспорт сделки №12070002/0752/0000/4/0 переоформлен 17.01.2013 (переоформление №01), соответствующие изменения внесены в паспорт сделки.

Оплата 138825,00 Евро (45% от стоимости второго этапа обучения) осуществлена ООО "Магма" 17.01.2013, что подтверждено заявлением на перевод от 17.01.2013 №2 на сумму 138825,00 Евро, выпиской банка за 17.01.2013.

Справка о валютных операциях от 17.01.2013 на сумму 138825,00 Евро представлена ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) 17.01.2013 с указанием в графе 6 "Код вида валютной операции" кода - 21200, что соответствует платежу резидента после выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (отсрочка платежа). Таким образом, исполнение нерезидентом обязательств по акту обучения от 15.11.2012 б/н на сумму 308500,00 Евро осуществлено в счет 55% предварительной оплаты на сумму 169675,00 Евро, а на 45% от суммы акта - 138825,00 Евро - предусмотрена отсрочка платежа.

Территориальным управлением Росфиннадзора в Республике Мордовия направлено письмо от 26.03.2013 №09-02-07/316 в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) с просьбой о предоставлении копий документов и информации по контракту от 12.07.2012 №668140.

В ответ на запрос от АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) письмом от 28.03.2013 №07-46 представлены: ведомость банковского контроля по ПС №12070002/0752/0000/4/0, сформированная по состоянию на 29.03.2013 и заверенные копии следующих документов:

- паспорта сделки №12070002/0752/0000/4/0 от 25.07.2012 с переоформлением от 17.01.2013 №01,

- заявления ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) от 17.01.2013 о переоформлении паспорта сделки,

- дополнительного соглашения от 29.12.2012 №1,

- справок о валютных операциях: от 31.07.2012 на сумму 189750,00 Евро, от 05.09.2012 на сумму 16425,00 Евро, от 17.01.2013 на сумму 138825,00 Евро,

- заявлений на перевод: от 31.07.2012 №1 на сумму 189750,00 Евро, от 17.01.2013 №2 на сумму 138825,00 Евро,

- SWIFT-сообщений: от 31.07.2012 №291044, от 05.09.2012 №314366, от 17.01.2013 №399006,

- справок о подтверждающих документах: от 13.08.2012 на сумму 36500,00 Евро, от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро,

- актов обучения: от 02.08.2012 б/н на сумму 36500,00 Евро, от 15.11.2012 б/н на сумму 308500,00 Евро,

- письма ООО "Магма" от 30.07.2012 №963 в АКБ "Мордовпромстройбанк".

В представленной АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) ведомости банковского контроля по ПС №12070002/0752/0000/4/0, сформированной по состоянию на 29.03.2013, в разделе I "Сведения из паспорта сделки" в п.2 "Реквизиты нерезидента (нерезидентов)" указано: Grenzebach BSH Gmbh, Германия,

в п. 3 "Общие сведения о контракте" указано: номер - 668140, дата - 12.07.2012; валюта контракта: наименование - Евро, код - 978; сумма контракта - 345000,00; дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2013г.;

в п. 5 "Сведения о переоформлении паспорта сделки" указано: номер - 01; дата -17.01.2013; документ, на основании которого внесены изменения в паспорт сделки: номер - 1, дата-29.12.2012.

По данным раздела II "Сведения о платежах" отражено 3 операции на общую сумму 345000,00 Евро, в том числе:

1. дата - 31.07.2012, признак платежа - 2, код вида валютной операции - 21020, код валюты - 978, сумма операции - 189750,00,

2. дата - 05.09.2012, признак платежа - 2, код вида валютной операции - 21010, код валюты - 978, сумма операции - 16425,00,

3. дата - 17.01.2012, признак платежа - 2, код вида валютной операции - 21200, код валюты - 978, сумма операции - 138825,00.

По данным раздела III "Сведения о подтверждающих документах" отражено 2 операции на общую сумму 345000,00 Евро, в том числе:

1. подтверждающий документ: номер - б/н, дата - 02.08.2012, код вида
 подтверждающего документа - 04, сумма по подтверждающим документам: код валюты – 978, сумма-36500,00,

2. подтверждающий документ: номер - б/н, дата - 15.11.2012, код вида
 подтверждающего документа - 04_4, сумма по подтверждающим документам: код валюты - 978, сумма - 308500,00, признак поставки - 3.

В разделе VI "Итоговые данные расчетов по контракту" указано: Дата расчета - 29.03.2013, код валюты контракта - 978, сумма платежей по контракту (всего списано) - 345000,00, сумма по подтверждающим документам (увеличивающим обязательства резидента) - 345000,00, сальдо расчетов - 0,00.

Договором банковского счета в иностранной валюте от 23.06.2010 №82, заключенным ООО "Магма" с АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО), самостоятельное составление за клиента справок о подтверждающих документах уполномоченному банку не делегировано.

В соответствии с пунктом 3.2 "Платежи" контракта от 12.07.2012 №668140 оплата цены контракта производится заказчиком по частям следующим образом:

- предоплата 55% от цены контракта оплачивается в виде предоплаты против соответствующего счета, выставленного поставщиком, не позднее 30 дней после подписания сторонами данного дополнения,

- дальнейшие промежуточные платежи 45% от цены каждого этапа обучения оплачивается в день начала каждого из этапов обучения против счетов на оплату, выставленных поставщиком.

15.11.2012 Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) оказаны услуги по второму этапу обучения, о чем составлен и подписан акт обучения от 15.11.2012 б/н на сумму 308500,00 Евро.

До 15.11.2012 ООО "Магма" в соответствии с пунктом 3.2 "Платежи" контракта произведена 55% предварительная оплата второго этапа обучения на сумму 169675,00 Евро (заявление на перевод от 31.07.2012 №1, выписка банка за 31.07.2012).

В соответствии с пунктом 3.3 "Выставление счета и платежи" контракта платежи, осуществляемые заказчиком, производятся в Евро посредством перечисления денег не позднее 30 дней со дня получения счетов от поставщика, за исключением первого платежа - предоплаты.

Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) в адрес ООО "Магма" выставлен счет от 15.11.2012 №121112-01 на сумму 138825,00 Евро (на оплату оставшихся 45% от стоимости второго этапа обучения), который ООО "Магма" был оплачен лишь 17.01.2013 (заявление на перевод от 17.01.2013 №2 на сумму 138825,00 Евро, выписка банка за 17.01.2013).

ООО "Магма" в справке о подтверждающих документах от 28.11.2012 в графе 9 "Признак поставки" проставило признак поставки "3" и отразило всю сумму контракта в размере 308500,00 Евро, что свидетельствует об исполнении нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса, тогда как фактически за услуги в сумме 138825,00 Евро (45% от стоимости) предусмотрена отсрочка оплаты, которая по состоянию на 30.11.2012 (дата представления справки о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро в Банк) не была произведена заявителем.

Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - Центральным банком Российской Федерации.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Главой 9 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.

В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы):

9.1.1. в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - таможенную декларацию, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК") (далее - таможенные декларации).

В соответствии с пунктом 9 Приложения 5 "Порядок заполнения справки о подтверждающих документах" к Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И графа 9 заполняется только в случае, если в графе 4 указаны коды видов подтверждающих документов 01_3, 01_4, 02_3, 02_4, 03_3, 03_4, 04_3, 04_4.

В графе 9 по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них:

1 - исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;

2 - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;

3 - исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;

4 - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

В соответствии с пунктом 10.1 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 № 138-И в отношении контракта, исполнение обязательств по которому предусматривает оформление ПС, банк ПС формирует и ведет в электронном виде ведомость банковского контроля в порядке, установленном приложениями 6 и 7 к настоящей Инструкции.

Согласно пункту 10.2 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И формирование и ведение ведомости банковского контроля осуществляется банком ПС на основании следующих документов:

паспорта сделки;

справки о валютных операциях (корректирующей справки о валютных операциях); справки о подтверждающих документах (корректирующей справки о подтверждающих документах);

ведомости банковского контроля (разделы II - IV ведомости банковского контроля по контракту (разделы II - III ведомости банковского контроля по кредитному договору) в случае, установленном пунктом 12.2 настоящей Инструкции;

иных документов и информации, требования о представлении которых резидентом в банк ПС установлены настоящей Инструкцией, в том числе сведений, содержащихся в контракте (кредитном договоре), а также в иных документах и информации, которые имеются в банке ПС.

Поскольку условиями контракта от 12.07.2012 №668140 предусмотрена оплата оказываемых нерезидентом услуг в форме авансового платежа в размере 55% от стоимости этапов обучения и отсрочки платежа в размере оставшихся 45% от стоимости этапа обучения и данные условия контракта от 12.07.2012 №668140 соблюдены сторонами при исполнении обязательств, то в справке о подтверждающих документах исходя из требований Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И (пункт 9.1 Инструкции Центрального банка РФ от 04.06.2012 №138-И и пункт 9 Приложения 5 "Порядок заполнения справки о подтверждающих документах" к Инструкции) сумму 308500,00 Евро следовало отразить двумя строками с указанием в одной из них - суммы 169675,00 Евро, приходящейся на авансовый платеж, и признака поставки "3 - исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента", в другой - суммы 138825,00 Евро, приходящейся на отсрочку платежа, и указанием признака поставки "4 - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты".

Вместе с тем по данным раздела II "Сведения о платежах" по состоянию на 30.11.2012 (дата представления справки о подтверждающих документах в Банк) за ООО "Магма" числилась задолженность в сумме 138825,00 Евро, которая оплачена Обществом 17.01.2013 с указанием в заявлении на перевод кода вида валютной операции - 21200, свидетельствующего о платеже резидента после выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (отсрочка платежа).

Таким образом, справка о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро представлена ООО "Магма" в АКБ "Мордовпромстройбанк" (ОАО) 30.11.2012 с нарушением установленного порядка, что повлекло за собой отражение в разделе III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по ПС №12070002/0752/0000/4/0 недостоверной информации: в графе 9 "Признак поставки" строки 2 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" на сумму контракта - 308500,00 Евро - указан признак поставки "3", означающий исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента, и, следовательно, свидетельствующий об исполнении сторонами обязательств по контракту от 12.07.2012 №668140.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует, в том числе несоблюдение установленного порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности, порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

Рассмотрев представленные документы, суд считает, что в действиях ООО "Магма" усматривается состав вменяемого административного правонарушения, поскольку правильность заполнения граф справки о подтверждающих документах также относится к порядку представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Нарушение указанного порядка образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, способных помешать ООО "Магма" надлежаще исполнить обязанность по надлежащему оформлению справки о подтверждающих документах, в ходе административного расследования не установлено.

Вина ООО "Магма" в совершении административного правонарушения, подтверждается следующими доказательствами:

- контрактом от 12.07.2012 №668140 с Компанией "GRENZEBACH BSH GMBH" (Германия) с приложением от 12.07.2012 №1, дополнением от 26.07.2012 №1 и дополнительным соглашением от 29.12.2012 №1,

- паспортом сделки №12070002/0752/0000/4/0 от 25.07.2012 с переоформлением от 17.01.2013. №01,

- счетами на оплату: от 12.07.2012 №120712-01 на сумму 189750,00 Евро, от 15.11.2012 №121112-01 на сумму 138825,00 Евро,

- справками о валютных операциях: от 31.07.2012 на сумму 189750,00 Евро, от 17.01.2013 на сумму 138825,00 Евро,

- заявлениями на перевод: от 31.07.2012 №1 на сумму 189750,00 Евро, от 17.01.2013 №2 на сумму 138825,00 Евро,

- SWIFT-сообщениями: от 31.07.2012 №291044, от 17.01.2013 №399006,

- выписками банка: за 31.07.2012, за 17.01.2013,

- справкой о подтверждающих документах от 28.11.2012 на сумму 308500,00 Евро,

- актом обучения от 15.11.2012 б/н на сумму 308500,00 Евро,

- ведомостью банковского контроля по ПС №12070002/0752/0000/4/0.

Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП).

В данном случае невыполнение Обществом установленных требований представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выразившееся в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Информация, содержащаяся в представляемых уполномоченному банку документах, необходима ему как агенту валютного контроля для осуществления своих контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Неправильное оформление (в том числе неверное указание в графах соответствующих сведений) справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Содержание протокола об административном правонарушении от 09.04.2013 №09-03-06/10 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, также имеется отметка о разъяснении прав. Протокол составлен в присутствии представителя ООО "Магма" Четаевой Т.Д., подписан ею без замечаний.

Постановление о назначении административного наказания от 23.04.2013 №89-13/11П вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия в рамках предоставленных полномочий с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины Общества в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

При изложенных обстоятельствах постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-13/11П от 23.04.2013 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.

Довод заявителя о квалификации совершенного им деяния в качестве малозначительного суд находит необоснованным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления).

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

С учетом изложенного, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, суд установил, что совершенное правонарушение посягает на установленный законодательством порядок публичных общественных отношений, возникающих в процессе валютного контроля, а охранительные нормы статьи 15.25 КоАП РФ защищают интересы государства, в связи с чем основания для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

Кроме того в судебное заседание административным органом представлено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 21.06.2012 №89-12/40П, согласно которому ООО "Магма" привлечено к административной ответственности. На момент вынесения оспариваемого постановления №89-13/11П от 23.04.2013 заявитель был подвергнут наказанию согласно постановлению от 21.06.2012 №89-12/40П в силу статьи 4.6 КоАП РФ.

Иные доводы ООО "Магма" не принимаются судом, поскольку не влияют на квалификацию совершенного Обществом правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии вины и не являются существенными нарушениями, влекущими незаконность и отмену оспариваемого постановления.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.30 час. 12 сентября 2013 года.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-13/11П от 23.04.2013 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Магма" отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.И. Ситникова