ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2324/08 от 24.12.2008 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

  Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело№А39-2324/2008
  г.Саранск «24» декабря 2008 г.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Никишиной Т.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петропавловской Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Квинтет», г.Саранск Республики Мордовия

к Администрации городского округа Саранск, г.Саранск Республики Мордовия

о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск № 2033 от 09.11.2007

при участии в заседании:

от ООО «Квинтет»: Смирновой Т.И., представителя, доверенность от 02.07.2007г.,

от Администрации го Саранск: не явился,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Квинтет» (далее – ООО «Квинтет», общество, заявитель) обратилось с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в Арбитражный суд Республики Мордовия к Администрации городского округа Саранск (далее - Администрации го Саранск, администрация, ответчик) о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск № 2033 от 09.11.2007 «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2007г. № 889».

Ответчик в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям изложенным в возражениях на заявление.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Квинтет» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021300975354.

Администрацией городского округа Саранск (арендодатель) обществу с ограниченной ответственностью «Квинтет» (арендатор) предоставлен в аренду сроком на один год, земельный участок площадью 7 614, 0 кв.м. с кадастровым номером 13:23:10 01 027:0022, для размещения платной автостоянки (не являющейся объектом капитального строительства) по ул.Пушкина г.Саранска, о чем свидетельствует Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2007г. № 889.

22 мая 2007 года, на основании указанного постановления, между Администрацией городского округа Саранск и обществом с ограниченной ответственностью «Квинтет» заключен договор № 11256 аренды земельного участка, согласно которому, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящейся по адресу: г.Саранск, ул.Пушкина. Действие договора с 27.04.2007 по 27.04.2008.

Земельный участок по окончанию срока действия договора аренды арендодателю не передан.

09.04.2008 обществом получен ответ Прокуратуры Ленинского района г.о.Саранск в котором сообщалось, что 09.11.2007г. Главой Администрации г.о.Саранск было вынесено Постановление № 2033, которым Постановление Главы Администрации г.о.Саранск от 27.04.2007г. № 889 «О предоставлении ООО «Квинтет» земельного участка для размещения платной автостоянки по ул.Пушкина г.Саранска» было признано утратившим силу.

Как следует из текста постановления от 09.11.2007 № 2033, основанием к его изданию послужило принятое во внимание заключение от 06.03.06 №1 экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду строительства платной автостоянки по ул.Пушкина в г.Саранске ООО «Квинтет».

Общество расценило данное постановление как расторжение договора № 11256 аренды земельного участка в одностороннем порядке, и обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление ООО «Квинтет» подлежит удовлетворению.

На основании пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют Закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приведенная правовая норма корреспондирует положениям, закрепленным в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу специфики правового института местного самоуправления Федеральными законами от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального образования, определены вопросы местного значения, органы местного самоуправления, их полномочия и система муниципальных правовых актов. В соответствии со статьей 39 Устава городского округа Саранск в систему правовых актов органов местного самоуправления входят, в частности, постановления и распоряжения Главы Администрации.

27 апреля 2007 года принято Постановление Главы Администрации г.о.Саранск № 889 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Квинтет» земельного участка для размещения платной автостоянки по ул.Пушкина г.Саранска».

Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. По смыслу этой нормы отмена, изменение самим органом либо судом ранее принятых актов главой местного самоуправления должны производиться в соответствии с их компетенцией и соблюдением законодательства.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса. Договор аренды земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления - постановление, и соглашение сторон - договор, заключенный на основании этого акта.

Как следует из преамбулы договора № 11256 от 22.05.2007, он заключен на основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27.04.2007 № 889.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № 2033 от 09.11.2007 указанное постановление было признано утратившим силу и комитету по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск было предписано расторгнуть договор № 11256 от 22.05.2007г. аренды земельного участка.

Однако при наличии между администрацией и обществом договора аренды земельного участка, глава администрации в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе во внесудебном порядке признать утратившим силу постановление, явившееся основанием для заключения договора.

Основания прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя и основания досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя предусмотрены статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Договор № 11256 аренды земельного участка (площадь 7 614, 0 кв.м., кадастровый номер 13:23:10 01 027:0022, для размещения платной автостоянки по ул.Пушкина г.Саранска) заключен 22 мая 2007 года.

В статье 310 вышеупомянутого Кодекса определено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В договоре аренды могут быть предусмотрены основания отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, в том числе связанные с нарушением арендатором того или иного условия договора (пункт 3 статьи 450 ГК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что при заключении договора аренды в него было включено условие о том, что договор может быть расторгнут по требованию арендодателя на основании и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а также в случаях нарушения арендатором условий (пункты 4.1.1, 4.1.2, 4.4.7, 4.4.8, 7.1) договора (пункт 6.2 договора).

Однако ответчиком ни при принятии оспариваемого постановления ни в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований и обстоятельств для прекращения аренды земельного участка, расторжения договора аренды, признания утратившим силу акта, явившегося основанием для заключенного договора.

По смыслу положений пункта 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочный орган, принявший акт обязан обосновать необходимость его отмены в самом акте, а в случае оспаривания - в суде.

Ссылка Администрации го Саранск на заключение от 06.03.06 №1 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологическое заключение территориального управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ от 16.12.20005 и непоименованные документы, представленные обществом при издании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2007г. № 889 и заключении договора аренды, якобы содержащие разное число мест для машин на предполагаемой стоянке, не может быть принята во внимание, как необоснованная. К тому же норма о выборе мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы признана утратившей силу с 01.01.2007 Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ, то есть на момент принятия оспариваемого постановления уже не действовала, что свидетельствует о неправомерности отмены постановления о предоставлении земельного участка обществу.

Также не может быть принят аргумент Администрации го Саранск о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ для оспаривания ненормативного акта.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Суд исходит из того, что обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента получения ответа № 253-ж-2008 Прокуратуры Ленинского района г.о.Саранск, то есть 09.04.2008 и обращения заявителя в суд с заявлением 09.07.2008 (почтовый штемпель на конверте). Доказательства направления ответчиком и получения обществом оспариваемого постановления в более ранние сроки в материалах дела отсутствуют.

Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. В соответствии с главой 9 Земельного кодекса Российской Федерации признание прав на земельный участок и защита прав на него осуществляются только в судебном порядке. Признание утратившим силу ненормативного акта, являющегося основанием для заключения договора аренды и одним из элементов юридического состава права аренды на земельный участок, до истечения срока действия договора, нарушает права и законные интересы общества.

Из содержания части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В ходе производства по делу Администрация го Саранск не доказала обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого постановления, и не указала их правовое основание.

При таких обстоятельствах постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № 2033 от 09.11.2007 «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2007г. № 889», как изданным в пределах срока действия договора нарушены права и законные интересы ООО "Квинтет", являющегося арендатором, в пользовании земельным участком, к тому же послужившим основанием для отказа в реализации права общества на заключение договора аренды на новый срок.

Оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм гражданского права и земельного законодательства. Требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При подаче заявления ООО «Квинтет» оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. Государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с Администрации городского округа Саранск в пользу общества с ограниченной ответственностью «Квинтет».

В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.12.2008 до 16.12.2008 и с 16.12.2008 до 19.12.2008.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить. Признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск № 2033 от 09 ноября 2007г. «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27 апреля 2007г. № 889» как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск, Республика Мордовия, г.Саранск в пользу общества с ограниченной ответственностью «Квинтет», Республика Мордовия, г.Саранск государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья Т.Л. Никишина