ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-282 от 18.05.2012 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-282/2012

город Саранск                                                   мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2012 года .

Решение в полном объеме изготовлено мая 2012 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артамоно-          вой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Русско-Тювеевского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, д.Русское Тювеево Темниковского района Республики Мордовия,

к  Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г.Москва

о признании недействительным решения № 13/11-39480 от 07.11.2011 и обязании осуществить кадастровый учет сформированных земельных участков,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Темников

при участии:

от заявителя: ФИО2, главы сельского поселения, предъявлен паспорт, ФИО3, представителя, доверенность от 27.03.2012,

от ответчика: ФИО4, начальника юридического отдела, доверенность №228 от 17.02.2012,

от третьего лица-ФИО1, индивидуального предпринимателя, предъявлен паспорт,

у с т а н о в и л:

Администрация Русско-Тювеевского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту также –заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту также – Учреждение) о признании недействительным решения     № 13/11-39480 от 07.11.2011 и обязании осуществить кадастровый учет сформированных земельных участков.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заявленные требования отклонило по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в отзыве указала на то, что заявленные Администрацией требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.05.2012 до 18.05.2012.

При рассмотрении дела установлено, что индивидуальный предприниматель - кадастровый инженер ФИО1   11.10.2011 сдала в  Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия заявление    (регистрационный номер   13-0-90/3019/2011-396)  о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.

Решением №13/11-39480 от 07.11.2011 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия отказала кадастровому инженеру ФИО1 в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи выявленными нарушениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 2 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 №32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" (нарушение минимального размера образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет 5га).

Не согласившись с данным отказом,  Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия реорганизовано в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 №473 и приказом Росреестра от 25.01.2012 №22-к в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".  Приказом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" №128 от 25.10.2011 утверждено Положение о филиале Учреждения по Республике Мордовия. Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 25.01.2012.

При изложенных обстоятельствах и на основании статьи 48 АПК РФ суд определением от 28.03.2012 произвел замену ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Мордовия на его правопреемника – ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г.Москва. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 13.11.2010 №1300/201/10-119139 следует, что земельный участок  с кадастровым номером 13:19:0208001:195 площадью 90 000 кв.м. относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка  в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 №32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 7-1 настоящего закона.

В случае отказа по вышеназванному основанию орган кадастрового учета не обязан представлять рекомендации по доработке представленных документов.

Согласно представленных на кадастровый учет документов по заявле-нию кадастрового инженера ФИО1  образовывалось четыре (а не три, как указывает заявитель) земельных участка путем перераспределения зе-мельного участка с кадастровым номером 13:19:0208001:195 из земель об-щего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, такой способ образования земельных участков про-тиворечит пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, согласно которого при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуют-ся несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Таким образом, обязательным условием для перераспределения является наличие нескольких смежных земельных участков. В рассматриваемом случае в перераспределении участвовал один земельный участок.
         При этом площади трех образуемых участков составляли менее 5 га (3076 кв.м., 2801 кв.м. и 2398 кв.м), что противоречит Закону Республики Мордовия № 32-3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия", принятым в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002  №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что требования к минимальным размерам не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. В состав межевого плана входила копия генерального плана Русско-Тювеевского сельского поселения, который является документом территориального планирования. При этом заявителем Учреждению не была представлена документация по планировке территории и землеустроительной документации, что не позволило Учреждению сделать однозначный вывод о неприменении требований к минимальному размеру образуемых земельных участков.

Назначение и виды документации по планировке территории, правила подготовки и утверждения документации по планировке территории установлены Главой 5 Градостроительного кодекса РФ. К такой документации относятся проекты планировки территории, проекты межевания территорий, градостроительные планы земельных участков и т.д

Виды землеустроительной документации, а также порядок согласования и утверждения землеустроительной документации установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ "О землеустройстве".

Из приложенной к заявлению копии постановления администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 31.08.2011  также невозможно сделать вывод о том,  что земельные участки формируются на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государ-ственном кадастре недвижимости"  орган кадастрового учета приостанавливает осуществление учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, перечень которых приведен в статье 22 названного закона. Вышеназванные же документы в данный перечень не входят.

Отсутствие таких документов не позволило Учреждению  однозначно определить каким образом и на основании каких документов сформирован участок.

Приложенная к заявлению в составе межевого плана копия Генерального плана Русско-Тювеевского сельского поселения является документом территориального планирования, при этом в составе межевого плана отсутствовала документация по планировке территории и землеустроительная документация. Данные документы, согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не являются необходимыми для кадастрового учета документами, ввиду чего их отсутствие не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 названного Закона.

Вместе с тем, отсутствие вышеназванной документации в составе межевого плана не позволило Учреждению  применить к образуемым участкам нормы пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002                    № 101-ФЗ в части неприменения требований к предельному минимальному размеру.

Письмом №2577 от 23.12.2011 Учреждение разъяснило Администрации что согласно пункту 1 статьи  4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ

его действие не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями и предложило включить в состав межевого плана документ, подтверждающий существование объекта капитального строительства (например, технический или кадастровый паспорт ОКСа), а также заключение кадастрового инженера, обосновывающее образование земельного участка, занятого зданием, строением или сооружением.

Представитель Учреждения ФИО4 в ходе заседания обоснованно указал на то, что в заключении кадастрового инженера, приложенного к заявлению от 11.10.2011, отсутствует информация о существующих объектах недвижимости на образуемых земельных участках. К указанному заявлению также не приложены документы, подтверждающие право собственности Администрации на какие-либо объекты недвижимости на образуемых земельных участках.

27.09.2010 между Администрацией (заказчиком) и кадастровым инженером ФИО1 (исполнителем) на выполнение кадастровых  работ  (работ по межеванию) и постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для размещения водонапорной башни по адресу: Республика Мордовия, Темниковский район, д.Русское Тювеево  (2 участка) и Республика Мордовия, Темниковский район, д.Итяково.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"  с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом,  для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае   суд считает, что оспариваемый отказ Учреждения полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Администрации поскольку не является препятствием для повторного обращения в Учреждение с соответствующим заявлением после устранения выявленных недостатков.

          Оспариваемое  решение № 13/11-39480 от 07.11.2011   проверено на соответствие  Земельному кодексу РФ,Федеральному закону от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",  Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закону Республики Мордовия от 07.07.2003 №32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия".

При изложенных обстоятельствах заявленные Администрацией требования подлежат отклонению.          

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                   Р Е Ш И Л :

   В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                          Савочкин В.Н.