АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-3618/2014
город Саранск ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2014 года .
Решение в полном объеме изготовлено ноября 2014 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бирюко- вой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Лямбирь
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, г.Саранск
о признании незаконным и отмене постановления №18 от 15.07.2014
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия, г.Саранск
при участии:
от заявителя: ФИО2, представителя, доверенность от 18.07.2014,
от ответчика: не явился,
от третьего лица: ФИО3, начальника отдела геологического надзора и охраны недр, доверенность №3212/01-44 от 10.11.2014,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту также – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее по тексту также - Министерство, Минлесхоз РМ, административный орган)о признании незаконным и отмене постановления №18 от 15.07.2014.
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия заявленные требования отклонило, сославшись на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Пет- ров В.М. в ходе заседания пояснил, что он был привлечен Прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия к участию в проверке по Болотниковскому месторождению строительных песков. В момент проверки главой КФХ ФИО1 проводились вскрышные работы в пределах площади геологического изучения, предоставленного ему по лицензии. Кроме того, ФИО3 пояснил, что в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия отсутствуют специальные приборы для определения местоположения участков, являющихся объектом проверки.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в заседании объявлялся перерыв с 10.11.2014 до 17.11.2014.
При рассмотрении дела установлено, что 27.06.2014 прокуратурой Лямбирского района Республики Мордовия была проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем - главой ФИО4 Камильевичем законодательства о недрах при использовании карьера, расположенного в 1,1 км. Северо-западнее с. Тарасполь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения.
Земельный участок под геологическое изучение включающее поиски и оценку месторождения строительных песков на участке, расположенном в 1,1 км. северо-западнее с. Тарасполь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании свидетельств о государственной регистрации права от 15.08.2011, от 03.09.201.
Проверкой установлено, что 27.06.2014 в пределах площади геологического изучения по лицензии СРМ 00084 ТП от 02.04.2013, индивидуальным предпринимателем- главой КФХ ФИО1 проводятся вскрышные работы над уступом нерекультивированного карьера. Вскрышные работы проводятся бульдозером без отвалообразования, перемещением пустой породы в отработанную часть старого нерекультивированного карьера. Вскрышные работы проводятся без проекта горных работ, что является нарушением условий, установленных лицензией СРМ 00084 ТП от 02.04.2013, так как тяжелые горные работы условиями пользования недр не оговорены и право на добычу лицензия на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождения строительных песков на участке, расположенном в 1,1 км северо-западнее с. Тарасполь Лямбирского муниципального района Республики не предоставляет.
По результатам проверки, 01.07.2014 прокурором Лямбирского района Республики Мордовия в отношении главы КФХ ФИО1 и с его участием было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражено, что на земельном участке расположенном в 1,1 км северо-западнее с. Тарасполь Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, принадлежит на праве собственности ФИО1 осуществлялась разработка нерекультивированного карьера (вскрышные работы) с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами (без проекта горных работ).
Постановление от 01.07.2010 и приложенные к нему материалы направлены по подведомственности в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия для принятия решения о привлечении главы КФХ к административной ответственности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия 15 июля 2014 года вынесено постановление №18, которым индивидуальный предприниматель-глава КФХ ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение в том числе требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия выдана лицензия СРМ 00084 ТП от 02.04.2013 сроком действия до 02.04.2015.
Как отражено в обжалуемом постановлении, глава КФХ ФИО1 27.06.2014 в пределах площади геологического изучения по лицензии СРМ 00084 ТП от 02.04.2013 допустил нарушение лицензионных требований и условий, что выразилось в проведении вскрышных работ над уступом нерекультивированного карьера без проекта горных работ.
Вместе с тем, материалы административного дела не содержат доказательств точного определения местоположения участка недр, на котором заявителем проводились вскрышные работы.
В приложении №1 к выданной заявителю лицензирующим органом лицензии СРМ 00084 ТП от 02.04.2013 имеются четыре точки с указанием координат (широты и долготы), определяющие пространственные границы участка недр.
В акте обследования от 18.07.2014 Минлесхозом РМ прямо указано, что вскрышные работы осуществлялись ФИО1 для перемещения добытых песчаных пород в отработанную часть старого нерекультивированного карьера не в пределах площади геологического изучения Тараспольского поискового участка, предоставленного ему на основании лицензии СРМ 00084 ТП от 02.04.2013.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 37 Закона о недрах государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 №293 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический надзор по следующим вопросам:
а) соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования на своих территориях;
б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;
в) достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.
В силу подпункта 18 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 №1, Министерство осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
Согласно пункту 1 Порядка организации и осуществления Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия надзора в области охраны окружающей среды (регионального государственного экологического надзора), утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.12.2011 №476, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия надзора осуществляет в пределах своей компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия региональный экологический надзор, в том числе региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
08.12.2013 министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия утвержден Перечень участков недр местного значения по Республике Мордовия, который согласован Федеральным агентством по недропользованию (письмо №ЕК-04-24/14154 от 04.12.2013).
Участок недр, на котором главой КФХ ФИО1 проводились вскрышные работы, в указанный Перечень не включен, т.е. он не относится к участкам недр местного значения по Республике Мордовия.
На основании части 1 статьи 23.22.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 (в части пользования участками недр местного значения).
Пунктом 4 Постановления правительства РФ от 12 мая 2005 №293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" определен орган осуществляющий государственный геологический контроль и надзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в перечень полномочий которой входит предотвращение самовольного пользования недрами.
Согласно части 1 статьи 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 (за исключением случаев пользования участками недр местного значения).
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление №18 от 15.07.2014 вынесено неправомочным органом, а именно - Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №18 от 15.07.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
В соответствии с частью 4 статьи 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление №18 от 15.07.2014 Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Лямбирь (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Н. Савочкин