ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-2889/14 от 17.09.2014 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-2889/2014

город Саранск 15 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажановой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Саранск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г.Саранск

о признании недействительными решения №312 от 25.04.2014 по делу №50 и предписания №117 от 25.04.2014 по делу №50

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя:

муниципальное предприятие городского округа Саранск "Радуга - Ритуальные услуги", г.Саранск

Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", г.Саранск

при участии:

от заявителя: ФИО1, директора Департамента по правовым вопросам, доверенность №108-д от 27.08.2014,

от ответчика: ФИО2, старшего специалиста 2 разряда отдела контроля в сферах естественных монополий и на товарных рынках, доверенность №29 от 22.07.2014,

от третьего лица (МП г.о.Саранск "Радуга - Ритуальные услуги"): не явился,

от третьего лица (КУ г.о.Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"): ФИО3, юрисконсульта, доверенность №01/08 от 04.02.2014,

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа Саранск (далее по тексту также – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Управление, УФАС по РМ, антимонопольный орган) о признании недействительными решения №312 от 25.04.2014 по делу №50 и предписания №117 от 25.04.2014 по делу №50.

УФАС по РМ в отзыве требования заявителя отклонило, указав, что действия администрации нарушают часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку учет мест захоронения связан с деятельностью по содержанию мест захоронения.

Муниципальное предприятие "Радуга – Ритуальные услуги" (далее по тексту (МП "Радуга-Ритуальные услуги) в отзыве заявило о том, что полностью согласно с заявленными Администрацией требованиями).

Представитель казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" ФИО3 в заседании заявил о том, что считает заявленные требования Администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания объявлялся перерыв с 10.09.2014 до 17.09.2014.

При рассмотрении дела установлено, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО4 (вх.№4495 от 23.12.2013) которой принадлежит ритуальное агентство "Обелиск", по принятию мер антимонопольного регулирования в отношении нарушений, допускаемых МП г.о.Саранск "Радуга - Ритуальные услуги". Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в наделении МП г.о.Саранск "Радуга - Ритуальные услуги" функциями органа местного самоуправления по осуществлению деятельности по учету мест захоронения. Заявитель в обращении указал, что предприятие, пользуясь своим положением и вопреки желанию граждан, навязывает последним свои ритуальные товары и услуги, препятствует выполнению ритуальных работ на кладбищах города силами иных хозяйствующих субъектов.

Приказом от 19.02.2014 №42-оу Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в отношении Администрации возбуждено дело №50 по признакам нарушения Администрацией части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" и с указанной целью создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

25.04.2014 по результатам проверки комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия приняла решение №312, в котором действия Администрации г.о.Саранск, выразившиеся в наделении МП г.о.Саранск "Радуга - Ритуальные услуги" функциями по осуществлению деятельности по учету мест захоронения, признаны нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о конкуренции).

На основании пункта 3 указанного решения Управлением выдано Администрации предписание №117 от 25.04.2014, которым последней предписано в срок до 25.06.2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:

-исключить из Устава МП г.о.Саранск "Радуга - Ритуальные услуги" подпункт 2.3.6 раздела 2 "учет мест захоронения"".

Не согласившись с решением от 25.04.2014 №312 и предписанием от 25.04.2014 №16 и считая их нарушающим права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 1 Закона о защите конкуренции данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о конкуренции).

При этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. В части 2 статьи 25 данного Федерального закона установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В пунктах 1 и 4 статьи 18 указанного Федерального закона установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пункт 23 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения относит к числу вопросов местного значения городского округа.

В силу части 3 статьи 17 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск (утв. решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 года №177) к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 13 части 4 статьи 53 Устава г. о. Саранск в состав муниципальной собственности муниципального образования входят имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" создано на основании постановления Администрации от 15.05.1997 года №496 и от 29.05.1997 года №595 для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 10 раздела 3 Устава Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", утв. постановлением Администрации №16 от 14.01.2011 года, (далее - Устав) одной из целей и предметом деятельности Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 11 раздела 3 Устава в целях реализации предмета деятельности КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" за счет средств бюджета городского округа Саранск осуществляет следующие виды деятельности: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе:

- благоустройство мест захоронения (кладбищ);

- охрана кладбищ;

- строительство входных групп и ограждение кладбищ.

В соответствии с ответом Администрации (исх. №198 от 17.01.2014 года) на территории г.о. Саранск для решения вопросов по организации похоронного дела и комплексного удовлетворения общественных потребностей населения в ритуальных услугах создано МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги", которое осуществляет учет мест захоронения путем ведения журнала учета захоронений и выдачи паспортов на захоронение.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Устава МП г.о. Саранск "Радуга -Ритуальные услуги", утв. распоряжением заместителя Главы Администрации №1438-рз от 06.09.2013, предприятие является специализированной службой городского округа Саранск по вопросам похоронного дела, с определением функции по погребению мерших и оказанию услуг по погребению.

Согласно Уставу МП г.о. Саранск "Радуга - Ритуальные услуги" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках и иных кредитных учреждениях, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.

Согласно разделу 3 Устава МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги" МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги" ежегодно перечисляет в местный бюджет часть прибыли (20%). Часть остающейся в распоряжении МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги" чистой прибыли используется в установленном порядке на: создание резервного и иных фондов предприятия; строительство, реконструкцию и обновление основных фондов; рекламу и т.д.

Согласно пункту 2.3 раздела 2 Устава МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные слуги" предметом деятельности предприятия являются:

- оказание услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними слуг;

- оказание услуг по изготовлению похоронных принадлежностей и надгробий;

- изготовление ритуальных изделий из металла, из дерева и их реализация;

- оказание услуг по захоронению и кремации;

- оказание услуг по уходу за могилой;

- услуги по организации и проведению похорон и т.д.

В соответствии с подпунктом 2.3.6 раздела 2 Устава МП г.о. Саранск "Радуга-ритуальные услуги" одним из предметов деятельности МП г.о. Саранск "Радуга -ритуальные услуги" является учет мест захоронения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги" от 13.01.2014 года №1 основным видом экономической деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Соответственно предприятие является хозяйствующим субъектом и было наделено властными полномочиями органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и похоронного дела.

Тем самым МУП "Ритуальные услуги" совмещало функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта, что создает неравные конкурентные условия деятельности для субъектов рынка реализации товаров ритуального назначения.

Предоставление МП г.о. Саранск "Радуга - ритуальные услуги" права осуществлять учет мест захоронения обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о правильности вывода комиссии УФАС том, что Администрация г.о.Саранск допустила нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Администрацией не предоставлено суду доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении оспариваемым ненормативным правовым актом принадлежащих ей прав в сфере экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:

-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение №312 от 25.04.2014 по делу №50 и предписание №117 от 25.04.2014 по делу №50 Управления полностью соответствуют Закону о защите конкуренции, и не нарушают права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемые решение №312 от 25.04.2014 по делу №50 и предписание №117 от 25.04.2014 по делу №50 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия проверены на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Оспариваемые решение №312 от 25.04.2014 по делу №50 и предписание №117 от 25.04.2014 по делу №50 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия проверены на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.Н. Савочкин