ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2800/06 от 31.07.2006 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саранск дело №А 39-2800/2006

31 июля 2006 года

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия  Г.А.Цыганова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «ХИМЭКС» г.Саранск

к   Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Саранска

об   обязании ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саранска произвести  возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 955 665 рублей 08 копеек.

при участии в заседании:

от истца:   Макаровой Т.В. – представителя по доверенности от 02.05.2006

от ответчика:   Вахляевой Ю.П. – представителя по доверенности №77 от 10.01.2006

установил:   ООО «ХИМЭКС» обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском об обязании ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саранска произвести  возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 955 665 рублей 08 копеек.

Ответчик заявленные требования отклонил в связи с истечением срока давности.

Из материалов дела следует, что 27 февраля 2006 года ООО «ХИМЭКС» направило в Инспекцию заявление о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 955665,08 рублей, ввиду того, что примененный налоговый вычет превысил общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по налогооблагаемым операциям.

Письмом №09/011-4696 от 31.03.2006 Инспекция отказала в возврате налога, сообщив, что в соответствии с правилами статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, срок возврата налога ограничен тремя годами, исчисляемыми со дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В пунктах 1 и 2 статьи 171 Кодекса установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности (иных операций, признаваемых объектами обложения), а также для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Непосредственный порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета установлен статьей 176 Кодекса. Согласно пунктам 1 - 3 названной статьи Кодекса, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При этом налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Как установлено судом и не отрицается Инспекцией, обществом за сентябрь 2001 года, 4 квартал 2001 года, сентябрь и октябрь 2002 года были поданы налоговые декларации согласно которых итоговая сумма НДС, начисленная к возмещению соответственно составила 120220 рублей, 133345 рублей, 301660 рублей и 673460 рублей, итого 1228685 рублей. Оплата обществом стоимости приобретенного товара, в том числе налог на добавленную стоимость сомнений не вызывает.

Согласно лицевым карточкам по налогу на добавленную стоимость, представленным налоговым органом за период с 01.01.2002 года по 11.07.2006 года, на 1 января 2002 года переплата по НДС составляла 559146 рублей, на 31 декабря 2002 года у Общества сложилась переплата в сумме 1227593,45 рублей.

С января 2003 года общество было переведено на упрощенную систему налогообложения, о чем свидетельствует уведомление Инспекции от 06.12.2002 №02-17, однако применяло общую систему налогообложения и представляло в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость.

На 1 января 2003 года согласно лицевой карточке налогоплательщика переплата по НДС составила 1227593,45 рублей. За 2003 год начислено по декларации за 2002 год - 99704 рубля, применены налоговые вычеты по декларации 2002 года в сумме 64078 рублей, уплачено 22012 рублей, начислено по расчетам 7748 рублей, 7748 рублей, 7748 рублей, согласно заключений о зачете переплаты №3719 от 06.08.2003 и №4915 от 06.11.2003 обществу была зачтена переплата по НДС в счет оплаты единого налога соответственно в размере 9584 рублей и 15973 рублей. На конец года переплата по НДС у общества составила 1165178,45 рублей (1227593,45 – 99704 + 64078 – 7748 – 7748 -7748 + 22012 – 9584 -15973).

28 ноября 2003 года общество вторично подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004 года. В своем ответе от 03.12.2003 года за №ЗЗ-2/02-07 налоговый орган сообщает о ранее выданном уведомлении на применение упрощенной системы налогообложения и возможности применять ее в будущем.

На 20 января 2004 года сумма переплаты (1165178,45 рублей) была уменьшена на сумму 7748 рублей (сумму начисленного налогу по 4 кварталу 2003 года). Несмотря на возможность применения упрощенной системы налогообложения, обществом была подана декларация за 1 квартал 2004 года к начислению в бюджет суммы налога в размере 13946 рублей, которая в марте 2005 года уточненной налоговой декларацией за 1 квартал 2004 года, была сторнирована.

Таким образом, на 1 апреля 2005 года сумма переплаты составила 1157430,45 рублей. Заключением №1553 от 11.04.2005 и №3693 от 05.08.2005 на сумму соответственно 50000 рублей и 150000 рублей переплата по НДС была возвращена налогоплательщику на расчетный счет. Заключением №1299 от 23.05.2005 налоговым органом принято решение о зачете переплаты по НДС в счет оплаты пени по НДС в сумме 1765,37 рублей.

На 1 сентября 2005 года, у Общества сложилась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 955665,08 рублей. Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, взносам №66372 от 06.02.2006 за период с 01.01.2006 по 06.02.2006 подтверждает указанную переплату.

Статьи 78 и 176 Налогового кодекса РФ регулируют различные области налоговых правоотношений.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями этой статьи.

Таким образом, в статье 176 Налогового кодекса РФ не рассматривается ситуация, когда НДС, исчисленный по итогам налогового периода, в дальнейшем был уплачен в бюджет. В данной статье речь идет именно о превышении суммы налоговых вычетов над исчисленной суммой налога. Поэтому суммы вычетов, подлежащие возмещению налогоплательщику, и суммы излишне уплаченного налога имеют различную правовую природу.

Данная позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 № 9107/99, согласно которой основанием для применения порядка возврата, предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса РФ, является переплата налога в бюджет (внебюджетный фонд).

Согласно статье 176 Кодекса при условии превышения суммы налоговых вычетов над суммой подлежащего уплате НДС полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в соответствии с правилами настоящей статьи Налогового кодекса РФ. То есть законодатель прямо предусмотрел, что при возникновении у плательщика НДС переплаты по данному налогу в целях возмещения налога необходимо руководствоваться прежде всего, правилами указанной статьи.

Статья 176 Налогового кодекса РФ, регулирующая порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, не ограничивает право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость трехгодичным сроком. Именно в этом проявляется сущность НДС и принципиальное различие между статями 78 и 176 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, главой 21 Налогового кодекса РФ полностью урегулирован порядок возмещения налога на добавленную стоимость, который обладает своей спецификой, а поэтому правила возврата этого налога вынесены законодателем в отдельную главу Налогового кодекса РФ.

Исходя из общеправового принципа, при конкуренции общей и специальной нормы применяются правила последней. Указанное дополнительно подтверждает необоснованность отказа налогового органа в возврате НДС на основании несоблюдения обществом предусмотренного общей нормой трехлетнего срока для представления заявления о возврате налога при отсутствии аналогичного ограничения в статье 176 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска произвести обществу с ограниченной ответственностью «ХИМЭКС» г.Саранска возврат налога на добавленную стоимость в сумме 955665 рублей 08 копеек.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ХИМЭКС» г.Саранска из федерального бюджета России государственную пошлину в сумме 16056 рублей 65 копеек, уплаченную по платежному поручению №354 от 27.06.2006. Платежное поручение №354 от 27.06.2006 возвратить заявителю. Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционном порядке в Первый арбитражный апелляционный суд г.Владимир.

Судья Арбитражного Суда РМ Г.А.Цыганова