ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3253/09 от 06.08.2009 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3253/2009

город Саранск 6 августа 2009 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрострой», г.Саранск

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия, г.Саранск

о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 № А-09-97 о назначении административного наказания за административное правонарушение,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, директора, предъявлен паспорт,

от ответчика: ФИО2, начальника отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения, доверенность № 1185/01-11 от 13.07.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрострой» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 № А-09-97 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее по тексту – ответчик, Управление) о назначении наказания за административное правонарушение, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что органы Ростехнадзора не доводили до него соответствующую информацию о необходимости представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду; не представленные им расчеты не подпадают под понятие «экологической информации» и, соответственно, в действиях ООО «Агрострой» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. Кроме того, заявитель указал на малозначительность вменяемого ему правонарушения.

Ответчик в отзыве заявленные требования отклонил, указав, что оспариваемое постановление принято в полном соответствии с КоАП РФ, расчеты представляют собой информацию о мерах охраны окружающей среды, а потому подпадают под понятие «экологической информации», а признаки малозначительности в рассматриваемом случае отсутствуют.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 05.08.2009 по 06.08.2009.

При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Агрострой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021300978071, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, выданным Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Саранска, серия 13 № 000731854.

В период с 18.05.2009 по 03.06.2009 Прокуратурой Ленинского района г.Саранска проведена проверка исполнения ООО «Агрострой» законодательства об охране окружающей среды.

По результатам проверки прокурором Ленинского района г.Саранска в отношении ООО «Агрострой» с участием директора Общества ФИО1 вынесено постановление от 03.06.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.

В указанном постановлении отражено, что расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представляются, в связи с чем, проверяющими сделан вывод о сокрытии Обществом экологической информации.

Постановление и приложенные к нему материалы были направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия для рассмотрения по существу.

Рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы проверки, 25.06.2009 заместителем главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ФИО3 вынесено постановление о назначении наказания за административное правонарушение от 25.06.2009 № А-09-97, которым ООО «Агрострой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8грострой"и наказания за а по РМ нного инспектора влены в нформацию о необходимости представления расчтеов тв___________________.5 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился за защитой своих интересов в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ, охватывает несколько видов неправомерных действий (бездействия), включающих в себя: а) сокрытие, б) умышленное искажение и в) несвоевременное сообщение информации полной и достоверной информации, которая в силу указания в законе или ином нормативном правовом акте должна быть представлена субъектом правонарушения в уполномоченный орган. При этом для квалификации противоправного деяния как административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, достаточно наличие хотя бы одного из указанных видов неправомерно действия (бездействия).

Из буквального толкования содержания названной статьи следует, что под признаки состава административного правонарушения подпадает: непредставление в уполномоченный орган информации, которая в силу указания в нормативном правовом акте должна быть представлена субъектом хозяйственной деятельности; представление в уполномоченный орган неполной и (или) недостоверной информации; несвоевременное представление полной и достоверной информации.

При этом статьей 8.5. КоАП РФ не определен объектный состав информации, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, однако диспозиция статьи устанавливает критерии отнесения сведений к той информации, сокрытие, умышленное искажение, непредставление (несвоевременное представление) которой образует состав административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ.

В частности, к таковой относится:

- информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

- информация об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

- информация о радиационной обстановке.

Диспозиция статьи приравнивает к вышеназванным признакам состава административного правонарушения искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

ООО «Агрострой» вменяется в вину непредставление в установленные законодательством сроки в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Оспаривая постановление о назначении административного наказания, Общество указывает, что указанные расчеты не подпадают под признаки информации, непредставление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Указанный довод судом отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Информация, связанная с источниками указанного негативного воздействия на окружающую среду подпадает под признаки информации, непредставление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены принципы презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 16 названного закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок, в частности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее по тексту – Порядок).

Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов;

- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок его заполнения установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204.

В силу пункта 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

В силу пункта 6 Порядка, указанный расчет состоит из: титульного листа, который является единым для всего Расчета; расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет; раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»; раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»; раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»; раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы (пункт 8 Порядка).

Из представленных в дело расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Агрострой» следует, что указанные расчеты содержат в себе:

- сведения о юридическом лице, хозяйственная деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду (страница 1);

- сведения о размере выплат за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от вида объекта загрязнения (страница 2), в частности: плата за выбросы от стационарных объектов, за выбросы от передвижных объектов, за сбросы загрязняющих веществ, плата за размещение отходов.

- сведения о конкретном источнике негативного воздействия на окружающую среду (бензин неэтилированный), нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду указанным источником, а также фактическое количество негативного воздействия (в данном случае – количество израсходованного бензина).

Таким образом, указанные расчеты содержат в себе информацию об источниках вредного воздействия на окружающую среду, а потому их непредставление (несвоевременное представление) в уполномоченный орган (территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (пункт 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Фактически указанные расчеты представлены Обществом в Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору лишь 25.06.2009, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приступая к осуществлению предпринимательской деятельности, ООО «Агрострой» должно было предпринять все зависящие от него меры по исполнению обязанностей, возложенных на него Федеральным законом «Об охране окружающей среды», то есть имело возможность не нарушать требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, однако Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению данной обязанности.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что у ответчика имелась правовая и реальная возможность исключить факт нарушения природоохранного законодательства, а потому считает доказанным факт виновности ООО «Агрострой» во вменяемом ему правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено прокурором в полном соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

Между тем, суд считает необходимым указать следующее.

Управлением частично пропущен давностный срок для привлечения Общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенного в области законодательства об охране окружающей среды, не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – по истечении двух месяцев с момента его обнаружения.

Законодательством Российской Федерации срок исполнения обязанности по представлению в уполномоченный орган расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен как дата не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (пункт 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января.

Невыполнение Обществом предусмотренных нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять не с момента обнаружения административного правонарушения, а с момента его совершения.

При изложенных обстоятельствах давностный срок для привлечения ООО «Агрострой» к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III, IV кварталы 2007 года и I квартал 2008 года на момент рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении и вынесения постановления от 25.06.2009 № А-09-97 истек.

В то же время, указанное обстоятельство не повлияло на квалификацию совершенного Обществом правонарушения и обоснованность вынесенного постановления, поскольку давностные сроки для привлечения ООО «Агрострой» к административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за II-IV кварталы 2008 года и I-II кварталы 2009 года Управлением не пропущен.

При изложенных обстоятельствах Управление обоснованно квалифицировало действия ООО «Агрострой» по статье 8.5 КоАП РФ.

Между тем, довод заявителя о малозначительности совершенного им правонарушения признан судом обоснованным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу приведенной нормы права оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.1999 № 10 усматривается, что наложение взыскания должно производится с учетом личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность. Указанные принципы привлечения к административной ответственности в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что размер ежеквартальной платы за негативное воздействие ООО «Агрострой» на окружающую природную среду составляет от 2 руб. 17 коп. до 3 руб. 61 коп.

ООО «Агрострой» арендует офис у ООО «Мануфактура Успех», согласно справке которого Арендатор включен в лимит на размещение отходов № 01-502 и соответствующие расчеты платежей.

Оценив все обстоятельства совершенного ООО «Агрострой» административного правонарушения в их совокупности, исходя из целей и общих правил назначения наказания, и приняв во внимание отсутствие умысла в совершении правонарушения, совершение правонарушения впервые, формальный характер нарушения, суд находит, что данное правонарушение, хотя и содержит формальное наличие всех признаков состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но в силу его малозначительности само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При изложенных обстоятельствах постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 25.06.2009 № А-09-97 о назначении административного наказания за административное правонарушение подлежит отмене, а ООО «Агрострой» - освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с вынесением устного замечания.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 25.06.2009 № А-09-97 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Агрострой», г.Саранск, к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.Н.Савочкин