АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-3123/2011
город Саранск 23 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кокоревой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Мордовспецстрой", г.Саранск
к Административной комиссии городского округа Саранск, г.Саранск
о признании незаконным и отмене постановления № 2145 от 16.08.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия"
при участии:
от заявителя: ФИО1 юрисконсульта, доверенность постоянная №117-юр от 22.01.2011,
от ответчика: ФИО2 – главного специалиста, доверенность постоянная № 10-АК от 27.01.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Мордовспецстрой" (далее – ОАО "Мордовспецстрой", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления к Административной комиссии городского округа Саранск (далее – Административная комиссия, ответчик) № 2145 от 16.08.2011 о признании незаконным и отмене постановления о привлечении его к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" в виде наложения штрафа в размере 60 000 руб.
Заявление мотивировано тем, что:
- вина общества в совершении правонарушения отсутствует, поскольку Проектом организации строительства не предусмотрено расположение пункта мойки колес;
- разрешение на производство работ выдано без закрытия действующей автодороги, поэтому осуществлялось движение не только транспорта общества, но и другого автотранспорта.
Административная комиссия в отзыве на заявление № 133-АК от 25.10.2011 и ее представитель в ходе рассмотрения дела просили оставить требования заявителя без удовлетворения, указав, что:
- факт совершения ОАО "Мордовспецстрой" правонарушения материалами дела подтвержден;
- в силу пунктов 35, 110 Правил благоустройства, чистоты и порядке в г.Саранске подъездные пути к строительной площадке должны содержаться в чистоте и исправном состоянии, выезд автотранспорта с объекта допускается только через пункт мойки колес;
- штраф в размере 60000 руб. применен к обществу в связи с повторным привлечением его к административной ответственности (постановление № 1900 от 22.06.2011, штраф уплачен 21.12.2010).
Из материалов дела установлено, что запись об открытом акционерном обществе "Мордовспецстрой" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 25.04.2002 Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Республике Мордовия за основным государственным регистрационным номером 1021301063190.
03 августа 2011 сотрудниками Административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск выявлен факт нарушения на объекте "Противооползневые и берегоукрепительные сооружения на левом склоне р.Саранки в г.Саранске (от Республиканской больницы до ул.Большевистской", о чем в присутствии производителя работ ОАО "Мордовспецстрой" ФИО3 составлен акт выявления факта административного правонарушения, в котором отражено, что:
- при строительстве инженерных сетей автотранспортом и строительной техникой производится вывоз песка, грунта за пределы строительного данного объекта;
- на объекте отсутствует пункт мойки колес автотранспорта,
а также произведена видео- и фото- съемка (14 шт. фотографий) осмотренного объекта.
05.08.2011 главным специалистом Административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск в отношении ОАО "Мордовспецстрой" составлен протокол об административном правонарушении № 1145, в котором зафиксировано, что общество является подрядчиком, ответственным за работы на объекте "Противооползневые и берегоукрепительные сооружения на левом склоне р.Саранки в г.Саранске (от Республиканской больницы до ул.Большевистской"). При выполнении работ им нарушены пункты 35 и 110 "Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск", а именно, отсутствие на выезде с объекта пункта мойки колес автотранспорта и вывоз со строительной площадки песка, глины, грунта на проезжую часть автодороги, проходящую по ул.Красноармейская, то есть, совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 №25-3 "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
16.08.2011 Административной комиссией Администрации городского округа Саранск принято постановление № 2145 о привлечении ОАО "Мордовспецстрой" к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" и назначении ему административного наказания в размере 60 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Мордовспецстрой" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Соответственно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", образует нарушение установленных правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий, правил благоустройства.
Согласно примечанию к данной статье Правила благоустройства, чистоты и порядка городов и других населенных пунктов утверждаются соответствующими органами местного самоуправления Республики Мордовия.
Организация содержания и уборки территории г.Саранска регламентирована "Правилами благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск " (далее – Правила), утвержденными решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 N 304 (с изменениями, внесенными решением Арбитражного суда РМ от 14.09.2009 N А39-3070/2009).
При рассмотрении дела установлено, что 16.02.2009 Муниципальное учреждение "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" выдало открытому акционерному обществу "Мордовспецстрой" разрешение (ордер) № 697 на производство земляных работ, связанных с противоливневыми и берегоукрепительными сооружениями на левом склоне р.Саранки по адресу: г.Саранск, р.Саранска, на участке от ул.Красноармейская до ул.Ботевградская, сроком действия по 29.12.2010 (продлено до 01.06.2012).
03.05.2011 между МП "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (Заказчик) и ОАО "Мордовспецстрой" (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 128-р/11 на выполнение работ по сооружению противооползневых и берегоукрепительных сооружений на левом склоне р.Саранки в г.Саранске (от Республиканской больницы до ул.Большевистской").
Пунктом 4.2 указанного контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан при осуществлении работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей природной среды и о безопасности строительных работ, осуществлять систематическую уборку рабочих мест от остатков материалов и отходов.
Содержание вышеуказанного пункта контракта позволяет сделать вывод о том, что при производстве работ на строящемся объекте подрядчик обязан соблюдать требования Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск.
Таким образом, общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 12.07.2002 № 25-З.
Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденные решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304, являются муниципальным нормативным правовым актом, требования которого распространяются на неопределенный круг лиц и подлежат применению и исполнению на всей территории городского округа Саранск.
В соответствии с пунктом35 указанных Правил выезды со строительной площадки должны выходить на второстепенные дороги. Подъездные пути к строительной площадке, а также площадки и дороги на территории строительства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии, иметь сплошное твердое покрытие, выполненное из дорожных железобетонных плит, либо из монолитного бетона или асфальтобетона.
На период строительства за заказчиком строительства и генеральным подрядчиком закрепляется участок дороги на расстоянии 300 метров в обе стороны от выезда со строительной площадки для ежедневной его очистки.
Выезд автотранспорта (строительной техники) с объекта допускается только через пункт мойки колес.
В пункте 110 Правил закреплено, что в подготовительный период до начала основных работ необходимо обустроить площадку в соответствии с проектом производства работ, оборудовать выезды с объектов пунктами мойки колес автотранспорта.
Пункты мойки колес должны располагаться непосредственно на выездах с объектов, иметь эстакаду, систему сбора грязной воды, насос подачи воды высокого давления на моечные пистолеты. При отсутствии временного подключения к ливневой канализации мойка должна иметь систему замкнутого цикла водооборота. Система сбора грязной воды не должна допускать попадания стоков на дороги, тротуары и в грунт.
Генеральный подрядчик обязан производить мойку колес и кузовов механизмов и транспорта при выезде со строительной площадки (места производства работ).
Запрещается вынос грунта и грязи колесами автотранспорта с объекта
и прилегающей непосредственно к ней территории.
Как усматривается из акта выявления факта административного правонарушения от 03.08.2011, приложенных к нему фотоснимков, а также пояснений представителей сторон в ходе рассмотрения дела выезд автомашин с объекта осуществляется как дорогу по ул.Кавказская, так и на центральную – на ул.Красноармейская. Предоставленная для работы обществу площадка не огорожена. В связи с выездом автомашин с объекта на дорогу выносится глина, грунт, песок.
Вышеуказанный акт составлен в присутствии представителя ОАО "Мордовспецстрой" - производителя работ ФИО4, имеется его подпись с объяснением: "С актом не согласен". О том, что ФИО4 является работником общества представителем заявителя в ходе судебного разбирательства не отрицалось.
Доводы общества, изложенные в заявлении об оспаривании постановления № 2145, о том, что Проектом организации строительства не предусмотрена установка пункта мойки, в ходе заседании не нашли своего подтверждения.
В объяснениях, данных при рассмотрении дела в судебном заседании 10.11.2011, представитель ОАО "Мордовспецстрой" ФИО1 факт отсутствия пункта мойки колес автотранспорта не отрицала, указав, что пункт мойки в Проекте реконструкции был предусмотрен. При прокладке инженерных внутриквартальных коммуникаций песок, глина разносились на проезжую часть автодороги не только машинами общества, но и другим транспортом.
Из представленного ОАО "Мордовспецстрой" фрагмента Проекта организации работ усматривается, что пункт мойки колес предусмотрен на выезде на ул.Красноармейская (ниже от выезда, организованного обществом). Однако каких-либо доказательств наличия на строительной площадке в момент проверки пункта мойки колес заявителем суду не представлено.
Таким образом, что факт отсутствия на объекте пункта мойки колес и вывоз со строительной площадки песка, глины, грунта на проезжую часть автодороги, проходящую по ул.Красноармейская, подтвержден материалами дела: актом выявления факта административного правонарушения от 03.08.2011, фотоснимками осмотренной территории, протоколом об административном правонарушении № 1145 от 05.08.2011, и ответчиком по существу не оспорен.
Статья 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях регламентирует порядок проведения осмотра принадле-
жащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Проведенная 03.08.2011 проверка не является проверкой деятельности
общества и осуществлена Административно - технической инспекцией
городского округа Саранск в рамках предоставленных ей пунктами 1 и 2 части 3 Положения полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, на территории, не принадлежащей ОАО "Мордовспецстрой".
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проявляя достаточную степень заботливости и осмотрительности, ОАО "Мордовспецстрой" имело возможность оборудовать выезд с объекта пунктом мойки колес автотранспорта и обеспечить чистоту подъездных путей, поэтому факт виновности Общества во вменяемом ему правонарушении суд считает установленным.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РМ от 12.07.2002 №25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица местных администраций (по вопросам, решение которых входит в круг их должностных обязанностей), уполномоченные соответствующими местными администрациями муниципальных районов и городского округа Саранск, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10-4, 12-1, 13 настоящего Закона.
В своей деятельности Административно-техническая инспекция
Администрации городского округа Саранск руководствуется Положением,
утвержденным распоряжением главы Администрации городского округа Саранск от 09.09.2008 № 154-р.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 вышеуказанного Положения Административно-технической инспекции предоставлено право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
Согласно пункту 1 постановления главы Администрации городского округа Саранск № 3775 от 31.12.2010 в полномочия (функции) главного специалиста Административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск ФИО5 входит составление в пределах своей компетенции протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13 Закона РМ "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
В данном случае протокол об административном правонарушении № 1145 от 05.05.2011 составлен уполномоченным лицом – главным специалистом Административно-технической инспекции ФИО5 при надлежащем извещении общества о дне и времени его составления (извещение № 4208 от 04.08.2011 о вызове представителя вручено 04.08.2011 секретарю общества ФИО6, что подтверждается ее подписью и штампом ОАО "Мордовспецстрой"), им подписано, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Состав Административной комиссии городского округа Саранск утвержден решением Совета депутатов городского округа Саранск №51 от 27.02.2008, а обязанности членов комиссии распределены на основании протокола заседания комиссии № 5/2008 от 06.03.2008 (председателем комиссии избран ФИО7).
Оспариваемое постановление № 2145 от 16.08.2011 вынесено Административной комиссией городского округа Саранск и подписано председателем комиссии ФИО7 также в отсутствии представителя ОАО "Мордовспецстрой" и при надлежащим извещении общества о дне и времени рассмотрения дела (уведомление № 123-А-АКИ от 07.08.2011 вручено 15.08.2011ФИО6) с соблюдением норм, предусмотренных КоАП.
На момент рассмотрения дела и принятия постановления о назначении наказания (16.08.2011) давностный срок привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса (два месяца с момента обнаружения – с 03.08.2011), не истек.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административная комиссия с учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела назначило ОАО "Мордовспецстрой" административное наказание не в максимально допустимом санкцией статьи 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" размере - 60 000 руб. (при установленном размере от 50 тысяч до 200 тысяч рублей) с учетом повторности совершения обществом аналогичного административного правонарушения (постановление о назначении административного наказания № 1900 от 22.06.2010, оплата произведена 21.12.2010).
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, собранные по делу доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей сторон, судом сделан вывод о том, что в данном случае факт совершения ОАО "Мордовспецстрой" административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия", материалами дела подтвержден, а вина общества в его совершении, являющаяся необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности, административным органом доказана.
Так как административным органом порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении соблюдены, а заявитель не был лишен возможности при привлечении его к административной ответственности в установленном порядке защитить свои права, следовательно, Административная комиссия правомерно привлекла ОАО "Мордовспецстрой" к административной ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона РМ "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
В связи с вышеизложенным требования ОАО "Мордовспецстрой" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа № 2145 от 16.08.2011 подлежат отклонению.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв с 10.11.2011 до 17.11.2011.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
решил:
Открытому акционерному обществу "Мордовспецстрой", юридический адрес: <...> (основной государственный регистрационный номер 1021301063190) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск № 2145 от 16.08.2011 о привлечении его к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Г.В.Полубоярова