ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2736/10 от 29.09.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-2736/2010

город Саранск 05 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шипицыной Е.Е., ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Б-Пестровское", с.Б.Пестровка, Ичалковский район, Республика Мордовия

к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, г.Саранск, Республика Мордовия

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.06.2010

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя доверенность от 12.08.2010;

от ответчика: ФИО2, ведущего специалиста, доверенность от 26.08.2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Б-Пестровское" (далее по тексту – заявитель, ООО "Б-Пестровское", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – ответчик, Минлесхоз РМ, министерство) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.06.2010, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение лицензионных требований в виде взыскании штрафа в размере 300000 руб.

Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании просили оставить требования заявителя без удовлетворения, указав, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, при проведении проверки общества были установлены нарушения лицензионных условий, что повлекло привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Б-Пестровское" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051310000917, что подтверждается свидетельством серия 13 № 000297931.

В ходе проводимой 11 марта 2010 года Управлением по налоговым преступлениям МВД по Республике Мордовия проверки с участием главного специалиста отдела недропользования Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования по Республике Мордовия ФИО3, последней было дано заключение по выполнению условий лицензирования Обществом с ограниченной ответственностью "Б-Пестровское" при разведке и добыче строительных песков на Больше-Пестровском месторождении, находящимся по адресу: с.Б.Пестровка , Ичалковский район, Республика Мордовия.

В заключении от 11 марта 2010 указано, что в ходе проверки выявлены нарушения обществом требований, установленных лицензией в соответствии с Законом РФ "О недрах", выразившиеся в следующем :

-комплекс геологоразведочных работ на Больше- Пестровском месторождении строительных песков не проведен в срок 4 квартал 2009 года (не выполнен пункт 3.1. лицензионного соглашения приложение №2);

-земельный отвод в окончательных границах не оформлен (не выполнен пункт 3.10 лицензионного соглашения приложение №2).

По факту выявленных нарушений Отделом внутренних дел по Ичалковскому муниципальному району Республики Мордовия в отношении директора ООО "Б-Пестровское" ФИО4 была проведена проверка по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности по добыче и реализации строительного песка, и 12 апреля 2010 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также сделан вывод о совершении административного правонарушения. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора ООО "Б-Пестровское" от 12.04.2010 и материал проверки по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности по добыче и реализации строительного песка с нарушением лицензионных требований передан прокурору Ичалковского района Республики Мордовия для возбуждения дела об административном правонарушении.

01.06.2010 прокурором Ичалковского района Республики Мордовия в отношении ООО "Б-Пестровское" было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Постановление составлено с участием директора общества ФИО4

В указанном постановлении отражен факт нарушения обществом пунктов 3.1 и 3.10 приложения №2 к лицензии СРМ 00011 ТЭ, выданной ООО "Б-Пестровское" 19 декабря 2006 года.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01.11.2010 было направлено для рассмотрения в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Б-Пестровское" заместителем Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия ФИО5 вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2010, которым ООО "Б-Пестровское" было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Б-Пестровское" обратилось за защитой своих интересов в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ "О недрах" установлена обязанность пользователя недр выполнять условия, установленные лицензией.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1 (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 №118-ФЗ) утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами, где в пункте 2.1 указано, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Из материалов дела установлено, что 12 декабря 2006 года Министерством природных ресурсов Республики Мордовия (в настоящее время Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия) Обществу с ограниченной ответственностью "Б-Песторовское" выдана лицензия регистрационный номер СРМ 00011 ТЭ, на право пользования недрами, а именно на разведку и добычу строительных песков Больше-Пестровского месторождения, расположенного в 1,0 км севернее д. Большая Пестровка Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, срок действия лицензии до 19 декабря 2012 года.

Неотъемлемой частью данной лицензии является приложение №2, где в пункте 3.1 указано, что владелец лицензии обязуется выполнить комплекс геологоразведочных работ на участке недр с целью геологического изучения и определения запасов в промышленных категориях, представить подготовленный в установленном порядке отчет в республиканскую комиссию по запасам в Минприроды РМ с утверждением и постановкой разведанных запасов на государственный учет. Срок исполнения данного условия лицензирования установлен – 4 квартал 2009 года.

В пункте 3.10 приложения №2 к лицензии СРМ 00011 ТЭ от 19.12.2006 установлено, что владелец лицензии обязуется производить разработку месторождения только после отвода земельного участка в окончательных границах, который осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, по утверждению проекта горных работ.

При рассмотрении дела установлено, что обществом не произведен отвод земельного участка в окончательных границах, где заявитель осуществляет разработку месторождения строительного песка.

Однако, как следует из определения Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 01.04.2010 заявителю была предоставлена отсрочка до 25.06.2010 исполнения решения Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 25.06.2009, согласно которому ООО "Б.Пестровское" обязано было в двухмесячный срок устранить нарушения законодательства, а именно: сформировать земельный участок, поставить земельный участок на кадастровый учет, сформировать и определить границы земельного участка, произвести перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории промышленных земель.

Поскольку, как установил Ичалковский районный суд Республики Мордовия, вышеуказанные работы обществом выполнены не полностью по независящим от заявителя причинам, последнему предоставлена отсрочка исполнения решения до 25.06.2010.

В связи с чем вменение обществу в вину нарушение требований п.3.10 приложения №2 лицензионного соглашения суд считает неправомерным.

В ходе судебного разбирательства заявителем не отрицалось того, что ни на момент проведения проверки 11.03.2010, ни в настоящее время комплекс геологоразведочных работ на участке недр с целью геологического изучения и определения объема запасов в промышленных категориях не подготовлен, а поэтому не может быть представлен в комиссию по запасам Минприроды РМ.

Таким образом, факт невыполнения обществом лицензионных требований, установленных пунктом 3.1 приложения №2 к лицензионному соглашению, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и следовательно, заявителем совершено правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Однако, общество не могло быть привлечено к административной ответственности в силу следующего.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В части 2 статьи 4.5 КоАП РФ указано, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01.06.2010 в отношении ООО "Б-Пестровское" указано на нарушения заявителем требований пунктов 3.1 и 3.10 приложения №2 к лицензионному соглашению от 19.12.2006. Поскольку на момент вынесения постановления от 01.06.2010 выполнение требований пункта 3.10 было отсрочено до 25.06.2010, вменение его в вину обществу неправомерно. По пункту 3.1 не выполнение геологоразведочных работ по своему характеру считается оконченным в момент окончания срока, установленного для выполнения указанных работ.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.

В пункте 3. 1 приложения №2 к лицензионному соглашению срок выполнения работ указан 4 квартал 2009 года, то есть не позднее 31.12.2009 года. Нарушение лицензионных требований следует считать оконченным с 01.01.2010.

В связи с чем, и срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения - с 01.01.2010.

При рассмотрении дела судом установлено, что нарушения обществом лицензионных условий были выявлены в ходе проведения проверки 11.03.2010, о чем свидетельствует заключение главного специалиста отдела недропользования Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования по Республике Мордовия ФИО3

Постановление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия от 01.06.2010 вынесено за пределами двухмесячного срока, как с момента совершения правонарушения, так и с момента его обнаружения, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности, то есть позже 11.05.2010.

По истечении срока привлечения к административной ответственности вынесено и постановление от 11.06.2010 о привлечении ООО "Б-Пестровское" к административной ответственности.

Частью 4 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В рассматриваемом случае требования части 4 статьи 4.5 КоАП РФ не применимы, так как из постановления исполняющего обязанности дознавателя ОВД Ичалковского района Республики Мордовия от 12.04.2010 об отказе в возбуждении уголовного дела видно, что отказано в возбуждении уголовного дела в отношении директора ФИО4, а постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01.11.2010 и постановление о привлечении к административной ответственности от 11.06.2010 вынесено в отношении ООО "Б-Пестровское".

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку срок для привлечения к административной ответственности является пресекательным и восстановление его законодательством не предус-мотрено, ООО "Б-Пестровское" не могло быть привлечено к административной ответственности, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 11.06.2010 подлежат удовлетворению.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 22.09.2010 до 29.09.2010.

Руководствуясь статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии от 11.06.2010 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Б-Пестровское", расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Б.Пестровка, к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 300000 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья Л.А.Артамонова