АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-3464/2009
город Саранск 20 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бухаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Александровка Лямбирского района Республики Мордовия
к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь Республики Мордовия
о признании незаконными действия, выразившегося в отказе (письмо №1752 от 29.06.2009) в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, об обязании подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, а также обязании возместить судебные издержки на оплату представителя в размере 2500 руб.
при участии:
от заявителя: ФИО2 – представителя предпринимателя, доверенность от 20.07.2009,
от ответчика: ФИО3 – начальника по организационно-правовой работе и делопроизводству, доверенность № 3121 от 16.10.2009,
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным действия Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация, ответчик), выразившегося в отказе (письмо №1752 от 29.06.2009) в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, об обязании подготовить и утвердить градостроительный план данного земельного участка, а также возместить судебные издержки в сумме 2500 руб.
Заявление и уточнения к нему от 21.07.2009 и от 10.09.2009 мотивированы тем, что в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления от физического или юридического лица заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения разрешается возведение зданий, сооружений, которые используются для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.
Администрация в отзыве на заявление указала, что в районе земельного участка, принадлежащего ФИО1, находятся объекты водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения. В связи со строительством в будущем дополнительных объектов данного рода, возможно, в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации потребуется принудительное изъятие данного земельного участка у ФИО1 для муниципальных нужд за плату. При наличии объектов капитального строительства на данном земельного участке плата за земельный участок возрастет, что отрицательно скажется на бюджете муниципального района.
Как следует из материалов дела 18.04.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о предпринимателе ФИО1, о чем ему выдано свидетельство серия 13 №000247142.
При рассмотрении дела установлено, что у индивидуального предпринимателя ФИО1 в собственности находится земельный участок (кадастровый номер 13:15:0107001:268), площадью 164408 кв.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный", примерно в 100 м по направлению на северо-восток от ориентира п.Берсеневские Выселки, дом 47, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.06.2007 серия 13 ГА №148943.
29.05.2009 предприниматель ФИО1 обратился к Главе Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением, в котором просил подготовить градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: Лямбирский район, п.Берсеневские Выселки.
Глава Администрации Лямбирского муниципального района РМ в письме № 1752 от 29.06.2009 отказал предпринимателю в составлении градостроительного плана, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107001:0268, находится за чертой поселения. Составить градостроительный план не представляется возможным, так как правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данный земельный участок не распространяются.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству и препятствующим ведению предпринимательской деятельности, предприниматель ФИО1 в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Вопросы предоставления градостроительного плана регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Градостроительным кодексом введен новый тип документа - градостроительный план земельного участка, который входит в проект межевания территории либо разрабатывается в виде отдельного документа и является основанием для определения границ участка и подготовки необходимой землеустроительной документации, архитектурно-строительного проектирования и получения разрешения на строительство.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №840.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 №93 утверждена Инструкция о порядке заполнения данной формы.
Разделы 1 и 3 названной Инструкции предусматривают следующую информацию: р.1 – границы земельного участка и его координаты, р.3 - разрешенное использование земельного участка (основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка).
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, предусмотрены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 статьи 46 указанного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Исходя из вышеизложенного, градостроительный план может быть подготовлен только на целый земельный участок, сформированный в установленном порядке и учтенный в государственном кадастре недвижимости.
Как установлено материалами дела земельный участок, расположенный по адресу: Лямбирский район, СПК "Пригородный", общей площадью 164408 кв.м кадастровый номер 13:15:01 07 001:0268, принадлежит предпри-нимателю ФИО1 на праве собственности, что подтверждается свидетельством Управления федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия о государственной регистрации права серия 13 ГА №1498943 от 10.06.2007.
Данный земельный участок сформирован надлежащим образом и поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке №15/08-909 от 24.03.2008.
Согласно сведениям, отраженным в землеустроительном деле, составленном ООО "Региональный научно-исследовательский информационный центр" и утвержденном территориальным (межрайонным) отделом №2 по Лямбирскому району Управления Роснедвижимости по РМ, указанный земельный участок расположен по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, СПК "Пригородный", в 100 метрах по направлению на северо-восток от п.Берсеневские Выселки. Земельный участок граничит: cсевера – с землями СПК "Пригородный", с юга – с землями МП "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", с запада – с землями Берсеневской сельской администрации.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.
Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 ЗК РФ, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Из имеющейся в деле кадастровой выписки №15/08-909 от 24.03.2008 следует, что земельный участок кадастровый номер 13:15:01 07 001:0268, как относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и представленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются также Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно пункту 3 статьи 1 которого оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования.
Таким образом, строительство данных объектов на земельном участке не противоречит виду его разрешенного использования, поскольку они планируются использоваться для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как установлено материалами дела и пояснений предпринимателья ФИО1 в судебном заседании он дважды – 15.05.2007 и 26.06.2007 обращался в администрацию Лямбирского района с заявлениями на изготовление архитектурно-строительного паспорта на строительство на принадлежащем ему земельном участке (кадастровый план номер 13:15:01 07 001:0268) комплекса зданий сельскохозяйственного назначения: крытого гаража для сельхозтехники, здания для хранения сельхозпродукции и административно – хозяйственного здания, но ответа не получил. Устно работники администрации объяснили, что для получения разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка. Такие планы выдаются по заявлению землепользователя .
В силу части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено данным Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 и пункту 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из требований вышеприведенных норм, возведению объекта капитального строительства предшествует проведение ряда обязательных процедур, связанных с подготовкой проектной документации, получения разрешения на строительство осуществления соответствующих согласований.
Несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса).
Между тем, в отказе в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0107001:0268 (письмо № 1752 от 29.06.2009) Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в качестве основного и единственного довода указала, что данный земельный участок находится за чертой поселения и правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данный земельный участок не распространяются.
Однако, доказательств того, что данный земельный участок, расположенный по адресу: Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный" с кадастровым номером 13:15:0107001:0268 не входит в черту поселений ответчиком представлено не было. Документы, на основании которых Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия был сделан такой вывод, суду не предъявлены в виду их отсутствия.
Представитель ответчика пояснил, что схема территориального планирования Лямбирского муниципального района, генеральный план поселения отсутствуют.
На схеме планировки территорий сельскохозяйственных предприятий (дата изготовления – февраль 1978 года) представители заявителя и ответчика показать место расположения земельного участка, принадлежащего ФИО1, не смогли.
В соответствии со статьями 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта городских и сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, представленных гражданам и юридическим лицам. Утверждение изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы поселения, городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
Таким образом, для установления факта нахождения какого-либо земельного участка в границах, либо же за границами поселений, необходимо установить место нахождения данного земельного участка на карте (схеме), содержащейся в генеральном плане поселения.
Данный факт установить не представляется возможным в виду отсутствия документов территориального планирования Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в границах которого находится спорный земельный участок.
В силу части 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Арбитражный суд Республики Мордовия неоднократно предлагал ответчику представить документацию по планировке территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (схему территориального планирования района; карту (схему) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения), градостроительный план застройки Лямбирского муниципального района. Также неоднократно представители ответчика просили отложить рассмотрение спора для представления таких доказательств (определения по данному делу от 20.08.2009, от 10.09.2009, от 28.09.2009, от 21.10.2009).
Однако данные документы суду предоставлены не были.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства в соответствии с частью 1 статьи 66 АПК РФ представляются лицами, участвующими в деле.
Довод ответчика о том, что строительство на землях сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству и изменяет вид разрешенного использования, указанного в кадастровом плане земельного участка судом во внимание не принимается.
Во-первых, данный довод не рассматривался Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия при рассмотрении вопроса о выдаче ФИО1 градостроительного плана на земельный участок и не был положен в основание отказа (письмо №1752 от 29.06.2009).
Во-вторых, согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются, в том числе, земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Исходя из изложенного, данная норма не содержит запрета на возведение объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения, а лишь устанавливает их целевое назначение и использование.
Как заявил в судебном заседании представитель заявителя, отказ Администрации Лямбирского муниципального района в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок нарушает права ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет получить разрешение на строительство объектов на данном участке.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 №7124/08 указано, что согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" представление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана. Такая форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №840. Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 №93, опубликована и с 27.11.2006 начала действовать.
ФИО1 обратился за выдачей ему градостроительного плана 29.06.2009, то есть после утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие инструкции о порядке ее заполнения, то есть когда предоставление градостроительного плана для выдачи разрешения на строительство было законодательно признано обязательным требованием.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация не представила суду доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка.
Как установлено в ходе заседания подготовка градостроительного плана земельного участка, как отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц, не требует проведение процедур, связанных с подготовкой, обсуждением посредством публичных слушаний и утверждением документации по планировке территории, определенных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данная подготовка градостроительного плана осуществляется органом местного самоуправления, форма градостроительного плана утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840.
Градостроительный план затребован заявителем для строительства объектов сельскохозяйственного назначения на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности, и отказ в выдаче градостроительного плана со ссылками представителей администрации в ходе заседания, на прохождение по данному земельному участку каких-либо коммуникаций, на отсутствие генерального плана с.Лямбирь, противоречит правилам статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно, в том числе, и к застроенным земельным участкам.
Довод ответчика о нарушении предпринимателем разрешенного использования земельного участка также не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку оспоренный отказ мотивирован со ссылкой на иные обстоятельства.
Никаких иных причин, кроме нахождения земельного участка за чертой поселения,явившихся основанием для отказа в изготовлении градостроительного плана в данном отказе не отражено.
При таких обстоятельствах действие Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в отказе в выдаче ФИО1 градостроительного плана по причине признается судом незаконным, поскольку основано на предположениях по вопросу месторасположения данного земельного участка (отнесения его к землям находящимся за чертой поселения), не обосновано ссылками на законы и иные нормативные правовые акты и документально материалам дела не подтверждено.
Кроме того, требования заявителя о взыскании с ответчика судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 2500 рублей подлежат удовлетворению.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Исходя из части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 отражено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие понесенные расходы на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В обоснование понесенных судебных издержек, связанных с рассмотрением данного дела в арбитражном суде, ФИО1 была представлена квитанция №67 от 24.08.2009 об оплате ФИО2 суммы 2500 руб. за оказание представительских услуг в Арбитражном суде.
Оценив представленный заявителем договор поручения от 01.07.2001, заключенный между предпринимателями ФИО1 – Доверителем и ФИО2 - Поверенным на оказание последним юридических услуг, а также квитанцию № ОП:20008 от 24.08.2009 о перечислении ФИО1 суммы 2500 руб. ФИО2 в уплату за оказанные им представительские услуги в Арбитражном суде РМ, суд, принимая во внимание характер спора, степень сложности дела, допустимость таких расходов, длительность рассмотрения данного дела, соразмерность и пропорциональность понесенных судебных расходов, а также учитывая требования статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что указанные документы служат надлежащими доказательствами понесенных заявителем расходов в общей сумме 2 500 рублей. Данные расходы соответствуют критерию разумности, соотносимости объема защищаемого права, их взыскание направлено на получение ФИО1 компенсации соответствующих издержек.
Таким образом, судебные издержки в размере 2500 рублей подлежат отнесению на Администрацию Лямбирского муниципального района.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам, организациям и иным лицам предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии необходимых документов - градостроительного плана на земельный участок уже длительное время нарушает право предпринимателя распоряжаться своей собственностью на законных основаниях в предназначенных ей целях - осуществлять строительство зданий и сооружений, вести предпринимательскую деятельность, получать доход от этой деятельности.
Порядок и способы защиты нарушенных прав и законных интересов определяет само лицо, в отношении которого допущены нарушения.
Наличие неустранимых препятствий для выдачи градостроительного плана в судебном заседании не установлено и ответчиком не приведено, поэтому у Администрации не было оснований для отказа в подготовке, в утверждении и в выдаче плана.
Таким образом, оспариваемое действие администрации не соответствует градостроительному и земельному законодательству, нарушение которого прямо затрагивает права и законные интересы лица, законно владеющего вышеуказанным земельным участком. В связи с чем, предприниматель обоснованно обратился за защитой данного нарушенного права в суд.
Согласно части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, на основании статьи 201 АПК РФ Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязана подготовить, утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение администрации от возмещения судебных расходов.
Поскольку государственная пошлина в сумме 100 руб. была уплачена ФИО1 в федеральный бюджет при подаче заявления в суд, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.10.2009 до 21.10.2009.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Действие Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь РМ, выразившееся в отказе (письмо №1752 от 29.06.2009) в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, признать незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
2. Обязать Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу подготовить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:268, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка.
3. Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь (основной государственный регистрационный номер 1021301063630) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка (основной государственный регистрационный номер 305131010800017) судебные издержки в сумме 2500 руб.
4. Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (основной государственный регистрационный номер 1021301063630), в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка (основной государственный регистрационный номер 305131010800017) расходы по госпошлине в сумме 100 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.
Судья Г.В.Полубоярова