АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-356/2012
город Саранск 22 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Алёхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кальдеркиной Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Технострой"
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕС-Строй"
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 230152руб. 51коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Октябрьского района городского округа Саранск, муниципального предприятия городского округа Саранск "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", Товарищества собственников жилья "Восточная, 11", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтстройсервис",
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
от третьих лиц: не явились,
у с т а н о в и л :
ООО "Технострой" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ВЕС-Строй". Истец просит взыскать с ответчика 208 220 рублей 01копейку неосновательного обогащения, 21 932рубля процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами с возмещением судебных расходов по уплате госпошлины и услуг представителя.
Ответчик иск не оспорил, заявлений ходатайств суду не представил. Дело рассмотрено на основании доказательств, представленных истцом.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Октябрьского района городского округа Саранск, муниципальное предприятие городского округа Саранск "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района", Товарищество собственников жилья "Восточная, 11", общество с ограниченной ответственностью "Ремонтстройсервис".
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" в отзыве на иск подтвердила доводы иска.
Остальные лица доводов по существу спора не представили.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В целях обеспечения улучшения состояния жилищного фонда в Республике Мордовия, а также условий для стимулирования выбора способа управления многоквартирными домами Правительство Республики Мордовия утвердило Республиканскую адресную программу "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия" на 2008 - 2011 годы" постановлением от 10.12.2007 года (редакция от 31.05.2010 № 236).
Приложением 3 к Республиканской адресной программе "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия" на 2008 - 2011 годы определен перечень многоквартирных домов, в отношении которых в рамках этой Программы в 2010 году планируется предоставление финансовой поддержки.
Разделом 6 Программы определен механизм её реализации, в соответствии с которым ответственными за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий Программы являются наряду с иными органы местного самоуправления. Задачи органов местного самоуправления - реализация проектов капитального ремонта жилищного фонда, финансируемых в рамках Программы.
Приложением 1 к Программе определен Порядок привлечения товариществ собственников жилья либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно Приложению 1 в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" подрядные организации привлекаются для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома товариществом собственников жилья либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией.
Решение о выборе подрядной организации: а) утверждается общим собранием членов товарищества собственников жилья либо правлением товарищества собственников жилья, если в соответствии с уставом товарищества собственников жилья это является его компетенцией; б) принимается управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме. При этом управляющая организация при обращении собственников помещений в многоквартирном доме обязана представить обоснование выбора подрядной организации.
При выборе подрядной организации рекомендуется производить отбор не менее чем из трех подрядчиков. Решение о выборе подрядчика должно содержать перечень подрядных организаций, предложения которых были рассмотрены и оценены (пункт 2).
В целях осуществления контроля за ходом выполнения работ и качеством выполненных работ общему собранию членов товарищества собственников жилья либо общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме рекомендуется выбрать представителей собственников помещений в многоквартирном доме или общественную комиссию собственников помещений для участия в приемке работ и подписания акта сдачи-приемки работ по капитальному ремонту (пункт 4).
В перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, в числе прочих, вошел многоквартирный дом № 11 по улице Восточная города Саранска Республики Мордовия, где было создано Товарищество собственников жилья № 176.
Истец обратился в суд с настоящим иском, указывая, что выполнил часть работ по капитальному ремонту этого дома, однако, денежные средства за выполненные обществом "Технострой" работы неосновательно получило общество "Вес Строй".
Истец указывает, что им фактически выполнены следующие виды работ: капитальный ремонт канализации жилого дома на сумму 106036рублей; капитальный ремонт фасада дома на сумму 18484рубля 01копейка; капитальный ремонт холодного водоснабжения на сумму 83700рублей. Общая стоимость работ составила 208220рублей 01копейки, которые истец просит взыскать с ответчика.
Из имеющихся в деле доказательств судом усмотрено следующее.
Из протокола № 3 общего собрания членов ТСЖ 176, образованного в многоквартирном доме № 11 по ул. Восточная города Саранска усматривается , что инициатором проведения собрания выступила Администрация го Саранск, выступающая от имени городского округа – собственника квартир №№ 4, 5, 6, 11.
Из протокола следует, что дом имеет общую площадь 535,4 кв.м, в собрании приняли участие собственник помещений, площадь которых в совокупности составила 397,6 кв.м, что составило 74, 26% голосов.
Согласно приложению к протоколу от 10.06.2010 года в собрании приняли участия собственники квартир №№ 12, 15, 16, 8, 7, 3 ,1 и Администрация Октябрьского района от имени городского округа Саранск, как собственника квартир №№4, 5, 6, 11.
Пунктом 8 повестки дня собрания поставлен вопрос об отборе подрядной организации при проведении капитального ремонта дома без поставки и установки приборов учета, из следующих организаций: ООО "Технострой"; ООО "Алюминстрой", ООО "Росстройком".
Согласно протоколу в качестве подрядной организации единогласно выбрано ООО "Технострой". Однако, данный протокол не подписан председателем и секретарем правления ТСЖ.
Истцом представлен договор подряда на капитальный ремонт дома, подписанный ООО "Технострой" и скрепленный подписями и печатями Главы администрации Октябрьского района и директора муниципального предприятия "Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района".
На основании указанных документов истец приступил к ремонтным работам.
19 июля 2010 года ООО "Технострой" обратилось в Прокуратуру Октябрьского района с заявлением из которого следует, что к работам ООО "Технострой" приступило на основании решения общего собрания членов ТСЖ 176 и по устному распоряжению Главы Администрации Октябрьского района го Саранск. Работы были начаты 22 июня 2010 года. На день обращения с заявлением общество выполняет работы по демонтажу и монтажу канализационных и водопроводных труб; работы по ремонту фасада (установлены металлопрофили под профнастилом). 16 июля 2010 года председатель ТСЖ 176 начала чинить препятствия в проведении работ, приведя на объект другую подрядную организацию.
На основании указанного заявления прокуратурой была проведена проверка, о результатах которой ООО "Технострой" было направлено извещение (от 26.07.2010 № 702 ж-10/3587). Из извещения следует, что прокуратурой установлен факт выполнение ремонтных работ дома обществом "Технострой" с июня 2010 года. Прокуратурой усмотрены нарушения жилищного законодательства в деятельности ТСЖ 176, в частности, на дату 26.07.2010 года ТСЖ 176 не заключило договор подряда на капитальный ремонт дома ни с одной подрядной организацией. В связи с этим председателю ТСЖ 176 было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах суд критически относится к протоколу от 24 мая 2010 года №3, согласно которому 24 мая 2010 года было принято решение о выборе подрядной организации на проведение капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома ООО "Ремонтостройсервис", а также к договору на капитальный ремонт многоквартирного дома от 15 июля 2010 года, заключенный ТСЖ 176 с ООО "Ремонтстройсервис". Исходя из результатов прокурорской проверки, указанные документы объективно не могли быть оформлены ранее 27 июля 2010 года.
Тем не менее, на основании указанных документов подрядные работы поручены ООО "Ремонтосройсервис", сметная стоимость работ по капитальному ремонту дома составила 2837166рублей.
Также 15 июля 2010 года ООО "Ремонтстройсервис" (подрядчик) заключило с ООО "ВЕС-Строй" (субподрядчик) договор субподряда, в соответствии с которым субподрядчик обязался по заданию генподрядчика выполнить работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, ремонт крыши, утепление и ремонт фасада жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Сметная стоимость работ по договору субподряда составила 2723680рублей.
По факту выполненных по договору субподряда от 15 июля 2010 года работ ООО "Ремонтстройсервис" и ООО "ВЕС-Строй" подписали справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 и акты о приемке выполненных работ формы КС-2 на общую сумму 2512818рублей.
Во исполнение договора на капитальный ремонт многоквартирного дома №34 от 15 июля 2010 года ООО "Ремонтстройсервис" сдало, а ТСЖ №176 приняло работы по разборке трубопроводов, их прокладке, врезке в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения, разборке бетонных конструкций, смене санитарных приборов, разработке грунта вручную, водоотлива, укладке канализационных труб и их присоединению к существующей сети, что подтверждается актами о приемке выполненных работ №3 от 25 октября 2010 года и №4 от 25 октября 2010 года, подписанными заказчиком – ТСЖ №176, подрядчиком – ООО "Ремонтстройсервис", а также управляющей организацией – ООО "Домоуправление №43", Администрацией Октябрьского района г. Саранска и МП г.о. Саранск "Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района".
Между тем имеется письмо ДЕЗ ЖКХ Октябрьского района, которое также подтвердило факт выполнения работ на сетях водоснабжения и водоотведения, а также по устройству фасада именно ООО "Технострой". Имеются акты выполненных ООО "Технострой" работ на общую сумму 208220рублей 01копейка. Тем не менее, работы, выполненные ООО "Технострой" включены в объемы работ, произведенных ООО "ВЕС Строй" и оплачены товариществом этому лицу.
При этом совокупность косвенных доказательств по делу говорит о недобросовестном поведении ТСЖ 176, как и остальных лиц, привлеченных к участию в деле в связи с распоряжением денежными средствами, полученными товарищество в рамках адресной республиканской программы.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, вследствие неосновательного обогащения.
Согласно статьей 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1105 Кодекса в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Совокупность доказательств по делу дает суду основание считать подтвержденным факт выполнения истцом работ по капитальному ремонту дома по ул. Восточной,11.
При отсутствии со стороны ответчика обоснованных возражений иск ООО "Технострой" подлежит удовлетворению в заявленном объеме на основании статей 8, 1102, 1105 Гражданского кодекса РФ.
Проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 21932рубля 50копекк подлежат взысканию с ответчика в соответствии со статьей 1107 (пункт 2) Гражданского кодекса РФ.
Судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 30000рублей подлежат возмещению истцу за счет ответчика на основании статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Государственная пошлина по делу в размере 7603рубля 05копеек относится на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВЕС-Строй" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС по Ленинскому району г. Саранска 25.03.2003) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска 10.02.2004) 208220рублей 01копейку неосновательного обогащения, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме 21932рубля 50копеек, 30000рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВЕС-Строй" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС по Ленинскому району г. Саранска 25.03.2003) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 7603рубля 05копеек.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Н. Алёхина