ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3208/10 от 17.09.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3208/2010

город Саранск 17 сентября 2010 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Евдокимовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сафаевой С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Мордовское Агротехническое Машиностроение", г.Саранск, п.Луховка,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №89-10/36П от 15.07.2010,

при участии

от заявителя: ФИО1 – юрисконсульта, доверенность №283 от 02.03.2010;

от ответчика: ФИО2 – контролера-ревизора, доверенность от 19.08.2010 №09-03-02/1262, ФИО3 – специалиста 1разряда, доверенность от 19.08.2010 №09-03-02/1261,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество "Мордовское Агротехническое Машиностроение" (далее - заявитель, ОАО "МордовАгроМаш", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее- ответчик, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №89-10/36П от 15.07.2010 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Заявление мотивировано тем, что согласно письму Центрального банка Российской Федерации от 03.05.2007 № 12-3-5/951 "О порядке заполнения листа 2 паспорта сделки (4уэрма 1)"  при отсутствии в контракте срока возврата нерезидентом денежных средств в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки (форма 1) резидентом указывается срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Сроки, указываемые в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки (форма 1) рассчитываются резидентом самостоятельно, исходя из условий контракта, в связи с чем, обществом указано рассчитанное им число "0074". Все условия договора выполнены Продавцом и Покупателем полностью, в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.

Управление в отзыве на заявление от 16.08.2010 №09-03-02/1255 заявленные требования не признало, указав, что поскольку договором от 07.10.2009 №001/16 установлен срок возврата перечисленного нерезиденту денежных средств -10 дней, то согласно пункту 10 Приложения 4 "Порядок заполнения паспорта сделки" к Инструкции Банка России от 15 июня 2004 №117-И ОАО "МордовАгроМаш" при оформлении паспорта сделки в пункте 6.2 листа 2 должно было указать "0010", а не "0074".

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 14.09.2010 до 17.09.2010.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Мордовское Агротехническое машиностроение" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021301117970, о чем инспекцией ФНС по Октябрьскому району г.Саранска выдано свидетельство серии 13

№ 001169228 от 22.11.2007.

При осуществлении плановой проверки ОАО "МордовАгроМаш" по вопросу соблюдения валютного законодательства территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия установлено, что между ОАО "МордовАгроМаш" (Покупатель) и Фирмой ИКАС ГмбХ Брезевитс (Германия) (Продавец) заключен договор от 07.10.2009 №001/16 на поставку сельскохозяйственной техники в 2009 на сумму 44400,00 Евро где указано, что товар поставляется на условиях, в сроки и по ценам в соответствии с дополнительным соглашением №1 от 07.10.2009.

К договору от 07.10.2009 №001/16 обеими сторонами подписано дополнительное соглашение от 07.10.2009 №1, согласно которому:

- стоимость партии поставляемого товара - 44400,00 Евро, поставка осуществляется на условиях С1Р-Саранск;

срок оплаты товара: предоплата 70% (31080,00 Евро) до 23.10.2009г., 30% стоимости (13320,00 Евро) - в течение 3 недель после поставки в Саранск, - срок поставки товара: до 31.12.2009;

По договору от 07.10.2009 №001/16 и дополнительному соглашению от 07.10.2009 №1 ОАО "МордовАгроМаш" в АККСБ "КС БАНК" (ОАО) оформлен паспорт сделки  №09100002/1752/0000/2/0 от 19.10.2009 на сумму 44400,00 Евро с датой завершения исполнения обязательств по контракту- 31.12.2009, рассчитанной резидентом самостоятельно исходя из условий договора.

При этом в разделе 6. "Специальные сведения о контракте" ПС №09100002/1752/0000/2/0 в пункте 6.2 "Срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" обществом указано "0074" вместо положенного "0010" в соответствии с пунктом 7.3 договора от 07.10.2009 №001/16, чем, по мнению управления, нарушены статья 20, пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

Поскольку договором установлен срок возврата перечисленного нерезиденту денежных средств -10 дней, в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки следовало указать "0010".

По результатам проверки 30.06.2010 в присутствии генерального директора общества ФИО4 в отношении ОАО "МордовАгроМаш" составлен протокол об административном правонарушении №09-03-06/38 о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе отражено, что ОАО "МордовАгроМаш" паспорт сделки №09100002/1752/0000/2/0 от 19.10.2009г. оформлен с нарушением установленного порядка и в период с 19.10.2009 по 29.12.2009 существующий паспорт сделки не обеспечивал достоверного учета и отчетности по валютным операциям по договору от 07.10.2009г. №001/16, искажая тем самым данные о сроке возврата перечисленных нерезиденту денежных средств в случае непоставки товара.

На основании материалов проверки 15.07.2010 заместителем руководителя Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия вынесено постановление

№ 89-10/36П о привлечении ОАО "МордовАгроМаш" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "МордовАгроМаш" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки (ПС) должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях исполнения указанных положений Закона утверждена Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один ПС в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к названной Инструкции, и в соответствии с требованиями данного раздела.

В соответствии с пунктом 10 Приложения 4 названной Инструкции в разделе 6 "Порядок заполнения паспорта сделки" "Специальные сведения о контракте" (форма 1 ПС) в пункте 6.2 "Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при эксперте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа), срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата)" указывается:

- "0000" - в случае предоставления нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты в размере 100 процентов при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации или предоставления нерезидентом резиденту отсрочки платежа в размере 100 процентов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- "nnnn", где "nnnn" - количество календарных дней от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа) или количество календарных дней от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров (предварительная оплата, авансовый платеж). При наличии в контракте нескольких указанных в данном абзаце сроков указывается наименьший срок. При отсутствии в контракте срока возврата перечисленных нерезиденту денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары пункт заполняется исходя из установленного контрактом срока от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации при импорте товаров.

В письме Центрального Банка РФ от 03.05.2007г. №12-3-5/951 "О порядке заполнения листа 2 ПС (форма 1)" даны разъяснения, что, если условиями внешнеторгового контракта одновременно определены как временной интервал от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, так и срок возврата перечисленных нерезиденту денежных средств за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, то в этом случае в соответствии с порядком заполнения пункта 6.2 раздела 6 "Специальные сведения о контракте" листа 2 ПС (форма 1) в этом пункте следует указывать количество календарных дней, соответствующее сроку возврата нерезидентом денежных средств.

Если в контракте предусмотрены дата возврата нерезидентом денежных средств за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, и календарный срок от даты оплаты товара до даты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, то с учетом изложенного выше резидент для заполнения пункта 6.2 листа 2 ПС (форма 1) самостоятельно рассчитывает примерный срок возврата нерезидентом денежных средств за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары.

Согласно ведомости банковского контроля по ПС №09100002/1752/0000/2/0 в разделе II "Сведения о платежах" произведены 2 валютные операции на списание платежей на сумму 128400,00 Евро: 20.10.2009 г. на сумму 31080,00 Евро, 28.12.2009 на сумму 13320,00 Евро.

Срок поставки товара до 31.12.2009 также выполнен полностью, что заявителем не отрицается.

В рассматриваемом случае при заключении договора от 07.10.2009 №001/16 в пункте 7.3 раздела 7 "Санкции" стороны предусмотрели, что в случае невозможности поставки товара в течение 70 дней от совершения платежа обозначенная сумма должна быть возвращена продавцом на счет покупателя в 10-тидневный срок.

Следовательно, при оформлении листа № 2 к паспорту сделки №09100002/1752/0000/2/0 заявитель в пункте 6.2 должен был указать "0010", в то время как обществом указано "0074".

При таких обстоятельствах суд считает, что обществом допущено нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решать вопрос о социальной опасности деяния.

Формальный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, предполагает исключение при квалификации последствий противоправного деяния из числа составляющих объективной стороны правонарушения. Однако в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый или систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оценив все обстоятельства совершенного ОАО "МордовАгроМаш" административного правонарушения в их совокупности, исходя из целей и общих правил назначения наказания, и приняв во внимание то, что:

- правонарушение не нанесло экономического ущерба интересам государства, совершено по неосторожности;

- совершенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, не представляет социальной опасности,

- условия контракта стороны выполнили в полном объеме и в установленные сроки,

суд находит, что данное правонарушение, хотя и содержит формальное наличие всех признаков состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но в силу его малозначительности само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 17) разъяснил, если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При изложенных обстоятельствах постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-10/36П от 15.07.2010 подлежит признанию незаконным и отмене, а ОАО "МордовАгроМаш"- освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с вынесением устного замечания.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия №89-10/36П от 15.07.2010 о привлечении открытого акционерного общества "Мордовское Агротехническое Машиностроение" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья Н.А. Евдокимова